Логотип Идель
Блоги

Дмитрий Туманов: Какая утрата исторического объекта могла бы объединить нашу нацию?

И грянул бой за родную землю. Чёрной молнией носилась шайба по льду озера. «Красавицы Гульстана» с самодельными клюшками отважно врезались в гущу соперников-профессионалов, не замечая ни половой, ни возрастной разницы… Шло второе действие спектакля Татарского государственного театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева.

А старушки взяли клюшки…

И грянул бой за родную землю. Чёрной молнией носилась шайба по льду озера. «Красавицы Гульстана» с самодельными клюшками отважно врезались в гущу соперников-профессионалов, не замечая ни половой, ни возрастной разницы… Шло второе действие спектакля Татарского государственного театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева.

«Весь мир – театр», «мы – общество спектакля», –
Нам говорили классики. Не так ли?
«Мы носим маски», «мы играем роли»,
«Мы все давно актёры поневоле»,
«Консьюмеризм как способ бытия»
И много разных терминов и фактов,
В которых смысл примерно одинаков, –
Тот, что, увы, совсем не понял я.
Как можно, например, сыграть любовь
К родным гробам, к родному пепелищу?
И где душа пристанище отыщет,
Коль я забуду о земле отцов?
Неужто впрямь моё величье в том,
Как много денег у меня в кармане,
Насколько этажей возросся дом,
В купе я езжу или же в седане?
А как же про какую-то там пыль,
Что обрели на кончике ножа мы?
Где феномены-рыцари и дамы,
Где шпаги звон и где любовный пыл?
Актёру воплотить в реальность сны 
Любых сокровищ в мире будет мало,
Но если сердце верить не устало,
То мы живём, а не играем мы!

Комедия Камила Каримова «Шәй-бү! Шай-бу!» вспомнилась мне вчера, когда в прямом эфире я смотрел как в очередной раз завершалась эпоха кафедральных соборов в Париже. Французы восприняли пожар в Нотр-Дам-де-Пари как национальное бедствие. «Символизм пожара в Нотр-Дам-де-Пари совершенно поразителен, – комментируют они произошедшее в ночь на 16 апреля. – Там, где современный человек видит только несчастный случай, крупный пожар, люди, которые его построили, увидели бы гнев Божий».

А гневаться Господу есть на что. Думаю, каждый из нас сможет составить длинный список грехов человеческих. «В этом исступлённом капиталистическом мире, который разрушает нашу планету, – с напором заявляет один из парижан, – сегодняшняя вершина – стать миллиардером, иметь счёт на Багамах, есть кузнечиков на острове Ланта… Нотр-Дам немного мешала всему этому. Но мы её чуток подправим для китайских туристов и собственной славы».

Говорят, что, мол, татар, тотып карамаса, ышанмый. Но, похоже, не только татары таковы. Собравшиеся на острове Сите пытались прорвать пожарное оцепление вовсе не для того, чтобы оказать посильную помощь при тушении огня или спасении культурных раритетов, а чтобы получше заснять всё пожирающее пламя на свои гаджеты.

Но я сейчас не об этом.

Глядя на пылающую крышу Нотр-Дам-де-Пари я подумал: интересно, а какая утрата исторического или культурного объекта могла бы объединить нашу с вами нацию? И с ужасом понял, что не нахожу ответа…

А вот в той комедии, что разыграли артисты Татарского государственного театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева, ответ нашёлся. Земля родная. Общая история, какой бы она ни была в своих переплетениях трагического и комического. Та самая деревушка, в которой жили твои родители, и родители твоих родителей, и родители родителей твоих родителей… Как только на эти ценности посягнул чужеродец, играющий роль крутого бизнесмена и оценивающий всё и всех толщиной кошелька, старушки и предложили сыграть хоккейный матч, в котором победителю достанется право владеть этой землёй.

Как только вспыхнула крыша Нотр-Дам-де-Пари, французы – а вместе с ними и весь культурный мир теперь уже XXI века – осознали, что «в этой катастрофе самое банальное, безобидное, замечательное и жалкое состоит в том, что благодаря нашей знаменитой современной технологии, которую мы совершенствуем, которой мы восхищаемся и которую мы считаем абсолютно искупительной, мы умудрились привести к катастрофе чудо, которое избегало её в течение более 800 лет».

Какие уроки мы извлечём из этой трагедии? Станем ли мы человечнее в наш технократический век? Возьмёмся ли за клюшки, чтоб дать бой в защиту нашей истории и культуры? Или, как и прежде, будем равнодушно взирать на то как стираются с улиц городов культурные памятники и из памяти лица и судьбы наших предков? 
 

Теги: татары театр кариева татарский театр пожар

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев