Логотип Идель
Блоги

«Год счастья»: как найти свет во время тьмы?

В Доме татарской книги состоялся показ иммерсивного спектакля «Бәхет Елы» («Год счастья»). Действие развернулось на двух этажах музея в его выставочных залах и комнатах. Зрителю предлагали прочувствовать сложности, с которыми пришлось столкнуться писателю Шарифу Камалу в 1937 году.

В Доме татарской книги состоялся показ иммерсивного спектакля «Бәхет Елы» («Год счастья»). Действие развернулось на двух этажах музея в его выставочных залах и комнатах. Зрителю предлагали прочувствовать сложности, с которыми пришлось столкнуться писателю Шарифу Камалу в 1937 году.

Сцена из спектакля

Являясь коллаборацией Национального музея Татарстана и театров Казани, проект в своем содержании во многом опирается на сохранившиеся в виде документов воспоминания, письма и отчеты того времени. 

Сценарий к постановке, которую зрители увидели в минувшую субботу, 29 апреля, написан директором музея Айдаром Шайхиным и драматургом Айдаром Ахмадиевым, главным режиссером выступила Амина Миндиярова, ранее ставившая спектакль «Васса Железнова» по пьесе Максима Горького на Малой сцене театра Камала и в Казанском ТЮЗе. 

В главных ролях были заняты актеры прославленных татарских театров – камаловского театра, драмтеатра им. Тинчурина, казанского ТЮЗа им. Кариева: Булат Зиннатуллин (Шариф Камал), Ляйсан Файзуллина (Хаят), Адиля Зиннатуллина (Зайнап), Ильсаф Назипов (Йосыф).

Директор Дома татарской книги Айдар Шайхин

«Бәхет Елы» идет преимущественно на татарском языке и без синхронного перевода. Исключением стала лишь сцена митинга рабочих против капитализма в самом начале постановки, идею которой директор Дома татарской книги Айдар Шайхин описал так: 

– Казалось бы, спустя 80 лет после смерти Шарифа Камала мы должны досконально знать все о его жизни и творчестве. На самом деле это не совсем так. Потому что есть настоящий его образ и есть образ, который создавался и задумывался в рамках музеефикации и культуры памяти, что совершенно нормально. В этом нет ничего страшного. Мы в рамках нашего спектакля «Год счастья», который создается Национальным музеем и театрами города, попытались все-таки приблизиться к настоящему Шарифу Камалу, к его семье, рассказать эпизоды из его жизни в 1937 году и показать противоречивость этого времени. Мы всегда живем в противоречиях, что опять же не хорошо и не плохо. Это нормально.

В зрительном зале присутствовал и драматург Айдар Ахмадиев, который работал над написанием сцены диалога дочери и сына Шарифа Камала и финальным монологом жены для более детального раскрытия ее как персонажа. 

Сценарист Айдар Ахмадиев среди зрителей

«Я был очень рад, что меня пригласили участвовать в нем. В то же время я понимал, что это огромная ответственность, так как для меня в некоторой степени эта тема – «терра инкогнита». Я не совсем хорошо знаю контекст и было не так много времени на подготовку. Наверное, первые две недели прятался от Айдара, потому что ничего не мог написать. Но потом постепенно начал погружаться в письма, изучать взаимоотношения семьи Шарифа Камала. Так постепенно у нас родились те короткие сценки, которые я добавил. Здесь, конечно, вся душа и сердце Айдара Шайхина. Даже когда я слышу монолог Шарифа Камала, я слышу его устами Айдара Шайхина. В этот спектакль он вложил всю свою любовь к этим личностям. Для него они прежде всего живые люди, а не персонажи. Я как драматург, больше смотрю на них как на персонажей, как на рабочий материал. Айдар очень бережно подходит к делу, поэтому я старался стилизовать свой материал под уже имеющийся», – рассказал о работе над проектом Ахмадиев. 

Стоит отметить, что спектакль не просто так называют иммерсивным. Зрители в составе небольшой группы становятся его непосредственными героями, например, в сцене заседания правления Союза писателей Татарии, поднимая руку и голосуя за исключение Камала из общественной организации. Или во время флэшбека празднования Нового года, разбрасывая в конце сцены серпантин. 

Сцена из спектакля

Своими впечатлениями с корреспондентом поделилась посетительница музея Йолдыз Шарапова:

– Спектакль мне очень понравился. Я осталась под большим впечатлением. Считаю реализацию этого проекта большой удачей. Мне бы очень хотелось, чтобы этот спектакль не заканчивался, и чтобы зрители побольше ходили на него, так как это очень важно. Мы услышали уникальные источники, дневники выдающегося татарского писателя Шарифа Камала. Если бы этот проект не реализовали, то мы были бы лишены этой возможности. Я думаю, что авторы хотели донести мысль о том, что жизнь – очень многогранная вещь. Наряду с бедами случаются и счастливые моменты. 1937 год – время, на которое пришелся пик репрессий. Важно, что даже в это время людей объединяли дружба, любовь и взаимная поддержка.

Фотографии представлены пресс-службой Дома татарской книги
Фотограф Фирюза Закирзянова

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                Данис Ахметзянов

Теги: татарская культура татарский театр татарский язык

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев