Логотип Идель
Блоги

"Исэнмесез!?." - большие надежды, вопросительный знак и многоточие

Посмотрел спектакль «Здравствуйте!?.». «Ну и как?», – спросите вы. Как на Сабантуе в соседней деревне: вроде всё понятно, но если не имеешь здесь знакомых, нет полного интереса. А когда возвращаешься домой, вспоминаются только отдельные эпизоды, а многое непонятно: что это вообще было? Наверно такие привычки у этой деревни – так успокаиваешь себя.

Посмотрел спектакль «Здравствуйте!?.». «Ну и как?», – спросите вы. Как на Сабантуе в соседней деревне: вроде всё понятно, но если не имеешь здесь знакомых, нет полного интереса. А когда возвращаешься домой, вспоминаются только отдельные эпизоды, а многое непонятно: что это вообще было? Наверно такие привычки у этой деревни – так успокаиваешь себя.

В афише «Здравствуйте!?.» поставлен такой знак препинания, которого нет как на татарском, так и на русском языке. Но это верный знак препинания по отношению к спектаклю: большие надежды, вопросительный знак и многоточие.

Короче говоря: Исламовы – это очень большая семья. Собираются на Сабантуй. Туда же вернулся выгнанный с работы из больницы старший Исламов – травматолог Тамерлан (Ильдар Хайруллин). Зять Муслим (Фанис Сафин) убил отца Исламовых.. Тамерлан ненавидит зятя, выгоняет его. Столб Сабантуя ударяет молния. Выясняется, что Муслим болен, для его лечения в Германии требуется 3 млн рублей. Тамерлан, который еще совсем недавно гнал Муслима, организовывает сбор средств на его лечение. Родственники, которые собираются открыть магазин, денег не дают. Тамерлан продает дом стоимостью 15 млн рублей за 3 млн и деньги отдает Муслиму. Оставшегося без дома Тамерлана не пускает к себе ни один из родственников, он живет в деревне, на стоге сена рядом с порогом своего родного дома. Муслим возвращается и зовет Тамерлана жить к себе, но все равно умирает. Родственники собираются и возвращают Тамерлану его проданный дом.

На майдане Сабантуя устанавливают новый столб. Родственники поднимаются на столб. Все рады. Хеппиэнд. Всё, как в индийском кино.

Я так понимаю, хотели показать, какие типажи есть на селе в наше время. Это и показали. Нормально. Можно посмотреть и вспомнить, что и у нас есть такие люди. Разные характеры показали массово. Однако, как говорится, «нельзя впихнуть невпихуемое», из-за того, что все смешали в кучу, сюжет разбух, как тесто, подошел и убежал – за ним угнаться невозможно.

Поскольку ветки, приклеенные к дереву сюжета, были толще самого сюжета, сюжет сломался в двух-трех местах. Не хватило сил даже Бикчантаеву, чтобы собрать все написанное драматургом Мансуром Гилязовым.

Я так понимаю, спектакль был запланирован как толкование значения слова «Исэнмесез» - «Здравствуйте» («Вы живы, не умерли, татары?»). Но не смогли передать глобального замысла. Полукомедрама, состоящая из полукомедийных и полутрагичных эпизодов. К сожалению, главные актеры не раскрыли своих героев, режиссер не смог передать сюжетную линию, не прерывая её. Эпизоды с лирическими отступлениями и вовсе торчат, как аппендикс.

В спектакле очень много пьют.

Еще – пафос очень сильный. Прямо липнет к зубам.

«Мы – татары», – бывает, что сельчане на самом деле иногда так говорят. Но не так, как герой Ильдара Хайруллина. Выступая перед родными за столом, никто не разрывается призывами: «Татары!!!». Могут восклицать: «Исламовы!!!»

Пафос. Ильдар Хайруллин одинаков во всех ролях. Время от времени щипал себя, чтобы убедиться, что не сплю и не вижу сон про другой спектакль. Та же интонация, та же форма. Мне показалось, что я уже видел это. Как Шакти Капур играл во всех фильмах с одинаковым злобным лицом и интонацией, то же самое происходит и в этом случае.

Смерть зятя Муслима не вызывает жалости. Актер не смог создать ни жалкого, ни вызывающего ненависти образа. Страдающий неизлечимой болезнью человек хочет наложить на себя руки, но не вызывает никакой жалости…

В спектакле много нераскрытых до конца эпизодов. Чувствуется, что они были организованы с какой-то великой целью, но не получилось.

Например, мужики из соседней деревни приезжают на Сабантуй, чтобы спилить столб Сабантуя. Как разговаривают пьяные – смешно! Смотреть смешно. Но в чем смысл? Понятно, что спилить столб в татарской деревне – это символично. Не понятно, почему эти люди решили спилить столб. На дрова? Если так, то вроде бы у них нет машин... Во всяком случае, об этом речи нет. Чтобы унизить деревню? Если говорить так, то, то когда не удается повалить этот столб, они уезжают в соседнюю деревню, мол «татарские деревни еще не закончились», значит, их цель – не опозорить эту деревню, а свалить столб. Но почему?

Ищут забаву? Нет уж, спил столба – это не простой труд. Мужчина средних лет не режет шест пилой только для интереса. Подростки, которые бесятся с жиру и ищут забаву, могут совершать мерзость. Но мужчина, несмотря на то, что он пьяный, не станет делать на ровном месте такую тяжелую работу.

Сельские женщины, выйдя на улицу, пьют водку под столбом Сабантуя. Ну не делают так бизнесвумены со своими невестками. Бывают такие пьющие женщины в деревнях, но это уже другие типажи. Предприниматели, у которых свой бизнес, не пьют как алкоголички.

На протяжении всего спектакля над деревней слышен звук пролетающих самолетов. Каждый раз, когда пролетает самолет, все следят за ним. Что хотели сказать? Самолет показывается как зло? Или это изменения? Почему народ так удивляется самолету? Даже в татарской деревне современный человек не будет так удивляться полету самолета. Даже если и выпил.

Не понятно.

Одна деревенская сирота Раймонда хочет выйти замуж за одного из Исламовых. Она говорит какие-то философские слова, но и этот эпизод не прижился к сюжетной линии. Ее хотели изобразить сумасшедшей? Почему у нее цыганское имя? Хотели ли этим сказать, что деревня вымирает? Или, может, хотели показать, что прекрасные молодые девушки заинтересованные в таких, как Исламовы, и есть будущее села?

Не понятно.

Или ничего не хотят сказать – сиди и ни о чем не думай, гляди на красивую девушку, зритель, не спрашивай лишнего?

Любовницу главного героя показали много раз. Вот и этого я не понял. Зачем так надо было показывать эту женщину – я не до конца понял. Было бы ясно, если любовница не приняла бы мужчину, оставшегося без работы, и выгнала бы его. А так – обычные разговоры про жизнь. Скажите, пожалуйста, какое отношение она имеет к «Здравствуйте!?.»?

Поведение родственников не убедило. Когда главный герой попросил на лечение жениха три миллиона рублей, ни один из них не дал ему ни копейки. Нет, наверное, такого не бывает... Ведь это же среди многих родственников! Ну ладно, поверим. Что дальше происходит? Эти люди не не дают 3 миллиона главному герою для лечения Муслима. Он продает коттедж. А когда Муслим умер, эти же родственники выкупили и вернули Тамерлану его коттедж стоимостью15 миллионов!

Сказка. Так бывает только в индийском кино - после одного произнесенного слова человек начинает задумываться и становится лучше.

Тамерлан, продав свой коттедж, остается без дома, так как деньги отдал зятю. Зять с женой – с сестрой Тамерлана – уезжает на лечение в Германию. Тамерлан начинает жить в деревне на стоге сена. Вопрос: а почему зять и сестра не оставляют ему свою квартиру? Странно. А еще удивительнее – после возвращения из Германии, они приютили Тамерлана в своей квартире. Индийское кино.

Зять начинает говорить, что поедет во Вьетнам. Зачем он туда собирается?

Покупатели коттеджа несут какую-то большую белую коробку – что это такое? Деньги в такой ящик не кладут.

Странно и то, что родственники ссорятся и затем вновь дружат. Родственники, спорящие по поводу денег, в течение двух дней не могут подружиться. Это тоже не убеждает. Они, похоже, не знают, что такое ссора родственников. Обычно она длится годами. Спустя годы, возможно, их дети подружатся. Сами родственники, уже сильно состарившись, могут немного сблизиться. Смогут ли подружиться сегодня родственники, которые достигли той степени, что вчера, не дав денег, стали причиной смерти человека? Наверное, такого не может быть.

Как прекрасно играет Фирая Акберова роль скупой жены Асхата Хисматова – такие женщины не дают ни копейки. А тут – выложила деньги на «подарок старшему брату». Держи карман шире, так тебе и даст! Индийское кино. Это скорее получилось «Санчо с ранчо».

В конце спектакля родственники ставят новый шест и поднимаются на вершину шеста. Видят давно умершего отца. Я понимаю, что это не надо понимать в прямом смысле... По-моему, и в этом случае то, что они хотели донести, не совсем понятно.

Идея создания спектакля, посвященного слову «Исәнмесез - Здравствуйте!» очень хорошая. Он мог бы стать трагедией. Он мог бы стать комедией. Он мог бы стать драмой. Однако этот спектакль не смог передать эту идею.

Основную идею спектакля громко провозглашает главный герой Тамерлан (Ильдар Хайруллин) в середине спектакля. Раз герой это произносит вслух сам, это уже не то. Если преподносят уже готовую идею, то лучше я прочту его пьесу. Раз это спектакль, ты покажи эту идею, пусть человек сам дойдет до нее. А готовый пересказ идеи можно было бы просто написать в программу и распространить ее среди зрителей до спектакля.

Что хорошего есть в спектакле?

Отличная музыка! Мы жалуемся, что теперь у нас нет татарских композиторов – у нас же есть Эльмир Низамов! Он наш нынешний Сайдаш! Он еще молод, но он еще выше поднимет татарскую музыку, будущее поколение будет спрашивать: «Есть ли у нас такие талантливые композиторы, как Низамов?» Есть замечательная музыка.

Спектакль подняли хорошие роли отдельных актеров. Олег Фазылзянов отлично справляется с каждой ролью. Если дают роль бешеного НКВДшника, то он превращается в кричащего злодея, в пьесе «И это жизнь?» – в смешного деревенского агая, проводящего свадьбу. Здесь небольшая роль – Тамада, ну и впрямь настоящий тамада! Настоящий деревенский тамада – делает вид, что не обращает ни на что внимания на все, что происходит вокруг.

Фанис Зиганшин бы смог стать настоящим деревенским муллой. Он спокойно сидит, собирая деньги без лишних эмоций, мол, «Ну, с Богом, давайте деньги».

Минвали Габдуллин – настоящий деревенский человек. Его типаж, взаимоотношения с женой, игра показаны так точно. Он бы смог отыграть и главную роль, жаль не дали.

Мияуша Шайхутдинова исполнила роль жены Минвали в спектакле. Она старшая невестка в родительском доме. В деревне таких невесток обычно называют «хозяйка вокзала». От начала и до конца она блестяще исполнила свою роль. Можно с уверенностью сказать, что она настоящая деревенская женщина.

Эти актеры хорошо играют как на сцене, так и перед камерой в кинофильмах.

Говоря в целом, спектакль очень хороший, потому что здесь много героев, следовательно, играет много артистов. Мне всегда нравятся спектакли, где задействовано большое количество артистов, потому, что мне жалко, когда они сидят без дела. А раз в пьесе много героев, работает много артистов, они выходят на сцену и могут показать себя. Им ведь тоже нужна зарплата, пусть выходят, играют, а мы с удовольствием будем смотреть и критиковать. Вот с этой точки зрения – спектакль отличный.

Обращаюсь тем, кто не любит критику и возможно напишет: выйди и сыграй сам. Сам не выйду, не играю, а просто смотрю и критикую. Не нравится то, что я пишу, ничего страшного – мир не рухнет от того, что мои слова кому-то не нравятся.

Можно сказать, что первая попытка татар поставить на сцене «Исэнмесез!?.» («Живы ли вы!?.») не достигла своей цели. Но попытка не пытка. Танцор совершенствуется в танце (на ошибках учатся). В другой раз будет лучше.

 

 

Перевод Гульназ Нуретдиновой

Теги: татары татарский театр театр камала премьера

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев