Какие розы им уготовил Гименей? Шаляпинский-2019
Жаль, что Чайковский в свое время не назвал свою оперу «Татьяна», а не «Евгений Онегин». В спектакле Панджавидзе – именно она главная героиня. «Русская душою», конечно, но в веке нашем типаж распространенный, давно уже перешедший границы национального характера. Женщина, которая сама делает свою судьбу.
Татьяна Валентиновна Мамаева – журналист, искусствовед. Родилась в Казани, окончила филфак КГУ и искусствоведческий факультет ГИТИСа, во время учебы была вольнослушателем в Суриковском художественном институте. Основала корпоративную галерею «Арт-Образование», провела как куратор несколько десятков выставочных проектов и занималась корпоративной коллекцией.
Все-таки, «Евгений Онегин», и роман, и опера, – это зимние впечатления и размышления. Читать письмо Татьяны или слушать арии из этой оперы Чайковского в летнюю жару или осеннее ненастье для меня нонсенс. Отчего так? Может быть, оттого, что ключевые события романа происходит зимой? И кошмарные, провидческие сновидения Татьяны, и именины в январские морозы, и дуэль. Да и бал, где встречается Онегин с Татьяной, скорее всего, был зимой. Зима – время балов. Бархатный малиновый берет летом вряд ли носят.
Пушкин, и это общеизвестный факт его биографии, не любил лето, мешали ему «комары да мухи». Клялся в любви к осени. Но и зиму наверняка любил, иначе в «Евгении Онегине» не было бы такого роскошного описания этого времени года, не любила бы так зиму «с ее холодную красою» и Татьяна, а она все же была любимицей автора.
Вот и вечерошняя небольшая метель, этот свежий снег, его хороводы в свете фонарей на площади Свободы перед входом в оперный театр, так располагали освежить в памяти историю старшей дочери Лариных. Историю любви и непонимания.
«Евгений Онегин» на Шаляпинском фестивале – это всегда одно из центральных событий, потому что гений Пушкина перекликается с гением Чайковского, в этой опере все близко, все знакомо еще с детства, с культпоходов с родителями, с обязательным посещением «по программе» с одноклассниками. В этой опере, кажется, нет ни одной незнакомой музыкальной фразы.
Спектаклю Михаила Панджавидзе уже семь лет, состав исполнителей за редким исключением все время меняется, но каркас постановки настолько крепко сделан, что разрушить его невозможно даже при наличии большого количества гастролеров. И, главное, – в спектакле, идущем на сцене казанской оперы, нет банальностей, при том, что все хорошо известно, нет скучно-привычного. И музыка Чайковского, каждая музыкальная фраза, так тонко и трепетно раскрыта оркестром и маэстро Ренатом Салаватовым, стоящим за пультом.
Жаль, что Чайковский в свое время не назвал свою оперу «Татьяна», а не «Евгений Онегин». В спектакле Панджавидзе – именно она главная героиня. «Русская душою», конечно, но в веке нашем типаж распространенный, давно уже перешедший границы национального характера. Женщина, которая сама делает свою судьбу.
Сейчас уже можно сказать, что Татьяна – барышня эмансипированная. Пишет письмо, где признается в любви, второй раз признание вырывается в сцене финального объяснения – это у замужней-то дамы! То есть реплика матери в первом акте: «Тебя осудят!» ей явно безразлична. Не просто живет чувствами – строит свою жизнь так, как ей хочется. В спектакле Михаила Панджавидзе все именно так и происходит. Далеко не все мы даже в наше время так можем.
Ольга – ребенок, Ленский, философ восемнадцати лет, весь в грезах, Онегин – та еще кокетка, придумывает себя, придумывает ситуации. Почему она влюбляется в него? Пушкин объясняет все просто: «Пришла пора – она влюбилась». Наделяет его качествами такими, которых у него нет, свято верит в них всю жизнь. Страшно утратить иллюзии, многие из нас это знают на собственном опыте.
Марина Цветаева в статье «Мой Пушкин» высказывает интересную мысль, правда, относит ее к Пушкину и Натали, но и в случае с Лариной и Онегиным она может сработать. Цветаева пишет о том, что есть некая тяга «заполненности к пустому месту». Душа Татьяны, той девочки, которой пренебрегли, заполнена до предела. Гремин в спектакле это смог оценить. Как бережно Гремин (Михаил Казаков) уводит Татьяну (Анна Нечаева) с бала! Он так ее любит, этот прошедший многие испытания вояка, что, кажется, боится дышать в ее присутствии.
Онегину только кажется, что он понял Татьяну, это для него невозможно, они, как две параллельные прямые из эвклидовой геометрии, не пересекаются, даже встречаясь. Опять-таки вспомним Цветаеву, писавшую, что она говорила о любви, он же отвечал ей о женитьбе. Онегин не слышит Татьяну. Он возвращает ей письмо, она бросает его на землю, но он поднимает его и будет хранить вплоть до финального объяснения. Какой прекрасный режиссерский ход! Значит, что-то Онегина все же в ней зацепило еще тогда, в деревне.
Мне не удастся сосчитать, сколько раз я слушала «Евгения Онегина». И каждый раз в третьем акте в голове проносится шальная мысль: «А вдруг сегодня будет другой финал? Вдруг Татьяна останется с Онегиным?». Да, он кокетка, «лишний человек», но мы смотрим на него ее глазами. Но нет. Как всегда, звучит: «Позор, тоска…. О, жалкий жребий мой!». И занавес закрывается, актеры выходят на поклоны.
А если бы вдруг был другой финал? У Пушкина и у Чайковского? Исходя из жизненного опыта, не уверена, что это было бы для героев хорошо. Бог знает, какие розы им уготовил Гименей. И, может быть, на много дней.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев