Логотип Идель
Блоги

Казанское СТРИТ-ФОТО, которого нет

«Стрит-фото» или уличная фотография – один из самых сложных жанров в фотографии, и у него множество особенностей. Рассматривая мимолетный кадр, сделанный фотографом на улице, хочется не только ощутить атмосферу этого места или вглядываться в мельчайшие детали, а более того, оказаться внутри снимка. Подобной магией погружения по-настоящему владели немногие. Таких, как Анри Картье-Брессон, Сол Лейтер, Стивен Шор, Алекс Уэбб, Роберт Дуано и других мэтров прошлого столетия, на удивление мало, несмотря на наличие у каждого современного человека телефона с хорошей камерой, возможности путешествовать и хотя бы одной личной страницы в социальных сетях.

«Стрит-фото» или уличная фотография – один из самых сложных жанров в фотографии, и у него множество особенностей. Рассматривая мимолетный кадр, сделанный фотографом на улице, хочется не только ощутить атмосферу этого места или вглядываться в мельчайшие детали, а более того, оказаться внутри снимка. Подобной магией погружения по-настоящему владели немногие. Таких, как Анри Картье-Брессон, Сол Лейтер, Стивен Шор, Алекс Уэбб, Роберт Дуано и других мэтров прошлого столетия, на удивление мало, несмотря на наличие у каждого современного человека телефона с хорошей камерой, возможности путешествовать и хотя бы одной личной страницы в социальных сетях.

Но если появление жанра стрит-фото связывают с именем французского фотографа Анри-Картье-Брессона еще с середины ХХ века, то в какой момент жанр приходит к нам? Что снимали фотографы Казани на улицах нашего города? И снимают ли сейчас?


ДАРЬЯ РАХМАНОВА, старший научный сотрудник ГМИИ РТ, пишет научную работу о советской и современной фотографии. Она поделилась с нами результатами своего исследования.

 – Отдельного жанра уличной фотографии в советское время не было. В основном, казанские фотографы работали в контексте документально-репортажной фотографии. Конечно, много кто снимал город и события того времени. Например, в объектив Фарита Губаева, Владимира Зотова и Эдуарда Хакимова попали моменты строительства города, появления новых зданий, массовых мероприятий, праздников, религиозных событий, шествий. Однако все они делали выбор в пользу репортажной съемки. Но примечателен момент создания Владимиром Богдановым фото-группы «Тасма» в 1974 году. Идейным вдохновителем группы был «отец уличной фотографии» – Анри Картье-Брессон.

Анри Картье-Брессон «ВСЕ МАНИПУЛЯЦИИ С КАМЕРОЙ, ДИАФРАГМОЙ, ВЫДЕРЖКОЙ  И Т.П. ДОЛЖНЫ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ НА УРОВНЕ РЕФЛЕКСА, КАК ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СКОРОСТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ»


– В чем состояла особенность их уличной съемки?  

– Они делали акцент на национальную самобытность Казани, старались подчеркнуть существование разных религиозных конфессий. Группу «Тасма» можно ассоциировать с неким прорывом в плане свободы творчества. Они отделились от идеологического притеснения. У них был интерес показать жизнь своей республики, своего города, заявить о нем в фотографической среде. И все же свободы печати они добились только в зарубежных изданиях. 

– Учитывая, что сейчас фотографы имеют большую свободу творчества, можно ли говорить о развитии в Казани стрит-фото? И можете ли Вы назвать кого-нибудь из молодых последователей этого жанра? 

– Не могу выделить каких-то ярких представителей. У нас, на мой взгляд, гораздо больше развита стрит-фэшн и документальная фотография. Достойным примером документальной фотографии, например, можно назвать Сашу Громову. 

Шэйн Грей «ТО, ЧТО ВЫЗОВЕТ ИНТЕРЕС У ПРИЕЗЖЕГО, МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЫЧНЫМ, ТИПИЧНЫМ ИЛИ ДАЖЕ ОТВРАТИТЕЛЬНЫМ ДЛЯ МЕСТНЫХ. НО И ПОТЕРЯ НАИВНОГО ВЗГЛЯДА МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ ФОТОГРАФУ»

– С чем это связано, как думаете? Казань – красивый, живой город. Неужели просто неинтересно? 

– Я заметила такую тенденцию: молодым фотографам зачастую интереснее поснимать какой-то неизведанный уголок России, который, возможно, отличается от всех остальных. Если для «Тасмы» это была национальная особенность, то сейчас и она не прослеживается. 

– Все же, если не из молодых, кого из казанских фотографов вы бы выделили как представителя жанра стрит-фото? 

– Евгений Канаев. В 1990-е годы, работая в разных изданиях, он был особенно известен своими уличными фотографиями. 
*** 
ЕВГЕНИЙ КАНАЕВ – член союза фотохудожников России, Союза журналистов России, заслуженный работник культуры Республики Татарстан. Помимо публикаций в журнале «Советское фото» и газете «Татарстан яшьлэре», почерк фотографа стал узнаваемым благодаря альбому фотографий «Казань и казанцы в 90-е». После участия в многочисленных выставках его творчество признано не только в России, но и за рубежом. Сейчас фотограф все реже выбирается в город, а больше фотографирует сельскую местность и деревенский быт. Однако как один из самых опытных мастеров жанра уличной фотографии Евгений Канаев поделился своими мыслями на тему развития стрит-фото в Казани. 

Руи Палья «ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МНЕ НУЖНО «СКАЗАТЬ», ЧТО Я НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО ВЫРАЖАЮ СВОИ ЧУВСТВА И МЫСЛИ СЛОВАМИ. ПОЭТОМУ Я ПРЕДПОЧИТАЮ ДЕЛАТЬ ЭТО С ПОМОЩЬЮ ИЗОБРАЖЕНИЙ»

 – Я сам занимался стрит-фотографией, но раньше такого рода фотографии мы называли жанровыми – кадры из повседневной жизни людей. Я просто фотографировал на улицах. Но я считаю, что само понятие уличной фотографии шире. Оно охватывает не только городскую жизнь, но и сельскую местность. Там ведь тоже живут люди. Стрит-фотография может быть направлена на любого человека, который не привязан к какому-либо событию, как, например, в репортажной съемке. Стрит-фотография – это простые люди и их жизнь.

– Да, но Вы ведь долгое время снимали в городе. В чем особенность уличной съемки именно в Казани?  

– Качество и сюжет фотографии зависит не от города, а только от фотографа и от того, что он из себя представляет. Важно то, какой у него творческий багаж, воспитание, среда, в которой он вырос. Обычно фотограф снимает то, что ему полюбилось с детства. Например, мне всегда нравится, когда есть животные в кадре – собаки, кошки, козы, лошади. 

– Для фотографа, который выходит на улицу, важно простроить сюжет? 

 – У всех по-разному. Есть люди в свободной охоте, которые постоянно носят с собой фотоаппарат в надежде поймать хороший кадр. Так появились мои лучшие кадры. А кто-то заранее планирует – идет на знакомую ему улицу и точно знает, что найдет там то, что ему нужно. Но, я считаю, что план ограничивает, а тут важна свобода действия.

– Знаете ли Вы кого-нибудь из молодых талантливых казанских стрит-фотографов?

 – На данный момент, нет. Но примерно 10 лет назад Айрат Алпаров увлекся фотографией и сделал что-то вроде фотомарафона. Участникам марафона давалось примерно по десять тем, которые им предстояло раскрыть, и несколько часов они снимали на бегу. Пару раз я был в жюри этого марафона. Но сейчас почему-то такого нет.

– Почему же этот жанр не продолжает развиваться? 

 – Чтобы стать хорошим фотографом, нужно быть культурным человеком. Многие просто начинают не с того. В свое время мы ходили в фотокружки, клубы фотолюбителей и никогда не ждали заработка от этого дела. Сейчас стало модно быть фотографом. Считается, что это творческая профессия, благодаря которой можно заработать большие деньги. Но если начинаешь с чистой коммерции, то зачастую в свадебной съемке или в семейных портретах так же мало жизни, как при съемке ювелирных изделий или посуды. В основном, стрит-фотографией занимаются люди, уже достигшие чего-то, и они выходят на улицу лишь из спортивного интереса. Стрит-фотографию редко когда получается продать. Поэтому стрит-фотографов и маловато, а молодые фотографы часто снимают довольно банальные вещи. Ради развернутой интересной картинки нужно постараться. 

***
 О том, стараются ли молодые фотографы Казани, нам рассказал председатель союза фотографов Республики Татарстан, руководитель «Казанского фото-клуба» ГЕОРГИЙ КОЗЛОВ. 

– Среди молодых фотографов, которые учатся у вас, есть ли те, кто хочет или уже профессионально занимается стрит-фото? 

– Пока они учатся, стрит-фото для них площадка, которая не требует затрат и студийного времени. То есть место, где можно себя попробовать, не приложив каких-либо усилий, в том числе и коммерческих, и быстро реализоваться. Кроме того, улица для них – это определенного рода психологическая планка, потому что молодой фотограф стесняется подойти к незнакомым людям, боится «получить по шапке», услышать какие-то нелицеприятные замечания. И очень важно этот барьер перешагнуть. Иногда в качестве дипломной работы они хотят выбрать стрит-фотографию. Но на это у нас есть контрдовод: а будет ли дальше стрит-фотография вас кормить? Если вы уровня Картье-Брессона, то возможно. Но пока уровень не высок, мы даем возможность освоить ту же свадебную, предметную или фуд-съемку. Но недавно у нас проходил демо-экзамен, и одним из заданий было снять фотоочерк на улице. У некоторых неплохо получилось. 

– Но дальше кто-нибудь пойдет по этому пути? 

– Думаю, да. Но тут важно понимать, что значит «по этому пути». Я думаю, что в той или иной степени стрит-фотографией занимаются почти все. Только кто-то занимается этим между делом, к примеру снимая свадьбу. Ведь стоит немного отодвинуть камеру, и вот уже получилась стрит-фотография с реакцией людей. 

– Стрит-фотография – это больше занятие для себя? 

– Важна мотивация. Если человек хочет получить заказ на фэшн-съемку и хотя бы частично использует соцсеть как свою рекламную площадку, то какой смысл ему показывать «социалку»? Кроме того, к стрит-съемке нужно подходить очень серьезно: любой хороший снимок – это подмеченное место, свет, охотничья деятельность и выжидание ситуации. Не зря ведь, подняв знаменитый снимок Картье-Брессона с велосипедистом, люди узнали, что у него было несколько десятков дублей, прежде чем он снял именно тот стрит-снимок, на котором мы все учились. В любом случае это большая подготовительная работа, на которую нужно много времени и сил. И это вряд ли окупится.

Фото Евгения Канаева, Владимира Зотова и из архива Г.Козлова
 

Теги: фото, журнал "Идель", культура, творчество, жизнь

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев