Логотип Идель
Блоги

«Сак-Сок» – миф о распаде тюркского монолита

Это очень интересно, и современный ребенок это примет! Потому что, когда ты объясняешь этот миф, он балансирует в мировых сценариях. Все понятно. Но только мы перестали узнавать этот «Сак-Сок».

Милеуша Мухаметзяновна Хабутдинова родилась 21 марта 1972 года в деревне Арпаяз Кукморского района РТ в семье служащих. Выпускница факультета русской филологии Казанского государственного педагогического института по специальности «учитель русского языка и литературы». Работу учителем в школе, совмещала с научной деятельностью. Доцент кафедры татарской литературы Высшей школы татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ. Кандидат филологических наук, защитила диссертацию «Проблема личности в творчестве Хади Такташа». В 1999-2002 гг. работала в Татарско-американском региональном институте в должности заместителя проректора по учебно-методической работе. Ведущий редактор журналов «Филология и культура» и «Tatarica». Автор свыше 200 научно-популярных публикаций. 10 лет занимается продвижением наследия народного писателя Татарстана Аяза Гилязова в мире.

 

Базовый смысл баита "Сак-сок" – попытка объединения народа, отсылка к возникновению великой китайской стены. Этот баит должен стать достоянием татар, он должен работать. Все, что сегодня осталось в памяти – какие-то птицы, какой-то прутик, мать прокляла детей. Почему дети, которые с удовольствием понимают «Краденное солнце» Чуковского, совершенно не знают о том, что «Сак-Сок» – это наш солярный миф.

Существуют разные версии происхождения «Сак-Сока». От слова «сөяк» – «кость», распадающаяся на части. В древнекитайском «синь-янь» – «левый-правый» – это части, которые не совпадают. В мифе говорится о тюркских племенах, которые переживали своеобразный религиозный спор между солнцепоклонниками и сторонниками луны. В конфликте всегда присутствует материальная составляющая – не могли поделить плодородные земли. Для этого была построена китайская стена. Одно племя осталось в пустыне, было обречено на голод и должно было откатиться на нашу территорию, а другие остались на плодородных китайских землях. И для того, чтобы такого раздела дальше не происходило, была создана легенда о том, что распавшиеся, не выполнившие завет родителей навсегда будут прокляты и обречены на жизнь в одиночестве.

Суть этого мифа очень проста, это вариант «Краденого солнца», бродячий сюжет, и детей надо с этим знакомить. И здесь катарсис открытия своего мира происходит, дети считают, что какие-то Сак и Сок, древние тюрки – это так далеко и не имеет отношения к ним. Баит рассказывает о том, что жили-были батыр (отец) и его жена Табиба-чак-чак. Див украл солнце – появилась китайская стена, которая заслонила горизонт. Батыр собрался разбить мечом эту китайскую стену. И обратился за помощью к своим сыновьям, чтобы они принесли ему заветную стрелу (осиновый кол, серебряная пуля – аналоги в русской культуре) от мамы из дома, чтобы спасти это солнце.

Теперь вспомните подвиги древнегреческих героев, которые возвращали солнце. Дети спокойно этот сюжет поймут, здесь не надо никаких усилий, просто надо вовремя эти сигналы посылать, вписывать свою легенду в мир, и они не будут отторгать этот материал. Дети превратились в птиц – стандартная сказочная ситуация, чтобы ускорить процесс повествования – отправились домой. По одной версии, они заспорили, кто понесет. И не выполнили приказ матери быстро донести стрелу, играючи ее сломали. Тем самым они обрекли на смерть своего отца. Солнце он успел спасти, но погиб, так как оно обожгло его, а мать за это их прокляла.

Легенда имеет языческие корни. Тенгри сжалился над батыром, оживил его, и каждый год он возвращается вороном, ведь батыра звали Мардуган. Мардуган-карга, то есть, грач, который возвращается каждую весну и запускает новый природный цикл. И мы сразу вспоминаем популярный сегодня обряд, который стал весенней забавой, «карга боткасы» («воронья каша»). Все, сцепка нашей тысячелетней истории произошла.

Это очень интересно, и современный ребенок это примет! Потому что, когда ты объясняешь этот миф, он балансирует в мировых сценариях. Все понятно. Но только мы перестали узнавать этот «Сак-Сок».

Есть вторая версия, тоже очень интересная. Отец послал не за прутиком, а за медом, чтобы смазать свои плечи и уберечь от солнечного ожога, чтобы солнце, которое вырвется из-за стены, наконец, не обожгло. А дети попали в полосу темноты, испугались за себя и спрятались в лесу, чтобы переждать ночь. Таким образом, они не выполнили приказ старшего поколения. По закону мифа космос нарушен, нарушение заветов родителей оборачивается хаосом в мифологической картине любого народа, и это случилось. Отец освободил Солнце, но погиб. Тенгри оценил самоотверженный поступок батыра, оживил и вернул его в облике грача.

Это объясняет странную жестокость матери в отношении своих детей, что совершенно не вмещается в нашем мировоззрении – как это мама проклинает своих детей?! Но это же надо объяснять детям, так же, почему Герасим утопил Му-Му, надо объяснять и это.

 

https://youtu.be/T3-jc7_y8U8

Теги: Экият, школа юного театрала, Казань, минкульт РТ образовательный проект ТЮЗ им. Кариева

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев