Логотип Идель
Блоги

Татарки рулят!

Прекрасные представительницы татарского народа громко заявляют о себе на весь мир на протяжении столетий. Россия помнит татарских женщин, сумевших снискать не просто личную славу, но и оставить яркий след в истории. Имя им – легион. Мы вспомним некоторых из них.

Прекрасные представительницы татарского народа громко заявляют о себе на весь мир на протяжении столетий. Россия помнит татарских женщин, сумевших снискать не просто личную славу, но и оставить яркий след в истории. Имя им – легион. Мы вспомним некоторых из них.

Сююмбике. Легенда, заменившая реальность

Ее вспоминают самой первой. Казанская царица Сююмбике – символ Татарстана, образ истиной татарки. Даже современной.

Все знают миф, связанный с Сююмбике. Да, именно миф о том, как, не желая принадлежать Ивану Грозному, прекрасная Сююмбике сбросилась с высокой сторожевой башни Казанского Кремля (эту башню до сих пор называют башней Сююмбике), предпочтя смерть жизни с нелюбимым.

Но реальная история далека от красивой печальной легенды.

В Казани ханбикэ Сююмбике жила в XVI веке с любимым мужем – казанским ханом Сафа-Гиреем, который умер в молодом возрасте. Молодая женщина осталась вдовой с 2- летним сыном Утямыш-Гиреем на руках. После смерти мужа Сююмбике вынужденно отправилась в город Касимов. Казанская знать отправила свою ханбикэ в этот город по договоренности с московским царем, опасаясь, что Утямыш-Гирей заявит о своих правах на казанский престол. В Касимове Сююмбике отдали замуж за местного хана Шах-Али, Утямыш-Гирея крестили – он стал Александром Сафагиреевичем. Но прожил он совсем мало, скончавшись в 20-летнем возрасте в Москве. А его мать, прекрасная Сююмбике, умерла в Касимове. Но могилу ее найти не могут до сих пор.

Сююмбике часто приписывают резкие, властные и воинственные качества характера, все больше выдавая легенду за реальность. Ну, не могла татарская женщина в XVI веке столь очевидно бунтовать, что и подтверждает ее отъезд в Касимов и повторное замужество с незнакомым ей до той поры ханом. Для мусульманки средневековья более характерны покорность и смирение. Тем более, что все малоприятные события в своей жизни люди той эпохи воспринимали как испытания, ниспосланные Аллахом, которые нужно смиренно принять и достойно через них пройти.

Пионерка среди мусульман под покровительством русской императрицы

Так называли Разию Кутлуярову современники. И не потому, что она носила красный галстук и была верна заветам Ильича. Во-первых, во времена ее молодости не было ни первого, ни второго. А во-вторых, это гордое звание Разия получила потому, что была первой «среди мусульман на поприще медицины», как писали в то время газеты Петербурга.

Как ни прискорбно, но сегодня многие даже не знают, кто такая Разия Кутлуярова. А ведь она была первой в истории врачом-мусульманкой!

Разия-туташ получила заветный диплом о высшем медицинском образовании в 1893 году. И это стало не просто ярким, а выдающимся событием в жизни мусульман, причем не только России: врач-мусульманка для того времени – социальный прорыв.

Справедливости ради надо заметить, что в XIX веке в России женщин среди медиков практически не было. Прекрасные представительницы разных национальностей с огромным трудом пробивались к заветной мечте – лечить людей. Но в мусульманском обществе были и свои, чисто конфессиональные особенности, становившиеся дополнительными преградами для профессиональной самореализации.

В общем-то, не удивительно, что первая женщина-врач мусульманка была именно из татар: общеизвестный факт, что татары стремились к знаниям, к просвещению, а обучение считали необходимым для всех, даже для женщин. Поэтому уже на рубеже XIX-XX веков среди татарок было много выпускниц гимназий и даже университетов.

Вот и Разия Кутлуярова родилась в просвещенной семье в 1866 году в Касимове После сдачи курса женской гимназии в родном городе она отправилась в Петербург, где отучилась на Рождественских курсах фельдшериц. Для мусульманского сообщества Российской империи обучение мусульманки на медицинских курсах было неординарным событием! Поэтому, когда она отправилась уже служить людям, обладая диплом врача, об этом написали не только петербургские газеты. В «Казанском телеграфе» была опубликована заметка: «Из Петербурга выехала к месту своего служения в Касимов первая женщина-врач Биби-Разия Кутлуярова. По случаю отъезда первой пионерки среди мусульман на поприще медицины на вокзале для проводов собралась учащаяся мусульманская молодежь».

Кстати, Разия Кутлуярова получила права женщины-врача благодаря личному содействию императрицы Марии Федоровны. Известно, что императрица содействовала появлению в Петербурге женского медиститута, так как идея о необходимости официального высшего медицинского учебного заведения для женщин к тому времени была уже давно созревшей.

Разия Кутлуярова работала некоторое время в Касимовской уездной земской больнице. За время работы она столкнулась с эпидемией и сыпного тифа, и холеры. Даже сама заразилась тифом, но чудом осталась жива.

Её пример вдохновил других татарок и в целом мусульманок на профессиональное развитие в медицине. И уже в 1903 году в газете «Терджиман» писали: «Одиннадцать мусульманок, следуя почину госпожи Разые ханым Кутлуяровой Сулеймановой, изучают в Санкт-Петербурге медицину, опередив в этом отношении своих турецких, египетских и индийских единоверок».

Прожила Разия Кутлуярова (в замужестве Сулейманова) недолго. Пионерка-мусульманка в медицине скончалась в возрасте 57 лет в Оренбурге, куда переехала из Касимова и где вела частную медицинскую практику.

Выпускница Сорбонны из рода сеидов

Первая татарская женщина – математик Сара Шакулова – являлась не просто выпускницей Сорбонны: она имела почетное звание профессора. И принадлежала к древнему роду сеидов.

«В Сорбонне учились пять татарок, одна даже осталась преподавать в этом элитном французском университете. Как видим, в престижных европейских учебных заведениях татарок ценили, а в России к ним относились с недоверием. Особенно наглядно это видно на примере талантливого математика Сары Шакуловой. В 1913 году она получила диплом об окончании факультета точных наук Сорбонского университета, а по возвращении домой не смогла устроиться на работу. Девушка была уверена в своих способностях и решила сдать свыше 25 экзаменов по программе Московского университета. Через два года она получила диплом об окончании физико-математического факультета. Впрочем, столичные вузы неохотно раскрывали двери и перед русскими женщинами», – рассказывала в одном из своих интервью кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РТ Тамина Биктимирова.

Помыкавшись на Родине в поисках вакансии в научных лабораториях, Сара Шакулова принялась за образовательную деятельность. Она организовала несколько профтехнических учебных заведений – сельскохозяйственные, педагогические, курсы по ремонту сельскохозяйственных машин и прочие. В 1925 г. женщина становится директором первой татарской школы им. Н. Нариманова в Москве.

Не забывала при этом Шакулова и любимую науку: писала учебники по математике для татарских школ. И эти учебники долгое время оставались единственными и в советское время: по учебным пособиям Шакуловой советские школьники-татары изучали математику на родном языке.

Первая Зулейха

От ее игры рыдали, ее талантом восхищались, театральные критики называли ее «выдающимся театральном явлением». Она незабываемо сыграла Зулейху в одноименной постановке по пьесе Гаяза Исхаки еще в 1917 году. Она блистала в комедиях и драмах Г. Камала, Ф. Амирхана, Ш. Камала. Она покоряла публику своей смелостью, разнообразием образов и, главное, достоверностью всего того, что несла со сцены.

Она – Гульсум Болгарская, театральная звезда Казани начала XX века.

Впервые на сцену Болгарская вышла в 1910 году в знаменитой труппе «Сайяр». Она относится к первому поколению татарских актрис, которые, взойдя на сцену, оставались долгое время настоящими звездами.

Кроме того, Болгарская сыграла выдающуюся роль в создании татарского профессионального театра и, что особенно ценно, в формировании национальных традиций исполнительского мастерства.

«Природная наблюдательность, глубокое знание жизни, сценическая смелость помогли актрисе с первых же ролей заявить о себе как о выдающемся театральном явлении, отмеченном театральной критикой», – писали казанские газеты в 1900-е годы.

Она была настоящей любимицей публики. И народную любовь ей помогали удерживать и природный талант, и неукоснительное следование правде жизни. Поэтому ей верили – она была убедительной в самых разных ролях – и остродраматических, и комедийно-бытовых.

1914 год стал для Болгарской своего рода переломным. Сыграв Катерину в знаменитой «Грозе», Болгарская стала олицетворением протеста женщины, закрепощённой религиозными догмами и вековыми традициями.

Исполнением Болгарской Катерины восхищался Мулланур Вахитов. «Без ложного пафоса, без всякой крикливости раскрыла она зрителям поэтическую, свободолюбивую душу героини Островского, — отмечал Мулланур Вахитов, подчеркивая личностный характер этого исполнения, — кто знает, может быть, и Болгарская не сумела бы передать интимнейшие переживания Екатерины, если бы в глубинах её души не клокотали источники, тайно роднящие её с героиней Островского».

С 1918 года Болгарская работала в драматической труппе, созданной Центральной мусульманской военной коллегией при Народном комиссариате по военным делам РСФСР.

В годы Гражданской войны выступала в военных клубах. В 1920 г. вместе с рядом актёров труппы «Сайяр» вошла в состав Первого показательного татарского театра, ставшего позднее Татарским академическим театром.

Болгарская долгое время оставалась примой академического театра.

И, помимо созданных ею образов русской, татарской и даже иностранной классики, в главные заслуги современники ей ставят то, что она укрепляла национальную татарскую театральную школу и утверждала в татарском театре новую сценическую этику.

Цветок из отряда Космодемьянской

Чачка Загирова. Сегодня мало кто помнит героиню Великой Отечественной войны. Разве что в памятных книгах встречается ее имя, да земляки мужественной татарки вспоминают ее добрым словом.

Чачка («Цветок» – в переводе с татарского языка) Загирова родилась 21 июля 1923 года в маленькой деревушке Анаково Сармановского района Татарстана.

Чачка училась в Московском авиационном институте и по всем причинам могла не идти на фронт. Но уже в 1941 году Чачка Загирова оставляет учебу в престижном вузе и отправляется воевать.

У Чачки Загировой были и свои, личные, причины взять оружие в руки: на Белорусском фронте пропал без вести ее отец – политрук Миннегали Сагдиевич Загиров. И дочь отправилась на фронт искать отца.

Служить ей довелось в одном партизанском отряде с легендарной Зоей Космодемьянской. Но судьба Чачки сложилась намного счастливее знаменитой партизанки.

Более трех лет она провела в рядах диверсионных групп, за свою беспримерную службу была отмечена многими наградами. Но вот про судьбу своего отца ничего так и не смогла узнать. Даже могилы не нашла.

После войны Чачка Загирова работала в Казанском финансовом институте, занималась наукой, преподавала, стала кандидатом экономических наук. Всю свою жизнь занималась поисками пропавших без вести фронтовиков.

«Королек» из татарской семьи

«У нее огромное количество фанатов. Они считают ее самой красивой женщиной на планете. Они живут в разных уголках земного шара и считают ее живым идеалом. Она – Айдан Шенер, турецкая актриса, у которой было все, чтобы сделать звездную карьеру. Все – это три вещи: славянские корни, победа в конкурсе красоты и работа моделью, а также съемки в удачном фильме», – пишет об одной из самых красивых турецких актрис один из информационных порталов Турции.

Не понятно, что имелось в виду под славянскими корнями Айдан. Вероятно то, что Казань, откуда родом ее прадед по отцовской линии, расположена в России? Но родственник будущей звезды еще в 1877 году эмигрировал из Казани в Турцию. Мама девочки, по национальности крымская татарка, тоже практически «наша».

Айдан росла в небогатой семье, отец работал музыковедом, мама была домохозяйкой.

Родители Айдан хотя и были мусульманами, что предполагает массу запретов, признавали за дочерью право на самореализацию и не возражали против желания Айдан работать в модельном агентстве: они хотели видеть ее богатой и счастливой, мечтали о славе.

Довольно быстро дочь начала оправдывать надежды родителей: она победила в конкурсе красоты и стала «Мисс Турция». В 1981 Г. Айдан уже представляла Турцию на международном конкурсе «Мисс Мира», заняв почетное второе место в престижном конкурсе. И именно там случилось самое главное: турецкую девушку с казанскими корнями узнал весь мир. И заприметили деятели из киноиндустрии: в 1986 году, когда на экраны вышла многосерийная мелодрама «Королек – птичка певчая», Шенер буквально накрыла волна популярности и зрительской любви. И Айдан мгновенно превратилась в звезду кинематографа Турции.

В ее фильмографии достаточно картин, которые помогали поддерживать звездный статус. Но для нас важным событием стало то, что знаменитая турчанка смогла побывать на своей исторической родине.

Случилось это в 2004-м, когда Айдан приехала в Казань в сопровождении отца. Он давно хотел побывать на земле своих предков. Понятно, что турок встречали в Казани как родных: актриса побывала на выпускном вечере учащихся татарско-турецкого лицея, посетила церемонию открытия международной конференции городов Всемирного наследия Евразии. Дорогие гости смогли принять участие в праздновании самого татарского праздника – Сабантуй.

Это был не единственный визит татарской турчанки в Казань. В 2007 году Айдан Шенер снова приехала к нам. В этот раз ее статус был несколько иным: Айдан стала почетной гостьей на закрытии 3-го Международного фестиваля мусульманского кино «Золотой Минбар». Популярная актриса вручала приз татарскому режиссеру Альберту Шакирову за победу в номинации «Отражение культуры и традиций народов тюркского мира».

Айдан Шенер должна была стать «Звездой Бахчисарая». Этот сериал планировали снимать в Крыму, где актриса успела побывать. Но по неозвученным причинам съемки были остановлены, что никак не повлияло на любовь россиян к очаровательному «Корольку».

Теги: Женщины праздник Татарстан

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев