Логотип Идель
Блоги

«Ветер – это тишина, которая сердится»

16 ноября в великолепном зале Татарской филармонии выступали музыканты легендарного Шанхайского национального оркестра. Они привезли в Казань концертную программу «Новая восточная сюита». Концерт приурочен к 70-летию образования КНР и установлению дипломатических китайско-российских отношений.

16 ноября в великолепном зале Татарской филармонии выступали музыканты легендарного Шанхайского национального оркестра. Они привезли в Казань концертную программу «Новая восточная сюита». Концерт приурочен к 70-летию образования КНР и установлению дипломатических китайско-российских отношений.

Два важнейших культурных центра – Шанхай и Казань – сближают соседство истории и современности, традиций и новаторства, азиатского и европейского стиля жизни. Именно в Казань в конце сороковых годов прошлого века приехал из Шанхая жить и работать знаменитый биг-бенд под управлением Олега Лундстрема.

Шанхайский национальный оркестр – первый крупный профессиональный коллектив национальных инструментов в Китае – был основан в 1952 году. Коллектив объездил почти весь мир, блестяще представляя национальное музыкальное искусство своей страны. В репертуаре как брендовые проекты, так и современные аранжировки классических произведений.

Оркестр гармонично сочетает смычковые, щипковые, духовые и ударные инструменты, элементы китайского и западного стиля, народные мелодии и элементы рока, славится филигранным мастерством исполнителей и их безупречной сыгранностью.

Традиционные китайские инструменты – скрипки цзинху и баньху, лютня пипа, флейты дицзы и сона – в руках блистательных солистов создают удивительные звуковые эффекты. Например, сона, один из древнейших духовых инструментов, обладает очень широкими возможностями: он может подражать разным звукам, в том числе и человеческому голосу. Дзинху – струнно-смычковый инструмент, традиционно использующийся в пекинской опере. Все музыкальные инструменты, на которых играют оркестранты, изготавливаются вручную.

Дирижёр Шанхайского национального оркестра Яо Шеншен – выпускник Шанхайской музыкальной консерватории по специальности эрху и дирижирование, лауреат 2-го Международного конкурса дирижёров китайской музыки в Гонконге. В период его работы в Шанхайском национальном оркестре были успешно поставлены такие концерты как «Поэзия, каллиграфия и живопись в китайской музыке» и «Оплот. Вечер ведущих концертантов». Яо Шеншен преподаёт фольклорную музыку и является главным дирижёром Шанхайского студенческого народного оркестра. Его отличает отточенная техника и прекрасный контакт с залом.

«Новая восточная сюита» это коллаж из нескольких музыкальных картин. Среди них концерт для бамбуковой флейты с оркестром «Блеск озера» (композитор Хань Вэньхэ, исполнители Цзинь Вэй и Чжао Юньмэн), концерт для эрху с оркестром «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (композитор Тань Дунь, исполнитель Лу Лу), концерт для пипы и цзинху с оркестром «Прощай, моя любимая» (аранжировщик Хань Вэньхэ, исполнители Юй Бин и Чжан Цзявэй), концерт для соны с оркестром «Фениксы пляшут» (аранжировщик Хуан Лэй, исполнитель Ху Чэньюнь), народная оркестровая музыка «Шёлковый путь» (композитор Цзян Ин), символизирующая дорогу между Востоком и Западом, взаимопроникновение культур, взаимное уважение и гармонию.
В завершение концерта прозвучала русская народная песня «Калинка» (оркестратор Ван Даньхун) в исполнении Шанхайского национального оркестра и Государственного оркестра народных инструментов Республики Татарстан.

«Тесное сотрудничество с Государственным оркестром народных инструментов Республики Татарстан для нас – замечательный опыт, – считает Ло Сяоцы, глава Шанхайского национального оркестра, исполнительница на гучжэне. – Музыка ведёт к душевной близости, объединяет всех нас…»

«В рамках мирового турне мы в России первый раз, – поделился дирижёр Яо Шеншен. – Истоки китайской культуры, в том числе музыкальной, очень древние. Используя современные инструменты, мы пытаемся передать эту тысячелетнюю культуру. В наших фольклорных композициях отражается китайская душа, народная мудрость и ценности…»

Действительно, история Китая пронизана глубоким знанием природы и человеческой души: «Ветер – это тишина, которая сердится», «Мудрость состоит из пустяков», «Живи, сохраняя покой. Придёт время, и цветы распустятся сами».

Идя на пресс-встречу с музыкантами, я вспомнила легенду своей семьи: мой прадед в годы первой мировой войны оказался в Китае. Вернуться домой не мог в силу известных причин (пленение). В России у него оставалась семья: жена и маленькая дочка. На чужбине он женился второй раз, у него родилась вторая дочь, и якобы об этом он успел отправить весточку на родину. И я подумала, что в Китае вполне могут жить мои родственники – двоюродные или троюродные братья… Может быть, они есть и среди музыкантов?.. Во всяком случае, прекрасная китайская музыка вызвала в душе восхищение и показалась такой близкой…

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев