Эльмир Низамов: «Ленин, пересекающиеся параллели, огонь и вода»
Эльмир Низамов – пожалуй, самый популярный татарстанский композитор нового поколения. Как выяснилось в ходе нашей прогулки по центру Казани, этим сентябрем исполняется тринадцать лет, как Эльмир живет в столице Татарстана. Мы поговорили о преследующем композитора призраке вождя мирового пролетариата, кипящей чаше и поющей воде.
Эльмир Низамов – пожалуй, самый популярный татарстанский композитор нового поколения. Как выяснилось в ходе нашей прогулки по центру Казани, этим сентябрем исполняется тринадцать лет, как Эльмир живет в столице Татарстана. Мы поговорили о преследующем композитора призраке вождя мирового пролетариата, кипящей чаше и поющей воде.
… Мне очень нравится бывать в университетском городке. Нет, ничего особо памятного для меня тут нет - вы же знаете, что учился я в другом месте (Эльмир Низамов – выпускник Казанской консерватории. – АА.), но сама атмосфера… Всякий раз, когда я бываю здесь, в самом сердце Казанского университета, я ощущаю трепет. Мне кажется, что это и есть олицетворение Казани. Кремль, Кул Шариф прекрасны, но настоящая душа города – здесь. Во всяком случае, для меня это именно так. Очень люблю Казань молодую, студенческую. Дух захватывает от того, что именно здесь жили и творили легендарные университетские профессора. Лобачевский…
Мне нравится, что Казань – это мегаполис, большой город с большой жизнью. С другой стороны, в городах мне не хватает покоя. Нет, я не сельский, не деревенский человек, там я тоже не могу находиться долго. Но я
всегда пытаюсь найти баланс между буйством города и покоем. Такие островки спокойствия, как здесь, для меня очень ценны.
В сентябре исполнится тринадцать лет, как я живу в Казани. До этого я жил в Ульяновске. И знаете, что? Вот мы сейчас стоим рядом с памятником Ленина. Мне кажется, что вождь меня преследует! Да-да, именно так. Ленин ведь родом из Ульяновска… Все мое детство связано с памятными местами Ильича. Постоянные прогулки, экскурсии. А музыкальное училище? Оно располагалось в здании, в котором Ленин учился в первом классе. Там и табличка памятная есть. Из Ульяновска я уезжал с ощущением, что еду в новый город с новыми героями, но и тут мне встретился Ленин. Здесь он везде. Всегда рядом.
Самым большим впечатлением по приезду в Казань для меня оказалось то, что здесь много татарского языка. Я имею в виду сам город, вывески, фразы, общественный транспорт. Мне это было приятно. Дело в том, что раньше татарский был для меня языком домашнего общения, языком семьи. Здесь же оказалось, что почти весь город насыщен этим. Это было потрясающе! Когда ты здесь живешь, не замечаешь таких нюансов, а когда откуда-то приезжаешь, чувствуешь их особенно ярко.
Сейчас, когда я возвращаюсь из долгих путешествий или командировок, я тоже по-другому ощущаю Казань. Она становится теплее. То же самое и с музыкой. Вдали от Татарстана татарскую музыку я чувствую сильнее.
Татарский язык – язык общения, которого мне не хватало в Ульяновске. Я рад, что теперь я на Родине, в самом настоящем смысле этого слова. Рад, что являюсь частью чего-то большого. Для меня это очень важно.
В первый год учебы в консерватории я жил в общежитии. Ехал однажды с занятий и поймал себя на мысли, что совершенно не вижу стариков на улице, нет людей старшего поколения вообще. Максимум - лет сорок. Уже позже, когда в Казань переехали мои родители и я стал жить с ними в другом районе, я увидел, что вообще-то здесь есть все: и старики, и взрослые, и дети. Просто из-за того, что моя жизнь была замкнута между студенческим общежитием и центром города, в котором в основном студенты только и находятся, у меня создалось ощущение, что на протяжение года я не видел стариков. Это было очень интересное ощущение.
Только начав жить в Казани, я никак не мог понять устройство этого города. Все время у меня возникало ощущение, что вот эта улица должна быть параллельна той, а эта - перпендикулярна этой. Но ничего не совпадало. Никогда. Параллельные пересекались, как у Лобачевского, а перпендикулярные оказывались далеко друг от друга. Они даже не соприкасались! Где-то месяц я был в блуждании по Казани. Почему-то в моем сознании улицы Пушкина и Баумана были параллельными, ведь они действительно как бы параллельны в начале. А потом почему-то пересекаются… Я все время думал, что между ними должны быть какие-то перпендикуляры, которых почему-то не оказывалось. И почему-то, когда я шел из точки А, я думал, что попаду в точку Б, а снова оказывался в точке А. Постоянно случалось, что я делаю какой-то круг или кольцо. Потом-то я понял, что Казань в принципе замкнута по кольцу...
Мне нравится бывать в Кремле. Нравится панорама, которая открывается на ту сторону, где сейчас находится Чаша. Это место я полюбил еще будучи абитуриентом, когда, готовясь к вступительным экзаменам, мы впервые дошли до Кремля. Кремль и сам по себе очень красивый, но когда открылся этот большой широкий вид!.. Уже потом я много раз приходил сюда с друзьями, гостями… Ко мне очень часто приезжают знакомые из других городов, и когда я показываю им Казань, мы обязательно идем сюда.
Естественно, одно из самых родных для меня мест - это Площадь свободы. Тут я практически живу, и встретить чаще всего меня можно именно здесь. Консерватория, Большой концертный зал, Оперный театр, Министерство культуры – вот где я бываю чаще всего.
Парк Горького стал очень красивым. Это, наверное, лучший парк в Казани. Или вот Черное озеро. Хотя, наверное, в моем понимании это не совсем парк.
Мне нравится улица Подлужная. Еще сохранившие там старые дома. В годы учебы я часто там бывал. Поражал контраст – современный мост Миллениум и вот эти теремочки…
Или вот станция метро «Козья Слобода». Там стояла старинная изба, сейчас ее уже нет. Такое соединение современности и чуть ли не XVIII века. Конечно, XIX, но по ощущениям это было что-то совсем древнее. О Казани часто говорят, что это - стык Востока и Запада. Мне это очень нравится.
На днях гулял по берегу озера Кабан. Там очень хорошо. Набережная стала такой симпатичной, хоть с той, хоть с этой стороны. Татарская слобода… Кажется, что там ожил манекен. Да-да, вот манекен – и он живой.
Где я черпаю вдохновение? В тех же паркам. Зелень и вообще природа больше всего способствуют вдохновению. А вот большое движение, все эти каменные дома – наоборот, его отгоняют. Там, где больше воды, зелени, природы – вот туда и хожу. Люблю сидеть у фонтана в Ленинском садике. Даже помню, что мы там пару раз всей консерваторией убирались – у нас там были субботники.
Чаша… Интересный момент: консерваторию я заканчивал мюзиклом «Алтын казан» («Золотой котел»), это было в 2011 году. Накануне Универсиады я начал наблюдать, что на берегу вырастает что-то наподобие чаши. Я подумал: это же гениально, это живые декорации для моего спектакля! Не прошло и полутора лет, как мы там поставили мюзикл под открытым небом, прямо около этой чаши! И это я заставил чашу кипеть! В интернете гуляют многочисленные фотографии с чашей, из которой идет пар. Я знаю, что в этот момент звучала моя музыка.
Есть у меня и идеи, связанные с озером Кабан. Тот же «Алтын Казан» можно было бы поставить и на воде, ведь по сюжету Зилант выныривает из озера, а потом ныряет в него обратно. Помните, у Генделя есть «Музыка на воде», по всему миру работают поющие фонтаны. Мне бы тоже хотелось написать специальную музыку для фонтанов. Не легкую мелодию, как это бывает обычно в таких случаях, а нечто серьезное, с элементами драматургии...
фото Эльмира Низамова
Теги: культура творчество музыка мой татарстан эльмир низамов
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев