Илья Славутский: «Фотография — это возможность победить смерть и время»
На днях в Казани Илья Славутский впервые провел авторский мастер-класс. Известный артист в этот раз выступил в ином амплуа - поделился опытом с теми, кто по-настоящему ценит фотоискусство.
На днях в Казани Илья Славутский впервые провел авторский мастер-класс. Известный артист в этот раз выступил в ином амплуа - поделился опытом с теми, кто по-настоящему ценит фотоискусство.
В Галерее современного искусства ГМИИ РТ состоялся мастер-класс народного артиста Татарстана, члена союза фотохудожников России, актера и режиссера театра имени В.И. Качалова Ильи Славутского под названием «Фотография. Театр. Вопросы и ответы». Славутский рассказал, что такое театральная фотография и в чем ее отличие от других жанров, как пересекаются театр и фотография и что рождается в соединении этих двух видов искусств.
Несмотря на то, что творчество фотохудожника высоко оценили фотографы с мировым именем, а его авторские экспозиции, такие, как «Фантазии», «Мгновения», «Фотография – любовь моя» проходили на крупнейших выставочных площадках Москвы и Казани, формат мастер-класса для Ильи — новый и необычный.
Фотография и театр. Казалось бы, это два совершенно разных и непохожих друг на друга мира. Однако так ли это на самом деле?
С этих рассуждений и началась встреча Славутского с любителями фотоискусства. Для начала он предложил разобраться в том, что такое фотография и в чем заключаются ее особенности. «В свое время я начал делать фотографии, так как хотел, чтобы хоть что-то оставалось, ведь фотография — это возможность победить смерть и время, потому что то, что сделал фотограф, останется навсегда», — говорит артист. «Театр же — эфемерное искусство, единственный жанр, который существует ровно тогда, когда он происходит. Время, разные инновации, наука и прогресс подарили нам замечательные технологии: видео, онлайн-трансляции, съемки спектаклей, но на мой взгляд, единственное, что способно запечатлеть театр – это фотография. Не видео, не телеверсия не способны этого сделать, потому что исчезает волшебство — главное, что есть в театральном искусстве», — утверждает Славутский. В одной хорошей фотографии может содержаться колоссальный объем информации: о чем спектакль, роль актеров, уровень театра и даже то, что из себя представляет художественная составляющая постановки.
Режиссер в своем монологе затронул и тему разницы между репортерами и фотографами, которые снимают спектакли в театрах. Репортаж — умение схватить и отразить факт, в то время как съемки спектакля — способность создать и передать впечатление. «Если в фоторепортаже есть фотограф и событие, то в театре фотограф играет на его стороне в эти же ворота. Иногда для того, чтобы снять спектакль, фотографу приходиться снимать один, два, три, а то и больше раз для того, чтобы знать, с какой точки будет более выгодный ракурс, кто и когда сделает интересную позу», — объяснил он.
Спектакль в любом случае подразумевает более глубокое погружение в материал, поэтому для того, чтобы уметь снять спектакль, нужно не просто быть технически оснащенным и уметь фотографировать. Иногда спектакль невозможно снять с первого раза, ведь нужно ловить секунду, когда происходит действие, а также иметь интуицию и понимание происходящего. Также в театре существует колоссальное количество препятствий для фотографа: ограниченные точки съемки, постоянно меняющийся свет, расстояние, движение, быстрая смена сцен и отсутствие возможности их повтора.
По словам Славутского, очень часто случается так, что, снимая спектакль, фотограф может сделать до тысячи хороших фотографий. Затем на практике оказывается, что главными кадрами спектакля из них, как правило, становится всего лишь один или два. Так произошло со спектаклем «Женитьба Фигаро». В этой постановке задействованы самые красивые костюмы и музыка. Рассматривая кадры, мы не слышим ни музыку, ни голоса актеров. Все, что мы можем увидеть — хорошо схваченный момент, передающий все эмоции актеров. Именно этот общий кадр и стал главной картинкой спектакля, которая представляет его на всех буклетах и фестивалях.
«Если вы у меня спросите, кто приходит в театр и становится театральным фотографом, я убежден, что это те люди, которые очень любят театр. Зачастую они любят не просто театр, а конкретный театр и людей, работающих там. Это больше, чем просто фоторепортаж, это становится некой религией. Приходить и десять раз снимать один и тот же спектакль — это нужно очень любить то, что ты видишь, желать прикасаться к этому», —говорит фотохудожник.
В театральной фотографии существует множество жанров. Один из них —фотографии, созданные специально для спектакля и отражающие главную идею произведения. Такие фотографии делаются в студии для рекламы, обязательно до премьеры спектакля. Также фотографы снимают так называемые бэкстейджи – это не постановочные кадры, иллюстрирующие то, что происходит в гримерках и за кулисами во время репетиций спектаклей.
Творчество Ильи Славутского охватывает названные жанры. Он считают свою деятельность игровой жанровой постановочной фотографией: это работы, снятые в студии при помощи поставленного света и актерской игры. «С актерами работать интересно, весело и легко, потому что они дополняют кадр собой. В отличие от моделей, им можно поставить какую-то задачу. Конечно, хорошие модели должны работать на этом же уровне, но только актер в состоянии прожить и передать нужную эмоцию», — отметил артист.
На протяжении всего мастер-класса Илья Славутский отвечал на самые разнообразные вопросы, интересующие ценителей фотоискусства. Эта встреча по-настоящему была полезна для них.
Также артист сказал о том, что театр имени В.И.Качалова — это открытая площадка, всегда готовая к сотрудничеству с талантливыми фотографами.
Фото автора
Теги: Славутский
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев