Логотип Идель
Эксклюзив

Михаил Плетнев: «Играя на народных инструментах, можно понять самого себя»

Весной 2018 года состоялось знаковое событие в культурной жизни Татарстана – в Казанской консерватории прошел Международный фестиваль имени В.П.Плетнева. Проект был организован при поддержке Фонда Михаила Плетнева и Посольства Израиля в России.

Весной 2018 года состоялось знаковое событие в культурной жизни Татарстана – в Казанской консерватории прошел Международный фестиваль имени В.П.Плетнева. Проект был организован при поддержке Фонда Михаила Плетнева и Посольства Израиля в России. 

На целых пять дней Казань стала центром притяжения исполнителей на народных инструментах. Грандиозное мероприятие было приурочено к 90-летию со дня рождения известного баяниста, дирижера и педагога Василия Павловича Плетнева. В 1961 году он, к тому времени уже состоявшийся музыкант, солист Архангельской и Саратовской филармоний, по приглашению основателя и ректора Казанской консерватории Назиба Жиганова стал первым заведующим кафедрой народных инструментов. Василий Павлович Плетнев, проработавший в вузе до 1973 года, сегодня по праву считается основателем казанской баянной школы.

Идея создания проекта принадлежит педагогам кафедры и ректору консерватории, народному артисту России Рубину Абдуллину. Рубин Кабирович, будучи еще студентом, работал концертмейстером в классе Плетнева, и уже тогда оценил его исполнительский талант, профессионализм и скрупулезный подход к любимому делу. Намерение провести мероприятие к 90-летнему юбилею Василия Павловича поддержал и его сын – всемирно известный пианист Михаил Плетнев. Он стал почетным гостем и участником музыкального марафона, с огромным успехом представив на гала-концерте фестиваля «Татарскую рапсодию» собственного сочинения.

Фестиваль оказался весьма насыщенным на события и, в то же время, очень уютным и атмосферным. Казалось, будто сам Василий Павлович совсем недавно отыграл в Казани концерт или провел блестящий мастер-класс – настолько свежими и яркими были воспоминания знавших его людей, учеников и коллег. Кадры из семейного архива, рукописи музыканта, фотографии казанского периода – все это можно было увидеть на выставленных в фойе консерватории стендах. 

Украшением проекта стал Международный конкурс исполнителей на народных инструментах имени В.П.Плетнева. В прослушиваниях приняли участие более ста молодых музыкантов: исполнители на баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гармони, гуслях, цимбалах, казахской домбыре и даже кашгарском рубабе. 

Такой интерес к конкурсу вполне объясним – в состав авторитетного жюри, помимо ведущих профессоров и доцентов Казанской консерватории, вошли признанные мэтры народного исполнительства России и зарубежья. Среди них известный баянист Фридрих Липс, кумир домристов Александр Цыганков, балалаечник Шаукат Амиров, исполнитель на австрийской цитре Уилфрид Шарф, виртуозный немецко-израильский мандолинист Алон Сариэль и другие. 

Значимость фестиваля отметил председатель жюри в номинации «Баян, аккордеон», народный артист России Фридрих Липс: «Я хотел бы поблагодарить хозяев мероприятия за то, что они дорожат своей памятью и историей. Мы отдаем дань тому поколению музыкантов, благодаря которым мы сегодня работаем. На конкурсе мы открыли целый ряд очень интересных талантливых имен – это наше будущее!»

В дни конкурса Фридрих Робертович дал открытый мастер-класс. Тонкостями исполнительского искусства поделились и другие члены жюри: баянист Дамир Султанов, кюйши-исполнитель Орынбай Дуйсен и гусляр Дмитрий Волков. Услышать необычный тембр цитры и познакомиться с ее богатой историей любители музыкальной экзотики смогли на встрече с Уилфридом Шарфом. «Для меня большим удовольствием было провести небольшую лекцию и мастер-класс, рассказать об австрийской цитре – родственнице русских гуслей. Насколько я понял, я был первым в Татарстане, кому посчастливилось познакомить публику с моим инструментом», – сказал Уилфрид Шарф. 

В день закрытия конкурса состоялся круглый стол, который провел ученик Василия Плетнева, доктор исторических наук, профессор Валерий Яковлев. В мероприятии принял участие Михаил Васильевич Плетнев и сделал вузу ценный подарок – передал в музей Казанской консерватории баян Василия Павловича, на котором он играл всю свою жизнь. Этот инструмент работы известного мастера Федора Фиганова зазвучал в руках студента второго курса Ильназа Дудкина. 

Михаил Плетнев слушал знакомый голос молчавшего много лет баяна, закрыв глаза. О чувствах, которые испытывал маэстро в тот момент, можно было догадаться лишь по тем словам, которые он произнес после небольшого музыкального номера. Обычно молчаливый и сдержанный, Михаил Васильевич поделился воспоминаниями об отце. «Сколько я себя помню, я помню этот баян. Василий Павлович играл на нем все концерты, на нем же он обучал своих учеников. Я чрезвычайно благодарен Казанской консерватории за то, что память о моем отце здесь жива, и к нему здесь относятся с огромным уважением и любовью. Я вижу, скольких людей мой отец повел за собой, как процветает кафедра народных инструментов в Казанской консерватории. Играя на народных инструментах, можно понять душу своего народа, самого себя. После некоторых размышлений я решил, что баян Василия Павловича должен находиться именно здесь – в месте, где он провел большую часть своей жизни, воспитал целую плеяду своих учеников. Пусть лауреаты конкурса его имени имеют возможность играть на этом баяне и слышать его уникальный голос, который мне довелось слушать каждый день».

Под бурные аплодисменты Плетнев-младший бережно передал инструмент в руки заведующего кафедрой народных инструментов Казанской консерватории, профессора Абузара Файзуллина. Так семейная реликвия заняла свое почетное место в экспозиции музея. 

На круглом столе музыканты смогли свободно пообщаться, обсудить некоторые проблемы современного исполнительства на народных инструментах и поделиться своими впечатлениями о фестивале.

Председатель жюри конкурса в номинации «Домра, балалайка, мандолина», народный артист России домрист Александр Цыганков выразил глубокую признательность организаторам фестиваля и лично Михаилу Плетневу. «Казань поразила нас на конкурсе! Консерваторская группа прекрасных домристок была блестяще подготовлена, браво педагогам Людмиле Николаевне Потаповой и Гузель Фаильевне Мухаметдиновой. Шаукат Сабирович [Амиров] намеревался «резать» всех еще на первом туре, но меньше 21 балла было поставить невозможно – а это баллы лауреата третьей премии», – сказал он. 

Член жюри конкурса, мандолинист Алон Сариэль (Германия/Израиль) признался, что для него большая честь – прикоснуться к большому пласту русской культуры: «Я начал свое обучение в Израиле, где все без исключения мои учителя были русскими. Многие пьесы, которые я услышал в эти дни, были очень знакомыми и даже вызвали ностальгию. Сегодня для меня большая честь сидеть за одним столом с признанными мастерами. И я знаю каких усилий стоит провести такой конкурс. Спасибо организаторам!»

Отдельного внимания заслуживала концертная программа главного фестивального вечера – праздничного гала-концерта, прошедшего при полном аншлаге. В нем приняли участие члены жюри конкурса и творческие коллективы Казанской консерватории – оркестр народных инструментов под управлением Рустема Рахматуллина и симфонический оркестр под управлением Евгения Афанасьева.

Открыл программу народный артист России Шаукат Амиров, сыгравший с оркестром обработки русской и башкирской народной песен. Выступление заслуженного артиста Татарстана, баяниста-виртуоза Дамира Султанова для многих слушателей стало откровением и поводом по-новому взглянуть на возможности баяна – настолько органично сочетались в его исполнении финал концерта «Аконкагуа» Астора Пьяццоллы с обработкой казахской народной песни. Необычное звучание домбры в дуэте с баяном наполнило зал, когда к Султанову присоединился его земляк, заслуженный деятель Казахстана Орынбай Дуйсен. Вместе музыканты представили сочинение Дуйсена «Отпан тау».

Безукоризненную исполнительскую форму продемонстрировал Александр Цыганков, блестяще исполнивший финал своего «Славянского концерта для домры с оркестром». В завершение первого отделения на сцену вышел ансамбль гусляров «Купина» под управлением заслуженного артиста Марий Эл Дмитрия Волкова. 

Вторую часть концертной программы открыли «Вариации на тему Паганини» в исполнении домристки Зарины Шамсутдиновой и симфонического оркестра. Неожиданно, но весьма органично прозвучала следом знаменитая «Астурия» Исаака Альбениса в переложении Алона Сариэля для мандолины-соло. 

Самым долгожданным номером концерта стало, конечно, премьерное исполнение «Татарской рапсодии» для баяна и симфонического оркестра Михаила Плетнева, которую он написал еще в тринадцатилетнем возрасте и посвятил отцу. По словам маэстро, Василий Павлович Плетнев даже начал учить это сочинение, но исполнить его со сцены так и не успел. На гала-концерте партию баяна сыграл Абузар Файзуллин, а за дирижерский пульт встал сам Михаил Плетнев. После финальных аккордов публика приветствовала исполнителей стоя, аплодисменты не стихали, и музыканты исполнили фрагмент «Татарской рапсодии» на бис.

«Я только об одном думаю – в 90 лет Василий Павлович мог бы вполне жить и быть с нами. Наверное, он смотрит откуда-то сверху и радуется всему, что происходит сейчас здесь», – отметил в завершение Михаил Плетнев.

Теги: Симфоническая музыка казанская консерватория

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев