Наиль Ибрагимов: Я могу полноценно воплотить свои идеи лишь в больших жанрах
Камерный балет «Пантера» - единственный профессиональный коллектив современного танца в Республике Татарстан. В прошлом году труппа отметила свое 25-летие. Коллектив является лауреатом множества международных и российских конкурсов, участником фестивалей современного танца. Поговорить о коллективе, о проблемах современного балета и о путях его развития нам удалось с художественным руководителем «Пантеры» Наилем Ибрагимовым.
Камерный балет «Пантера» - единственный профессиональный коллектив современного танца в Республике Татарстан. В прошлом году труппа отметила свое 25-летие. Коллектив является лауреатом множества международных и российских конкурсов, участником фестивалей современного танца. Поговорить о коллективе, о проблемах современного балета и о путях его развития нам удалось с художественным руководителем «Пантеры» Наилем Ибрагимовым.
- С какими сложностями сталкивается современный театр?
- Каждый постановщик, который работает в области современного балета, сталкивается с некоторыми трудностями. Главная задача, которую ставлю себе я – не идти по проторенной дороге. Например, у многих композиторов есть некие музыкальные находки, которые кочуют из произведения в произведение. Так же и у хореографов. Такой способ работы некоторые постановщики могут называть «стилем» или «авторским почерком». Для меня же это неприемлемо.
Мне кажется, гораздо интереснее, чтобы каждая новая постановка была совершенно не похожа на предыдущую. В современной хореографии старые установки должны ломаться. Каждый раз я ищу новые способы воплощения своих идей. Создать новый спектакль с чистого листа, избежать самоповторов, расстаться уже с воплощенными идеями, но при этом использовать накопленный опыт сложно. Однако наша труппа всеми силами старается выполнять эту задачу.
Есть и другая проблема, с которой сосуществует современный танец: настороженное восприятие современного искусства неподготовленным зрителем. К сожалению, как бы человек ни стремился узнать что-то новое, он не готов полюбить непривычное ему. Гораздо удобнее смотреть на то, что можно разложить по полочкам. И дело даже не в том, интересно зрителю это или нет. Проблема кроется в наших человеческих инстинктах, а именно – в страхе. Этого многие не понимают, но на самом деле срабатывает инстинкт самосохранения. С древности люди боялись всего неизведанного. И когда зритель видит то, что не может как-то обозначить, сделать для себя понятным – внутри возникает конфликт (чувство опасности). С этим конфликтом нам и приходится работать. Некоторые теоретики считают, что нужно составлять программки к спектаклям и предлагать их посетителям.
Есть и еще одна сложность. С одной стороны, современная хореография не может стоять на месте, она должна развиваться, искать новые пути. С другой – важно не потерять публику, которая ждет от нас знакомое и понятное. Без зрителя наша работа будет совершенно бессмысленной. И многим хореографам удаётся найти золотую середину между динамикой развития и путами консерватизма.
Именно поэтому то, что делает наш театр, невероятно ценно. Мы даем шанс научиться воспринимать новое, не бояться открывать для себя новые горизонты. Если развить в себе эту способность, она станет полезной не только в театре, но и в бытовой жизни. Мы живем во время интенсивного развития технологий, быстрых изменений условий жизни. Человеку, способному также быстро приспосабливаться к новому, будет гораздо интереснее и комфортнее жить.
- Какие сейчас спектакли в репертуаре «Пантеры»?
- В нашем репертуаре много разных постановок. «Good morning, you beautiful» – немецкая постановка. Особенность этого спектакля в том, что он показывает некий срез европейского модерна на сегодняшний день в синтезе с неоклассикой. Он имеет доступную форму для восприятия зрителем тем, что не предполагает лексических стандартов, принятых в модерне.
Другая работа – «По дороге к танцу». Она состоит из трех соло (монологов) – хореографа, танцовщика и танцовщицы. Этот спектакль о том, чем живут хореографы и танцоры, иронический взгляд на то, чем мы занимаемся. Кстати, один из наших актеров показал одну из частей в популярной передаче «Танцы» на ТНТ.
Из последних работ – спектакль «Хранители». Постановка о том, что в жизни мы прикипаем к каким-то идеям, привязываемся к вещам. Но наступает время перемен, и мы должны научиться быть свободными от этих привычек.
- Спектакль о том, что нужно выходить из зоны комфорта?
- Совсем необязательно, что эти вещи могут быть комфортными для нас. Например, у нас с друзьями была такая традиция: дарить большие, но, к сожалению, совершенно ненужные вещи. Однажды моему другу подарили фортепиано, хотя музыкой он не занимался. В маленькой комнате едва нашлось место для громоздкого инструмента. И вроде подарок этот совершенно ему ни к чему, но и избавиться от него не поднялась рука.
- Что для Вас является показателем – состоялся спектакль или нет?
- Спектакль без зрителя не может существовать. Не важно, понравилась ли ему постановка в целом или нет. Гораздо важнее возникновение внутри него резонанса. Если после премьеры в душе зрителя произошли перемены, осталось так называемое послевкусие, можно смело говорить, что спектакль состоялся. Наш театр работает на подсознание публики. Что она увидела и поняла, не так значительно. Гораздо ценнее реакция зрителя на увиденное, отклик его души.
- Случались ли неудачные спектакли?
- Даже в самых больших театрах бывают неудачи. Например, когда в уже состоявшийся спектакль вводятся новые танцовщики. Однажды такое произошло и с моей работой.
Я ставил для одного из театров хореографию на спектакль. Через несколько лет спектакль сняли с репертуара и меня пригласили на прощальное представление. То, что я увидел, меня ошеломило: от моей постановки ничего не осталось. Не осталось ни одного актера, с которым я работал ранее. С каждым вводом нового артиста спектакль менялся. О чем тут говорить, когда заменили абсолютно всех…
- Всегда ли Вы довольны премьерами театра?
- Я люблю все свои работы. Они для меня как дети. Но случается и так, что я не успеваю «дожить» свой спектакль. Как и для формирования от крошечного эмбриона до полноценного здорового ребенка в утробе матери требуется девять месяцев, так и для спектакля нужно время. Для каждой постановки это время свое. Родившись недоношенным, ребенок все равно остается несколько болезненным, даже если внешне он совершенно здоров. В любом случае, я буду любить и такой спектакль, но разочарование от того, что я не успел что-то усовершенствовать, неизбежно.
Раньше Московский художественный академический театр мог позволить себе готовить спектакль к премьере два года. В Большом театре могли год готовить один балет. Сейчас это непозволительная роскошь. Времена изменились, иногда приходится выпускать новый проект за колоссально короткий срок – за три недели. Такой опыт я получил, когда работал в Америке. Давали всего несколько репетиций! Никого не волновало, успеваю я или нет. Должен – и все. Однако работа тогда шла настолько интенсивно, что я даже успевал «дожить» свои спектакли. Для меня это ценный опыт.
- Бывает ли так, что Вы записываете какие-то новые идеи, делаете заготовки и спустя время используете в своих новых работах?
- Какие-то идеи, заготовки в мыслях всегда есть, и я никогда не откладываю их в долгий ящик. Мне больше нравится, когда поставленная задача решается в процессе. Но есть и другой путь. Я знаю, что у Сергея Смирнова (балетмейстер Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии «Эксцентрик-балет») есть коллекция более двух тысяч жестов. Он структурирует свои постановки, буквально жонглируя этими движениями. Это его способ конструирования хореографии.
Бывает, что я и сам применяю свои заготовки, но в конечном счете никогда не использую их в первозданном замысле, иначе я рискую не дать воздуха для творческого процесса. Обычно я точно знаю вектор направления, в котором должен формироваться спектакль, вижу концепцию. Но как будет идти работа становится известно только внутри процесса.
- В начале своего творческого пути Вы ставили эстрадные номера…
- Да, миниатюры были хороши для сборных концертов. Это работы на широкого зрителя. Красивые гибкие юные тела, яркие костюмы, макияж, игра света… Как и многие хореографы я начинал с таких миниатюр. Сейчас я не могу себе представить, что вернусь к этому жанру. Полноценно воплотить свои идеи я могу в крупной форме – в спектакле. Некоторые говорят: «Наиль, ты должен ставить миниатюры для концертов, как и двадцать лет назад. Это принесет тебе большой доход». Может быть и принесет. Но такие постановки на сегодняшний день не вдохновляют меня. А стоит ли делать то, к чему не рвётся твоя душа?
Теги: татары хореография балет
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев