Логотип Идель
Эксклюзив

Почему такая страшная? Казанская «Водяная» выходит в прокат от Калининграда до Владивостока

14 марта 2019 года в прокат выходит блокбастер «Водяная», созданный в Татарстане. Режиссер и продюсер фильма Алексей Барыкин рассказал журналу «Идель», откуда у него любовь к татарской мифологии.

Буквально через две недели фильм «Водяная» («Су анасы») выходит в прокат. Как рассказал собеседник журнала, картина со знаменитым персонажем из сказки Габдуллы Тукая снята в жанре фэнтези по мотивам произведений известного татарского мыслителя Каюма Насыри. Впервые картина, полностью созданная татарстанскими кинематографистами, выходит в прокат по всей стране – от Калининграда до Владивостока, а также за рубежом. Как считает Алексей Барыкин, это – настоящий прорыв для татарстанского кинематографа. В фильме используются сложный грим, спецэффекты, трюки и компьютерная графика – это тоже впервые для казанского кинопроизводства. География проката: Россия от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, более 200 залов. Фильм будут показывать также в Казахстане и Азербайджане.

Как рассказал руководитель проекта, сюжет фильма местами смешной, местами страшноватый и очень увлекательный. Брат и сестра, приезжают с мамой из Москвы в гости к родственникам в татарскую деревню. Ночью мать похищает Водяная – ведьма, которая обитает в озере. Теперь с помощью мудреца-муллы дети пытаются разгадать тайну мистического похищения, победить колдовство и разоблачить злодеев среди реальных людей…

«Идель»: Алексей, почему вы обратились к татарской мифологии?

Алексей Барыкин: Обычно образ водяной, Су анасы, ассоциируется с Габдуллой Тукаем, потому, что все, кто живет в Татарстане, в детстве читали эту сказку. Водяная – это старинный персонаж татарских сказок. Одним из первых, кто собирал материал про нее, является Каюм Насыри. Он ездил по деревням Татарстана, где записывал народные предания про водяную. Она предстает по-разному. В сказке Тукая – это красивая русалка, где-то она выглядит как странное чудовище, а где-то – персонаж, который похищает людей. В нашем случае источником вдохновения для фильма, откуда мы взяли образ водяной, стал Каюм Насыри. Его этнографические заметки зацепили нас. Фильм «Водяная» снимали в доме, где жил татарский мыслитель (сейчас дом К. Насыри является музеем). Именно в деревне Большие Ачасыры разворачивается часть событий фильма.

«И»: Почему вы решили древнюю водяную «упаковать» в современный блокбастер?

А.Б.: Оригинальный сценарий к фильму написан по мотивам записей Каюма Насыри. События разворачиваются в наше время, но сюжетные повороты использовались во времена, когда жил мыслитель. Зачем мы это сделали? Есть две причины. Во-первых, я очень люблю татарские сказки, мне очень хотелось, снять приключенческое фентэзи со специальными эффектами, с трюками, с разными превращениями, именно по мотивам татарских сказок. Во-вторых, мы мечтали снять первый татарский блокбастер и вывести его в российский прокат. Никто не верил, что мы сможем это сделать. А для того, чтобы вывести проект в российский прокат, нужно зрителю представить что-то такое интересное, которое еще не снимали ни в Москве, ни в Америке, например. Татарский фольклор – это та изюминка, которая делает наше кино самобытным. Это фентэзи, необычные персонажи, что-то свежее для зрителя. А вот, вампиры, Баба- Яга, Кащей Бесмертный – для людей это привычные герои. Такие персонажи, как Су Анасы,– это что-то новенькое. Мне кажется, это и позволило заинтересовать так много кинотеатров.

«И»: Ваши ожидания от проекта? Как воспримет его нетатарская аудитория?

А.Б.: Я уверен, что русский зритель хорошо отреагирует. Мы снимали фильм таким образом, чтобы история была понятна не только людям нашего менталитета, но и жителям России в любом уголке нашей земли. Мы презентовали фильм «Водяная» на Московском международном кинофестивале, на национальном фестивале «Окно в Европу», и оценка критиков была положительной. В том числе – от людей, которые не знакомы с татарским фольклором. Ведь кинотеатры по всей стране сами решают, что будет интересно их зрителю.

«И»: От тукаевской Водяной ничего не осталось?

А.Б.: Если бы мы снимали по мотивам Тукая, то фильм получился бы минут на пять максимум. В нашем кино история развернутая. Там появляется целая семья, их отношения. Разворачивается детский детектив, дети проводят расследование. А мифические персонажи и сюжетные повороты взяты из мотивов произведений Тукая и Насыри. Для меня очень важны древние архетипы, и если я их не вижу, то я фильм не снимаю. За этим должно стоять что-то живущее глубоко у человека. В нашем фильме «Водяная» источником древнего архетипа является материал К. Насыри. А мы ко всему этому сделали динамичную оболочку.

«И»: Чем вам лично интересна татарская культура?

А.Б.: Я не татарин, но всю жизнь живу в Казани, и мои предки жили в Татарстане. Среди моих детских книжек были «Шурале», «Коза и Баран» и тому подобное. И потом я очень увлекся татарскими сказками. Даже можно сказать, с каким-то этнографическим азартом. Мне стали интересны уже не привычными татарскими сказками, а какими-то необычными историями, с древним описанием. Я много работал документалистом. Снимал в Татарстане и в деревнях. Мне очень интересно изучать наши корни. Я понимаю, что татарская культура дает испытанный материл для нашего кино. Если ты снимаешь в национальной республике, то национальный дух делает нас самобытными. То, ради чего хотят смотреть наше кино. Поэтому я не мог не увлечься.

«И»: Сколько людей задействовано в фильме?

А.Б.: В создании картины принимало участие порядка сорока человек (постоянные люди на площадке). Также немало было людей, которые нам помогали и оказывали содействие на разных этапах. Это Министерство Культуры РТ. Без его поддержки мы бы не получили финансовую поддержку от президента РТ, администрация в Зеленодольском районе, полиция, пожарные и многие другие.

«И»: Сколько времени ушло на создание фильма?

А.Б.: Так получилось, что фильм создавали почти два года. Полтора месяца летом шли съемки, а все остальное время мы создавали компьютерную графику, эффекты, цветокоррекцию, делали сложную обработку. На самом деле, фильм «Водяная» в Татарстане – инновационный проект. Мы гордимся, что не было московских подрядчиков, всю сложную технологию придумали наши специалисты из Татарстана. Московские продюсеры говорили отметили, что результат получился отличный. Также значительная часть команды состояла из студентов и выпускников факультета кино и телевидения КазГИКа. Во-первых, мы смогли привлечь их к проекту российского масштаба, во-вторых, это большой опыт для них.

«И»: Как шла работа над фильмом?

А.Б.: Одно из самых сложных было то, что нам приходилось работать в достаточно быстром темпе. Были ночные съемки, и все это с участием детей. Но все справились, наша команда была подготовлена к работе. Если говорить о том, что было легким, у нас была прекрасная команда. К счастью, погода нам сопутствовала, много вещей на площадке происходило так, когда хочется сказать: «Бог дает». Возможно, мы бы не добились такого результата, если бы обстоятельства не сложились.

«И»: К слову о детях, в главной роли – ваша дочь Катя Барыкина. Вы снимали фильм «под нее»?

– Практически в каждом кадре участвовали дети. Мы понимаем, что объем работы для детей будет большим, если еще будут чужие дети с их родителями, нам придется выстраивать отношения с ними, налаживать контакты. Мы боялись, то, что пока мы будем налаживать общение, просто не уложимся во времени. Так получилось, моя дочь Катя и второй мальчик Коля Невзоров (сын второго режиссера Анны Невзоровой) очень подходили под роли. И мы приняли решение, что будут участвовать наши дети, всю ответственность мы взяли на себя. Нам казалось, что мы донесем до детей наши идеи, свое понимание картины. Дети остались довольны. Они получили самые настоящие гонорары. Знаете, я в свои шесть лет столько не зарабатывал.

«И»: Каким будет ваш следующий проект?

А.Б.: У нас есть несколько проектов в разработке. Один из самых крупных, это сценарий, который мы написали совместно с известным писателем Денисом Осокиным. Это тоже приключенческий фильм с мистическими элементами, действие которого будет происходить в Татарстане. Фильм будет для российского проката, но мы надеемся, что он выйдет и в международный. Также есть франшиза «Айсылу». Проект на татарском языке в 2017 году был очень популярен. Зрители давно просят продолжение. Мы его разработали и в ближайшем будущем хотим запустить. А еще мы поработали над сценарием сериала с медицинской тематикой, партнером будет выступать один из крупных медцентров Казани. Фильм направлен на популяризацию достижения нашей татарстанской медицины в российском пространстве.

 

Теги: кино тукай татарское кино

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев