Логотип Идель
Эксклюзив

УМКА: «Труднее всего было отказаться от кофе»

Аня Герасимова (Умка) – автор и исполнитель стихов и песен, переводчик, филолог, лидер рок-группы. Точнее всех, на мой взгляд, о ней написал К. Юрский Мезозойский в статье «Прости нас, Умка»: «Умка – тот стиль рокн-ролла, который не раскладывается сегодня на составляющие в гаджетах, заменяющих теперешним пишущим о музыке их головы. Можно только нащупать его истоки. А они далеко в прошлом... на Вудстоке».

Аня Герасимова (Умка) – автор и исполнитель стихов и песен, переводчик, филолог, лидер рок-группы. Точнее всех, на мой взгляд, о ней написал К.  Юрский Мезозойский в статье «Прости нас, Умка»: «Умка – тот стиль рокн-ролла, который не раскладывается сегодня на составляющие в гаджетах, заменяющих теперешним пишущим о музыке их головы. Можно только нащупать его истоки. А они далеко в прошлом... на Вудстоке».

3 января 2020 г. у казанцев была уникальная возможность посетить творческий вечер Умки в Доме Аксёнова, где можно было послушать её песни и стихи,  а заодно приобрести книги и диски в коллекцию. В преддверии встречи журналу «Идель» удалось задать Ане Герасимовой несколько вопросов.

– Аня, понравились ли Вам фильмы «Дом солнца» Гарика Сукачева и «Советские хиппи»? Насколько они, по вашему мнению, близки к реальности? 

– Сукачева пролистала, вернее, мне пролистали принудительно. Плевалась дальше, чем видела. Сладкая вата типа «Волос» но еще хуже. Видимо, населению нужны сладкие волосы, даже тому, кто себя якобы противопоставляет массе. «Советские хиппи» не смотрела, я так понимаю, что это документалка и там все должно быть немножко лучше.

– Пользуясь случаем, хотелось бы узнать, над какими альбомами и книгами сейчас работаете?

 – Над альбомами, увы, уже давно не работаю. Цифровая запись подкосила, а интернет добил этот формат. Хотя лично мне очень нравилось записывать в год по альбому, как бы подытоживать прожитое время. Потом это кончилось. Некоторое время непонятно было, как жить без новых релизов, а потом я приноровилась выпускать в год по книжке, а то и по две. Не сочтите графоманом: книжки в основном мною переведены или составлены. Я люблю их рекламировать, презентовать, продавать лично и по интернету. ЛЮБЛЮ И УМЕЮ ЗАНИМАТЬСЯ САМИЗДАТОМ, НЕ ЛЮБЛЮ И НЕ УМЕЮ ЗАВИСЕТЬ ОТ ИЗДАТЕЛЬСКИХ ПЛАНОВ И СРОКОВ. Только что, однако, перевела по заказу большого издательства большую книгу про Игги Попа, с английского, который не очень знаю (американский знаю лучше). Сейчас надо мной висит еще несколько давних обязательств, одно из которых - оформить для издания мои собственные дневники. Уже лет десять, наверное, терзает меня этот проект. Он неподъемный, огромный. Но я его все равно осуществлю в ближайшее время. А потом – все, свобода. Пошлю к черту всю литературу и буду песни орать.

– Понравился ли Вам последний альбом героя Вашей книги Игги Попа? Как вообще относитесь, оцениваете его творческую активность в ХХI веке?

 – Прошу прощения, он не герой МОЕЙ книги. Я ни за что не взялась бы писать о нем книгу, я не настолько самонадеянна. 12 лет назад я перевела его автобиографию 1982 года, а сейчас – большую книгу английского журналиста Пола Трынки (она должна выйти  в феврале). Нет, альбом мне не понравился, в отличие от прекрасного альбома 2016 г. «Post Pop Depression». Нытье какое-то беспонтовое. Вот сейчас раздумываю, ехать ли на какой-то из его концертов будущего европейского тура. А вдруг он будет там в буквальном смысле представлять это беспонтовое нытье? Так-то мы на девяти его концертах были в разных городах и странах, и каждый раз это крайне освежающее событие: сразу становится понятно, зачем мы вообще на свете живем.

– Хотелось бы подробнее узнать о блюзмене Андрее Кузине (Одуване), автобиографическую книгу которого «Из ниоткуда в никуда. Путь колобка»  Вы недавно помогли издать? Почему всё-таки стоит прочитать эту книгу? 

– Не знаю, наверное, не всем стоит ее читать. Это довольно бесхитростный рассказ о жизни одного человека. Я вообще такие вещи люблю и уважаю больше, чем fiction, «художественную литературу». Одного свободного, независимого, бескомпромис- сного человека, которого эта свобода и бескомпромиссность в конце концов и грохнула. В общем-то обычное дело. Только написано здорово, обычно люди с таким опытом писать не умеют. Или живешь, или пишешь. Мне кажется, что сейчас эта книга станет весьма известна и востребованна в узких кругах, и очень жаль, что Андрей никогда об этом не узнает (прим ред.: Андрей Кузин скончался после продолжительной болезни 15 декабря 2019 г.).

– Есть ли кто-то на нашей сцене, кто вас по-прежнему радует и вдохновляет, чьи новые альбомы вы с удовольствием слушаете? 

– На нашей – крайне мало. Могу назвать Олю Чикину, Диму Вагина, Юлю Теуникову, Дениса Третьякова. Есть и еще талантливые люди. Но я вряд ли стану слушать их альбомы, лучше на концерт схожу. Слушаю только запад, уже очень давно. Как, впрочем, и все здешние артисты, в этом я мало от них отличаюсь.

– Какие воспоминания у Вас связаны с Казанью? 

– Разные. В последнее время это замечательные прогулки и удачные маленькие концерты. ВПЕРВЫЕ Я ПОПАЛА В КАЗАНЬ, КОГДА МЫ С СЫНОМ ЕХАЛИ АВТОСТОПОМ ИЗ СИБИРИ, году в 1994. Ночью въехали в город, успели на последний трамвай, что дальше делать – не вполне понятно. Я стала спрашивать попутчиц, как доехать до вокзала и сколько стоят билеты до Москвы  (денег не хватило бы даже на один). Кончилось тем, что одна из них взяла нас к себе ночевать, причем у нее был кот, а у меня  аллергия, но она оказалась аллергологом (!) и дала мне такую таблетку, что я впервые в жизни, проснувшись, увидела у себя на одеяле огромного пушистого кота, причем без всяких последствий. Мы пошли гулять в Кремль, там познакомились со сторожем, очень культурным дядькой, он там все отомкнул, провел, показал... Мне кажется, в один из последующих приездов я встречала то ли самих этих людей, то ли кого-то, кто был с ними знаком, не могу точно вспомнить. Очень хорошее было первое впечатление о городе. Потом через много лет мы заканчивали в Казани длиннейший, очень утомительный тур по двадцати с лишним городам, приехали уже никакие, сыграли кое-как, а в Москву уже ехали с девушкой, которая устраивала этот концерт, и она сказала: "А ТЕПЕРЬ РАСКРОЮ КАРТЫ: Я МАССАЖИСТ, И СЕЙЧАС Я БУДУ ВАС ЧИНИТЬ, НА ВАС СМОТРЕТЬ БОЛЬНО". Так мы познакомились с великолепной Светой Мустафиной и дружим с ней до сих пор, она теперь живет в Москве, у нее своя студия массажа, и иногда она нас по-прежнему «чинит».

– Оказали ли на Вас какое-то влияние американские фолк-сингеры: Джоан Баэз, Боб Дилан, Карен Далтон и др., либо эта музыка прошла мимо Вас? 

– Я не считаю Боба Дилана фолк-сингером. Поет он так себе, к музыке относится спустя рукава, концерты, за редким исключением, играет шаляй-валяй, и даже пресловутые тексты его мне не интересны, но это невероятная величина, один из самых главных для меня людей в роке, и самых любимых. Джоан Баэз я не люблю и не слушаю, я вообще не фанат женского вокала, а ее вибрато меня просто раздражает. Кто такая Карен Далтон, не знаю.

– Рок-музыка у многих ассоциируется с достаточно вредным образом жизни. Как вам удалось в этом плане удержаться в седле и не повторить судьбу рано ушедших от нас Джими Хендрикса, Джима Моррисона, Дженис Джоплин и других? 

– Ну, во-первых, они ушли не от нас, а от совсем других людей. Во-вторых, есть и другие примеры: удержавшихся «в седле», возможно, даже больше, а «превышали» они не меньше: Кит Ричардс, тот же Игги Поп, Боб Дилан, Патти Смит и многие другие. Тут дело, наверное, просто в том, насколько человек подвержен химическим зависимостям. Если подвержен и уязвим – все, пиши пропало. Если подвержен, но неуязвим, как Кит Ричардс или Игги Поп, значит, устоит, пройдет сквозь все испытания непотопляемым. Что касается меня, то у меня физиологическое привыкание вызывало только одно вещество – кофе. Вот от него было крайне трудно отказаться, настоящая ломка была. Но пришлось: во-первых, это дешевле, а во-вторых, и это главное, доза растет очень быстро, и начинаются всякие проблемы с сердцебиением, сном и так далее. Я вот йогой занимаюсь много лет – лет сорок уже, наверное. Вот это настоящая подсадка, без этого никак. Но вроде это полезно, по крайней мере, не так вредно, как остальные подсадки.

– Был ли период, когда Вы сомневались в выбранном пути и хотели заняться чем-то кардинально другим, отличным от привычных занятий и увлечений?

 – Нет.
 

Теги: время, культура, журнал "Идель" литература, творчество

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев