Владимир Васильев: «За кулисами артисты качали меня на руках!»
Идея этого интервью с Владимиром Васильевым возникла после того, как мне посчастливилось побывать на поставленных им детских спектаклях «Новогодние приключения Буратино» и «Нехочуха», постановщиком которых он является. Более качественных и захватывающих представлений с полноценным видеорядом и живым оркестром мне еще видеть не доводилось.
Владимир Михайлович Васильев — российский оперный певец (бас). Художественный руководитель Филармонического музыкально-литературного лектория (с 2014). Солист Татарской государственной филармонии имени Г. тукая (с 2004) и солист Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля (с 2006). Старший преподаватель Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова (с 2011). Заслуженный артист РТ (2010).
Идея этого интервью с Владимиром Васильевым возникла после того, как мне посчастливилось побывать на поставленных им детских спектаклях «Новогодние приключения Буратино» и «Нехочуха», постановщиком которых он является. Более качественных и захватывающих представлений с полноценным видеорядом и живым оркестром мне еще видеть не доводилось. Что уж говорить о моем сыне, который до сих пор грезит исключительно приключениями Буратино и Нехочухи.
Мы поговорили о его призвании, работе над детскими спектаклями, правильном воспитании детей и о многом другом.
– Как Вы пришли в профессиональную музыку?
– Для меня это остаётся неким таинством. У каждого человека с момента рождения проходят сотни и тысячи встреч с различными людьми и реализуются самые непредсказуемые варианты продолжения событий. Как он становится тем, кем является сегодня?! В моей жизни многое происходит благодаря большой любви и благодарности к родителям. Именно мама вдохновила меня стать артистом. Ещё в детстве я получил музыкальное образование по классу баяна в школе искусств города Набережные Челны. Здесь мне особенно нравилось петь на уроках хора Валентины Васильевны Мухаметгалеевой, тем более что с возрастом мой голос становился низким, меня перевели в басы и уже в музыкальной школе я пел в одном ряду с приглашёнными взрослыми артистами-басами. Поэтому я чувствовал особое отношение к себе и ощущал сопричастность к чему-то особенному. Затем я поступил на исторический факультет Казанского государственного педагогического университета, филиал которого находился в Набережночелнинском педагогическом колледже. Здесь я стал факультативно заниматься вокалом сначала у Пыпиной Нины Александровны, а затем у Филипповой Людмилы Алексеевны. Одновременно пел в церковном хоре Боровецкой церкви на протяжении семи лет и в хоре Валентины Васильевны Мухаметгалеевой. В 2000 году получив образование учителя истории и организатора народного образования, я решился поступать на вокальный факультет Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. Меня распределили в класс народного артиста РТ, заслуженного артиста РФ Юрия Владимировича Борисенко. Встреча с таким великим артистом, ведущим солистом оперного театра, чутким педагогом и человеком, всецело посвятившим себя оперному искусству, и стала для меня определяющей в выборе профессии.
– Когда Вы поняли, что вокал – Ваше призвание?
– Так сложилось, что до поступления в консерваторию я ни разу не был в театре. Я был на концертах и спектаклях в домах культуры, концертных залах, смотрел по телевизору, читал и слышал про театр, но… в театре я так ни разу и не был. Конечно, я наверстал упущенное в годы обучения в консерватории: я с большим интересом посещал оперные, балетные и драматические спектакли. Но, даже поступая в консерваторию, я до конца не осознавал, что уже совсем скоро мне самому суждено будет выйти на оперную сцену. Сначала это были спектакли в оперной студии консерватории в роли Располонэ из оперы «Мельничиха» Дж. Паизиелло (2004), старшины Васкова из «А зори здесь тихие…» К. Молчанов (2005), Мефистофеля из «Фауста» Ш. Гуно (2006). И, наконец, настал момент, когда меня пригласили в Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля. Это было для меня долгожданным, ожидаемым, но очень волнительным моментом. 18 сентября 2006 года состоялся мой дебют в спектакле «Любовь поэта» Резеды Ахияровой, где я исполнил партию Газраиля.
– Работу над какими оперными постановками вы цените больше всего?
– В моём репертуаре – семнадцать оперных партий, которые я исполнил в разные годы своего творчества. Естественно, что работа над каждой из них была заметным событием в моей жизни. Разучивание партии, постановка с режиссёром и исполнение в спектакле увлекали и поглощали меня целиком. Хочется отметить Феррандо из оперы «Трубадур» Дж. Верди, Раймондо из «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, Гремин из «Евгений Онегин» П. Чайковского и Пимен из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. Каждая из этих партий – это крупное художественное полотно, которое предстояло изучить, поразмышлять над созданием образа и воплотить на сцене.
– К сорока годам Вам удивительно многого удалось добиться. Как получается успевать?
– Я добился лишь того, что имею. Кому-то это покажется рядовой историей, а кто-то об этом ещё только мечтает. Иногда я сам себе удивляюсь тому, что в своё время мне удалось столько достичь. Главное в жизни любить то, чем ты занимаешься, полностью себя посвящать намеченным планам, верить в себя и знать сверхзадачу – для чего всё это!? И тогда – шаг за шагом в вашей жизни будет всё больше достижений.
– Что Вас вдохновило на создание детских спектаклей?
– Стечение обстоятельств, жизненный опыт и желание покорить новые вершины творчества. Я всегда с большим интересом наблюдал за работой режиссёров оперных спектаклей, в которых участвовал как артист. Я всегда размышлял над поставленными режиссёром задачами и детально прорабатывал образ. Со временем, я почувствовал, что и сам бы хотел поставить спектакль. Такая возможность появилась, когда в 2014 году я возглавил Филармонический музыкально-литературный лекторий в качестве художественного руководителя. А уже 24 декабря 2015 года состоялась премьера моего первого музыкального спектакля «Новогодние приключения Буратино». Тогда я искал для себя новую форму для работы с нашим юным зрителем, когда в непринужденной форме через яркие и знакомые образы, сопровождаемые музыкальными номерами, дети невольно знакомятся с образцами высокого искусства. Луиджи Ардити, Джоаккино Россини, Антонио Вивальди, Модест Мусоргский, Андрей Эшпай, Дюк Эллингтон, Джеймс Лорд Пьерпонт, Гали Ильясов, Геннадий Гладков, Алексей Рыбников – вы не поверите, но сочинения всех этих композиторов звучат в одном спектакле.
– В этом году спектакль был представлен зрителю уже четвёртый год подряд?
– Да, спектакль оказался настолько удачным, что я решил сделать «Новогодние приключения Буратино» репертуарным. За четыре сезона состоялось 42 представления этого спектакля, в том числе 8 спектаклей в городе Набережные Челны в рамках гастролей коллектива. Спектакль уже увидели 26 тысяч наших зрителей. В следующем году можно будет отмечать первый небольшой юбилей – 5 лет. Такого в филармонии ещё никогда не было.
– А затем появился «Нехочуха»?
– После такого успешного спектакля все ждали от меня новой постановки. Мне и самому хотелось создать ещё что-то подобное, но опускаться ниже заявленной планки я уже не хотел. За основу я взял сюжет одного из моих любимых мультфильмов «Нехочуха». Его продолжительность всего 9 минут, а спектакль должен быть 50 минут. Где их взять? Полтора года я работал над сценарием нового одноимённого спектакля. Должен признаться Вам, что это были целых два года творческого мучения, приятного мучения. Как и с «Буратино», была проделана огромная работа: написан сценарий для состава коллектива лектория – ни один из артистов не остался в стороне, для каждого была придумана роль. Подобран качественный музыкальный материал, яркие спецэффекты, захватывающий видеоряд, костюмы героев, необходимые декорации и реквизит, работали звукорежиссёры, режиссёры по свету и видео. Для создания более полного образа героев был приглашён гримёр, детские танцевальные коллективы «Салават күпере» и «Задоринки». Я могу часами рассказывать, как всё это рождалось и воплощалось в жизнь. Самое главное – это результат – восторженные отзывы наших зрителей, которые оценили «Новогодние приключения Буратино» и «Нехочуха» как одни из самых лучших детских новогодних спектаклей за последние годы.
– Какие самые яркие воспоминания связаны у Вас с созданием детских спектаклей?
– Для меня весь этот проект – одно большое безмерное счастье! Я живу этим. Некоторые мгновения радости творчества невозможно донести словами, это нужно пережить и быть его участником. Я счастлив, когда зрители переполняются приятными впечатлениями от встречи с нашими спектаклями и хотят вернуться к нам ещё раз. Я счастлив, когда вижу неподдельную радость в глазах артистов от участия в этих проектах. Мы стали большой дружной командой и каждый год ждём встречи, чтобы вновь подарить нашим юным зрителям и их родителям встречу со сказкой и прекрасной музыкой. Я и представить себе не мог, что когда-нибудь меня будут качать на руках, как это бывает с тренерами после победы на футбольном матче. Но в 2016 году в конце гастролей в Набережных Челнах после спектаклей «Новогодние приключения Буратино» за кулисами артисты подхватили меня на сцене и долго качали, подкидывая на руках. Это была общая радость от того, что у нас всё получилось!
– В Ваших спектаклях непосредственное участие принимает и зритель. Как Вы добиваетесь контакта с ним?
– Да, мне очень нравится использовать интерактив, непринуждённый диалог со зрителем, когда герои спектакля как бы невзначай спрашивают мнение зрительного зала, на что наши юные зрители очень охотно откликаются. Или, например, есть такие музыкальные номера, которые в случае поддержки аплодисментами зрительного зала приобретают более весомое впечатление. Ведь не секрет, всё, что делает зритель (аплодирует, плачет, смеётся, переживает) – всё это поставлено или должно быть заложено режиссёром и воплощено профессионализмом артистов. Несмотря на то, что спектакли уже действующие и были показаны десятки раз, мы постоянно продолжаем работу над некоторыми мизансценами, ищем новые нюансы и добиваемся необходимой реакции и контакта со зрителем.
– В «Нехочухе» и «Буратино» многие роли играют дети. Как удалось так хорошо их подготовить к ролям?
– Надо отдать должное и сказать, что дети, которые участвуют в наших спектаклях отчасти приходят к нам уже подготовленные. Некоторые из них, как Илья Салин (Нехочуха), Полина Модина (Мальвина и Алиса) – участвовали в театральных постановках и до этого. Невозможно, в рамках одного проекта за 2-3 месяца слепить из любого ребёнка артиста. Конечно, я приглашал и детей, которые ещё не общаются со сценой на «ты», но в каждом из них мне удалось разглядеть индивидуальность, большой потенциал, поверить в них, научить и помочь им раскрыться на сцене. Например, Айгуль Мулюкову я изначально видел в роли Мальвины, но однажды увидел её взгляд и манеру общения и вдруг осознал – вот тот самый Буратино, которого я так долго ищу! Или Егор Петров, ему было 8 лет, когда он пришёл на пробы, но выглядел ещё младше своего возраста. В процессе работы он зацепил меня своей искренностью и желанием быть артистом. Чуть позже я сам его пригласил на роль друга Нехочухи. И не ошибся! Конечно, все они прошли через кастинг. Были отобраны лучшие из лучших. Другое дело, уже в процессе постановки я занимался с ними читкой текста, сценическим движением, уроками по вокалу, проводились бесконечные репетиции, и даже генеральный прогон. Всё как в настоящем театре.
– Я знаю, что в обоих спектаклях принимают участие оба Ваших сына. Как Вы общаетесь в процессе работы?
– Честно сказать, создавая свои спектакли, я писал сценарий и под своих детей в меру их способностей и возможностей, но не в ущерб представлению. Всё в этом проекте в первую очередь нацелено на качество. Зная об этом, Саша и Коля уже и сами понимают свою ответственность и стараются соответствовать всем требованиям. Я очень рад, что за эти годы я приобщил своих детей к сцене, к тому искусству, в котором живу сам. Надеюсь, что это пригодится им в жизни и, возможно, когда-нибудь это станет определяющим событием в их профессии.
– Не хотелось ли Вам самому сыграть в своих спектаклях?
– Очень хочется, но законы жанра таковы, что ради качества спектакля необходимо от начала до конца сопровождать его своим вниманием и в нужный момент быть готовым найти решение в самой сложной ситуации.
– Планируются ли еще детские спектакли в будущем?
– Да, в этом году я уже работаю над новым музыкальным спектаклем «Бременские музыканты». Уже весной этого года будет объявлен кастинг на исполнение главных ролей, и я с большим нетерпением жду встречи с нашими будущими артистами.
– Помимо музыки Вы занимаетесь историей и генеалогией Вашей семьи…
– Это труд всей моей жизни, который я написал благодаря большой любви и благодарности к родителям. Сначала, в 2007 году я издал книгу «История деревни Поповка», где собрал материал к 100-летию деревни, где родились и выросли мои родители. Затем, в 2011 году вышла в свет вторая книга, «Моя семья», которую я писал более 20 лет. Благодаря этой работе, я в первую очередь успел пообщаться с родственниками старшего поколения, что само по себе просто бесценно. Их воспоминания, а так же данные метрических книг, архивных документов и различных печатных изданий помогли мне сложить воедино огромное древо, где представлено 12 поколений родословной моей семьи с конца XVII века. На сегодняшний день это около 5000 представителей Шигаевых, Глуховых, Красновых, Утягановых, Тарасовых и Васильевых. Сегодня многое из того, что я уже знаю, было бы невозможно восстановить. Старшее поколение уходит. Родные, которые ещё недавно жили довольно кучно, переезжают из деревень в города. Родственные связи теряются. Придёт время, и мы сами будем искать поддержки в своих корнях, но многие из этих корней высохнут, затеряются, и мы можем почувствовать себя безысходно одинокими. Многое ещё можно сохранить! Не оставайтесь равнодушными к истории своих родителей и предков!Интересуйтесь всем, что напоминает о них, и вам будет, что рассказать своим детям и внукам!
– Оба ваших сына занимаются музыкой. Как правильно воспитать ребёнка и в то же время не избаловать его?
– Это очень тонкий момент. Однозначного совета здесь дать невозможно. Меня самого волнует то, что дети в наше время буквально всё своё свободное время проводят в телефонах и за компьютером. Мы стали мало общаться. У нас жизнь становится виртуальной. Это бич XXI века. Нужно находить время общаться друг с другом. Одно могу сказать: любите своих детей такими, какие они есть, будьте рядом с ними всегда, особенно в трудные минуты, сопереживайте вместе с ними и радуйтесь их успехам.
– Что Вам даёт преподавание в казанской консерватории?
– Воспитать своих учеников – это естественная потребность и логическое продолжение певческой карьеры. Это преемственность поколений. В конце-то концов, это доброе дело, когда ты посвящаешь часть своей жизни ученику, который обратился к тебе с просьбой обучиться вокальному ремеслу и жаждет добиться успеха на ниве искусства. В своё время обучался я, теперь настало время поделиться знаниями и опытом со своими учениками. Но с самого начала я определился для себя, что буду заниматься только с тем и до тех пор, пока ученик работает над собой, совершенствуется и удивляет меня своим результатами каждый урок. Среди моих учеников солист Государственного камерного хора РТ Александр Виклов; лауреат многих республиканских и международных конкурсов, в том числе имени Р. Вагапова Артур Шугаепов; артист Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая Дмитрий Босов. Это моя гордость и надежда.
– Какие Ваши ближайшие концертные планы? Где Вас можно будет услышать?
Уже совсем скоро состоится ряд моих концертов в Органном зале в родном городе Набережные Челны: в Международный женский день намечены концерты «Благодарю тебя!» и 21 апреля – «Песни из кинофильмов». Под аккомпанемент концертмейстера заслуженного артиста РТ Романа Чуйнова прозвучат русские, татарские романсы и народные песни, неаполитанские песни и песни советских композиторов. В концерте также примут участие мои ученики и коллеги.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев