Андрей Руденко: «Сейчас рулит импровизационная музыка»
Культовый персонаж казанской тусовки, джазовый музыкант, известный по всему миру, в команде с Дмитрием Крапивиным и Романом Алексеевым сделал популярным местом один из баров в центре Казани. Теперь там – самый долгоиграющий модный event в городе. А концерты в жанре джазфанк, которые проходят по четвергам, собирают полные площадки. Руденко рассказал о природе джаза и о том, почему он не хочет переезжать в Москву.
Культовый персонаж казанской тусовки, джазовый музыкант, известный по всему миру, в команде с Дмитрием Крапивиным и Романом Алексеевым сделал популярным местом один из баров в центре Казани. Теперь там – самый долгоиграющий модный event в городе. А концерты в жанре джазфанк, которые проходят по четвергам, собирают полные площадки. Руденко рассказал о природе джаза и о том, почему он не хочет переезжать в Москву.
Папа родился во Владикавказе, мама из Вологды. Родители в свое время приехали учиться в Казань, потому что Казанская консерватория считалась очень сильной. Отец учился композиции, мама была скрипачкой. Здесь они и познакомились. Так как я вырос в музыкальной семье, джаз был в моей жизни с детства. Отец с раннего возраста ставил разные пластинки. У нас постоянно звучали лучшие образцы, начиная от The Beatles, заканчивая Al Jarreau, Gino Vannelli. Однако более профессионально начал заниматься с 1997 года: играть концерты, участвовать в фестивалях, ездить на гастроли как джазовый музыкант, в том числе и в качестве лидера, выступая в самых разных ансамблевых форматах.
Я играю на всевозможных клавишных инструментах. Сейчас в моем творчестве могут быть разные направления, в том числе поп-музыка. Я пишу песни на заказ, делаю аранжировки. Работаю с такими артистами, как Ольга Скепнер, Эльмира Калимуллина. Любимые исполнители среди пианистов – Bill Evans, Херби Хэнкок, из саксофонистов предпочитаю Чарли Паркера, Джо Хендерсона.
#ПОЛНЫЙДЖАЗ
Вот уже шестой год я играю в одном из культовых молодежных музыкальных баров Казани. На сегодня это самый долгоиграющий модный event в городе. Джаз-фанк, который мы здесь играем, но это не рассматривается нами как источник дохода, нам просто захотелось, чтобы в городе было место, где молодежь может самовыражаться, играть эту музыку. В Казани это место намоленное. Здесь, конечно, уже приучили людей к определенному хорошему высокому стандарту. Есть отзывчивость, коннект с публикой. Приходят как совершенно неподготовленные, так и разбирающиеся люди. В целом процент людей, которые интересуются и начинают понимать, вырос.
МОЛОДЕЖЬ СЕЙЧАС ОТКРЫТА ДЖАЗУ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО МУЗЫКА ДОСТАТОЧНО СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ. МЫ ВОСПИТЫВАЕМ КУЛЬТУРУ, ПОТОМУ ЧТО ХОТИМ, ЧТОБЫ КАЗАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ ТОЖЕ БЫЛА ПРИЧАСТНА К ЭТОМУ.
#КАЗГИК
В этом году исполняется 15 лет, как я стал преподавать в КазГИКе. Веду дисциплины по фортепиано и джазовой импровизации. Во-первых, у меня есть потребность делиться определенными знаниями с молодежью, во-вторых, это способ устройства в мире, что требует постоянного места работы. Сегодня это единственный вуз в Казани, где есть эстрадно-джазовое направление. У нас достаточно крепкая кафедра, работают грамотные профессионалы, и человеческий климат у нас на кафедре очень хороший.
Джазовое направление в КазГИК – одно из ликвидных, потому что за этой музыкой будущее. Сейчас рулит импровизационная музыка, а направление, где ты играешь нотный текст, рано или поздно исчерпает себя, в джазе же совершенно нет границ.
Приятно когда твои студенты, которые окончили КазГИК, дальше с успехом поступают в европейские вузы.
ДЖАЗ – ЭТО СВОБОДНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
Джаз несет в себе мощные вибрации. Это не просто мертвое нанесение идеи в ноты, это прежде всего тайминг между нотами, и он сильно отличается от академической музыки. У джазовых музыкантов есть такие понятия, как драйв, филл – определенные ощущения, которые чувствует только музыкант. Например, чтобы свинговать, нужно много слушать и впитывать в себя эту культуру.
Одним словом, ДЖАЗ – ЭТО КОЛОССАЛЬНЫЙ ПРОТУБЕРАНЕЦ, ВСПЫШКА НА СОЛНЦЕ, ЭТО МОЩНЕЙШИЙ ВЫПЛЕСК ЭНЕРГИИ, СИЮМИНУТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЭТО ЖИЗНЬ, ЭТО СМЕРТЬ ОДНОВРЕМЕННО И СНОВА ЖИЗНЬ. Это любовь, эротика. Джаз – это многосоставное явление, которое вбирает в себя очень много.
Сегодня актуальны смеси. Например, джаз-фанк мешается с фольклором, этника с современным джазом. И в татарской и в русской музыке мы наблюдаем то же самое.
PRO КАЗАНСКИЙ ДЖАЗ
У Казанской публики – женская динамика, ее сложно раскачать, но, если раскачал, остановить уже невозможно. Москвичи более отзывчивые, я считаю. С одной стороны, они более избалованные, с другой – более вспыхивающие.
В Казани есть маленькая прослойка музыкантов, человек 10-15 – это мало. Молодежь предпочитает по-прежнему пока уезжать, а те, кто остается, не очень активно занимаются самообразованием. У наших молодых людей есть ощущение, что они все знают и умеют, а на самом деле это совсем не так. Нужно заниматься самообразованием – об этом я говорю своим студентам. И советую всей музыкальной молодежи.
Меня никто не учил играть джаз, я сам хотел овладеть этой музыкой. Функция «я хочу» все решает. Абсолютно точно можно сказать, что в каждом городе есть свои герои, которые несут в себе эту культуру и развивают.
Джазовая прослойка, в принципе, достаточно узкая и тонкая. В каждом городе есть буквально несколько профессиональных музыкантов. В свое время все стремились в Москву, Санкт-Петербург, потому что там другие деньги, сейчас ситуация выравнивается, и те, кто не поехал в Москву, ездят туда с гастролями. Так, например, делаю я, так как не очень люблю суету мегаполиса. Это не моя чашка чая. Мне комфортнее просто ездить с концертами. Собственно, это одна из причин, по которой я остался жить в Казани.
ДЖАЗ ПО-РУССКИ
Первое отличие джаза у нас и за границей – качество. В нашей стране качественных музыкантов можно по пальцам посчитать. Российский джаз сильно трансформировался, он сегодня более модерновый. Также есть много новых имен, которые заявляют о себе. Естественно, это нельзя сравнивать с культурой на Западе или в Европе. В Штатах больше качественных, серьезного уровня профессиональных музыкантов.
Мое ощущение – это высшая точка, когда я чувствую, что достал до глубины души, до самого сердца слушателя. Мне и не нужно, чтобы зал встал в конце, это не есть показатель для меня.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев