Логотип Идель
Кем быть?

НУЖНЫЕ РАБОТНИКИ – ПСИХОЛОГИ

Перед каждым человеком в довольно юном возрасте встают вопросы: кем быть, какую профессию выбрать? Здесь нужно учесть очень многое: где и сколько лет будет проходить обучение, реально ли поступить на бюджет и что из себя представляет профессия в целом и насколько она востребована и актуальна в наши дни?

Перед каждым человеком в довольно юном возрасте встают вопросы: кем быть, какую профессию выбрать? Здесь нужно учесть очень многое: где и сколько лет будет проходить обучение, реально ли поступить на бюджет и что из себя представляет профессия в целом и насколько она востребована и актуальна в наши дни? И будет ли актуальна через тридцать лет? Стремительно развивается наш век. Еще даже пятьдесят лет назад все, что является для нас обыденностью, показалось бы фантастикой. Темп жизни скорый, люди подвержены стрессам. Однако радует, что именно в XXI веке человечество, отдышавшись от перевыполнения стахановских планов и строительства светлого будущего, наконец, обратило взор внутрь себя. «Тонкое тело», «внутренний ребенок» – эти понятия известны, пожалуй, многим. Все больше людей понимают важность состояния в гармонии с собой, но лишь у немногих хватает мужества быть максимально честными, жить так, как они хотят, не ущемляя при этом интересов других и никому не мешая. Помочь человеку вынянчить собственного внутреннего ребенка, сберечь тонкое тело поможет грамотный психолог. 

Мария ДАНИЛИЧЕВА – работает в Кризисном центре психологической помощи с Телефоном доверия «Сердэш-129», который является отделением Республиканской клинической психиатрической больницы. Закончила ТГГПУ по специальности педагог-психолог (2010) и КГМУ по специальности медицинский психолог (2012). Опыт работы более 6 лет. Автор и организатор Группы «Тренинг общения и коррекция социофобии» и тренинга «Бросить курить». Важнейшие направления работы: социофобия и другие трудности межличностного общения (агрессия, конфликтность), внутриличностные конфликты и личностные расстройства (невротические состояния), кризисные состояния людей (депрессия, реакция утраты, реакция горя, травматическое и посттравматическое расстройства), никотиновая зависимость, семейные взаимоотношения (конфликты, кризисы, нарушение диалога между супругами), детско-родительские недопонимания и конфликты, сложности поиска и устройства на работу. Активно осваивает направление «групповая психотерапия» и «гештальт-терапия». Ведет просветительскую деятельность по профилактике депрессий и суицидального поведения у различных категорий граждан.

 

– Профессия психолог. Когда возникла необходимость в ней? 

– Если под профессией психолога понимать поддержку, выслушивание, то потребность в ней появилась тогда же, когда появились люди, общество, а точнее – отношения между людьми, так как источником неврозов и депрессий являются именно неудовлетворяющие отношения между людьми. И «лечат» при этом тоже отношения. 

– Когда появилась эта наука? Психология относится к медицине?

 – Психология, как и многие науки, берет свое начало из философии. Как самостоятельная же наука она сформировалась окончательно в конце XIX века. С ее появлением тесно связана фамилия Фрейд, известная многим людям. Именно он ввел понятия «сознательное», «бессознательное» и предложил тщательно анализировать прошлое больного, чтобы понять причины невроза и, следовательно, облегчить состояние человека. Сейчас психология стоит на границе медицинских и социальных наук. 

– Каков будет процесс обучения?

 – Я думаю, что тому, кто изначально видит себя в профессии, учиться будет интересно и несложно. В целом можно сказать, что основной предмет – психология – во время учебы изучается со всех сторон и во всех ипостасях, во всех своих ответвлениях: общая психология, социальная психология, клиническая, семейная, возрастная. Я училась долго и учусь и по сей день. Диплом клинической психологии Казанского медуниверситета дает более широкий выбор мест для трудоустройства, в том числе больницы детские и взрослые, где должность называется «Медицинский психолог». После этого были многочисленные курсы повышения квалификации.

 – Как трудоустраиваться молодому специалисту? С чего начать? 

– Когда я мыслила начало своей карьеры, я считала, что нужно начинать с самого сложного. От опытных психологов я узнала, что сложнее всего работать с зависимыми людьми (наркоманами, алкоголиками). Что, мол, если научишься работать с зависимыми, то все остальное будет уже легко. Несколько раз пыталась устроиться в наш наркодиспансер, но, к сожалению, тогда у меня еще было только образование педагога-психолога, и меня не взяли. Я оставляла свои данные везде, где активно практикуют психологи. И меня приняли психологом в детский приют. Проработав там всего пять месяцев, получила приглашение в Кризисную службу (где я ранее оставляла данные), здесь и работаю по сей день. 

– Практика. Что из себя представляет? Как расти в своем мастерстве?

 – Есть разные сферы практической деятельности психолога. Наше вузовское психологическое образование позволяет нам работать, например, в сфере психодиагностики. Существуют специальные методики и техники не только различения нормы от патологии психического состояния, но и определения тех или иных особенностей характера, эмоционального состояния и личности конкретного человека. Другим направлением практики психолога может стать, например, тренинговая работа. Так как я заканчивала педагогический вуз, многие мои однокурсники выбрали именно тренинговую должность, так как она стоит как бы на границе психологии и педагогики. Тренинги сейчас очень популярны на крупных предприятиях, в торговых компаниях. Тренинги проводятся с целью командообразования, улучшения качества сотрудничества, повышения продаж. Но самыми распространенными сферами применения себя для психолога являются, конечно, консультирование и психотерапия: очная, телефонная, по скайпу, по чату. А также групповая психотерапия. В англоязычной литературе есть более точное понятие для того вида деятельности, которое осуществляют клинические психологи: «психологическое лечение». Оно вмещает в себя и консультирование, и психотерапию. В данный период работы я активно практикую все виды психологического лечения. Самым интересным для меня на сегодняшний день является групповая терапия. Год назад я организовала и стала ведущей группы «Тренинг общения». Создание ее было продиктовано потребностями клиентов: так получилось, что за прошлый год у меня на консультациях было около двадцати людей со схожими проблемами: трудностями в общении (страхи, агрессия, повышенная тревожность). Это и навеяло идею объединить этих людей в группу. По многим статистическим данным, групповая терапия по эффективности превышает индивидуальную. А особенно, что касается проблем в общении с людьми. Мастерство и профессионализм, как и в любом деле, зависят от включенности в работу, увлеченности ею, от анализа ошибок и закрепления удачно найденных способов работы. Постоянная практика.

Вот в чем суть работы, хотя, конечно, совсем без советов обойтись не получается. Известный и авторитетный психотерапевт Ирвин Ялом считает, что в основе работы психолога (и психотерапевта) должны лежать последовательные позитивные отношения между терапевтом и клиентом. Никакая техника не может иметь большего значения. Как я уже говорила, подавляющее большинство психических расстройств и эмоциональных нарушений являются следствиями неблагополучных отношений с людьми. А отношения лечатся отношениями – другими, более благополучными. В то же время психологу «приучать» клиента к себе не стоит. Есть риск впасть в зависимость от психолога. Поэтому здесь важна золотая середина. А вот некоторые считают, что сильное эмоциональное вовлечение психолога может больше навредить, чем помочь: психолог должен сохранять холодную голову, быть неким координатором, просто выполняющим свою работу. Здесь каждый психолог выбирает и нащупывает для себя свою нишу. Могу сказать, что у себя в работе я обнаруживаю периоды более эффективные и менее. Это зависит от разных факторов. Известен термин «эмоциональное сгорание». Оно характерно для людей помогающих профессий. Надо учиться оценивать свои ресурсы, не стараться прыгнуть выше головы. Иначе, стараясь помочь, можно навредить себе – и в итоге клиенту. Думаю, что профилактикой эмоционального сгорания является интерес к работе. Если никогда не терять искру того, что привело в профессию, если хотеть узнать о том, как живут люди там, где нас и не было вовсе, то тогда львиная доля профилактики сгорания будет обеспечена. 

– Стоит ли после учебы идти в науку?  

– Нужна ли научная деятельность, каждый психолог решает для себя сам. Увлеченность работой иногда побуждает анализировать, подводить итоги, переводить эти итоги в цифры, что может вылиться в хорошее исследование. Однако написание диссертации – дело непростое и небыстрое, как известно. И требует много сил и времени, чего часто у практикующего психолога не хватает. Ведь хороший психолог каждого своего клиента рассматривает как уникальный случай, стремится найти самые нужные методы работы, нужные подходы к проблеме клиента и к нему самому и главное – нужные слова. Это требует много времени. Если психологу удастся органично соединить практику и теорию, это замечательно. А плюсы наличия защищенной диссертации, наличия ученой степени в том, что, во-первых, присваивается высшая категория пожизненно, а это влияет на зарплату. Во-вторых, расширяется как бы сфера применения себя. 


– Многие идут на психолога как на второе высшее. Как думаете, почему? Органично ли сочетается профессия психолога с прочими? Если да, то с какими? 

– С профессией учителя, с профессией социального работника. А идут чаще всего, чтобы разобраться со своими внутренними конфликтами, комплексами неполноценности, непонятыми проявлениями сторон своей личности, неразрешенными сложностями в отношениях с родителями, супругами, партнерами и детьми. Немаловажным фактором является доступность такого образования. Сейчас факультеты психологии есть во многих вузах, открываются все новые и новые центры, предоставляющие возможность переучиться или доучиться на психолога, имея какую-нибудь гуманитарную специальность. А уж о многочисленных курсах и тренингах я вообще не говорю – их масса, разного характера, длительности, стоимости, сложности и интенсивности обучения. Я сама пришла к профессии психолога не сразу после школы. Поступила в вуз в 21 год. Перед этим я выучилась на медсестру, немного поработала в медицине. А еще до этого я работала социальным работником.

 – Психологический потрет человека, или какими качествами должен человек обладать, чтобы стать хорошим психологом? 

– Во-первых, я думаю, самыми главными качествами психолога должны быть человечность, доброта, доброжелательность. Без желания помочь мало что получится. Во-вторых, интерес к людям, к человеческим судьбам, желание узнать, как жизнь устроена там, где нас не было, узнать мотивы поведения людей. Ведь мир очень многогранен. Люди тянуться к живому. То есть доброжелательность и интерес к другому человеку – главные качества, они же мотивы работы. Все остальные качества уже вытекают из них: умение слушать, эмпатия (умение чувствовать другого, понимать его чувства), рефлексия (умение понимать и осознавать свои чувства). Психолог должен стараться проработать свои собственные комплексы, внутренние и внешние конфликты, чтобы не сливать свои проблемы на клиентов, не использовать клиентов в качестве буферов, способов самоутверждения и урегулирования своих проблем. И немаловажно, на мой взгляд, психологу заботиться о своем духовном развитии. Ведь психолог имеет дело с душой человека, происходит общение душ. Поэтому хорошо было бы и о своей душе позаботиться, прежде чем прикасаться к душе другого человека. Все остальные штрихи к портрету психолога могут быть самыми разными. 

– Нужны ли психологам психологи? 

– Нужны. Во-первых, для решения собственных проблем, для той же эмоциональной поддержки, помощи в разборе актуальных жизненных трудностей. Со стороны виднее. Находясь внутри ситуации, бывает сложно увидеть общую ее картину. А во-вторых, для супервизии. Супервизия – форма поддержки психолога или психотерапевта, в рамках которой он обсуждает свою работу, конкретные случаи с более опытным коллегой. 

– Какие социальные слои обращаются обычно? И кто чаще: мужчины или женщины? 

– Чаще обращаются женщины. Мужчине сложнее признать факт проблемности жизни или проблемности своего характера. В нашу службу – бюджетную – обращаются больше бюджетники (учителя, медики, безработные, разнорабочие, заводские рабочие, менеджеры разного звена). Бывает, что приходят обеспеченные люди, считающие, что хорошего специалиста можно найти именно в бюджетной организации, потому что здесь люди работают за идею, а не за деньги. И доля правды в этом есть. 

– Каким людям (представителям профессий), на Ваш взгляд, просто необходимы походы к психологу?

 – Учителям! Было бы замечательно, если бы учителя стремились разрешить свои внутренние и межличностные конфликты с помощью психолога, а не отрываясь зачастую на своих учениках. Детская психика самая ранимая, она формирующаяся, и любое воздействие на нее может оказаться роковым – созидающим или губительным. Часто на наш телефон доверия обращаются мамы детей, получивших травму в школе. А ведь некоторые дети даже не рассказывают ничего родителям, пытаясь пережить этот шок самостоятельно. Для детской ранимой психики это бывает не под силу.

 – Можете ли озвучить наиболее частые проблемы, с которыми обращаются? 

– Самые частые проблемы клиентов в нашей службе – депрессии и внутриличностные проблемы, детско-родительские, любовные и супружеские, отношения с окружающими. 

– Поговорим о конфликте поколений. Старшее осуждает молодых за их любовь к самому себе. Кто заблуждается? 

– Конфликт между родителями и детьми возникает чаще всего, когда родители некомпетентно себя повели в том или ином возрастном периоде ребенка, в том или ином инциденте. Любовь к себе и эгоизм, я думаю, что это все-таки разные понятия. Ведь что самое важное в деле воспитания: во-первых, чтобы ребенок себя чувствовал желанным, любимым, привлекательным, нужным этому миру и своим родителям. А во-вторых, чтобы родители строго и четко обозначили границы дозволенного, что можно, а что нельзя. Эгоизм берет начало либо от недолюбленности, когда родители недодали нежности, внимания своему ребенку, либо от избалованности, вседозволенности, попустительства, когда ребенку позволяли слишком много, не очертили границы реально допустимого. И тогда в первом случае, дабы восполнить дефицит любви и внимания, ребенок будет ее требовать от окружающих, разными способами требовать (излишней демонстративностью себя, истериками, обидами, зависмостями и прочими способами). А во втором – нарушать границы других (пользоваться ресурсами другого, ничего не давая взамен, грубить, капризничать, вести гедонистический образ жизни и так далее). Так вот. При адекватном воспитании формируется здоровая любовь к себе. А если человек любит себя, то будет любить и окружающих людей. Так чего же здесь тогда осуждать? 


Материал из архива журнала «Идель» ноябрь 2017 года  

автор: Альбина Гумерова

фото из открытых источников

Теги: время, культура, журнал "Идель" литература, творчество

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев