Логотип Идель
Кем быть?

О чем поют костюмы

Театр начинается с вешалки, а для героини нашего интервью – с костюмерной. Костюмеры помнят обо всех нюансах и переодевают артистов за кулисами. И важное качество профессионала костюмерного цеха – стрессоустойчивость, быстрая реакция и богатое воображение. О специфике профессии рассказала костюмер Буинского театра Лиана Махмутова.

Лиана Махмутова  родилась 17 марта 1979 г. Окончила Казанский педагогический колледж, по специальности – учитель начальных классов татарского языка в русскоязычных школах. Сейчас учится в Институте социальных и гуманитарных знаний на социального психолога. Костюмер Буинского государственного драматического театра.

 

Ваша мечта детства?

В детстве я мечтала стать педагогом, так же, как и моя мама. Она работала заведующим детским садом, поэтому, поступив в педагогический колледж, я каждое лето подрабатывала воспитателем. У меня семья педагогов: мама, тетя, сестра, и дочка тоже недавно отучилась и приобрела профессию учителя. Нетворческий, пессимистичный, угрюмый человек работать и совладать с детьми не сможет. А во мне это «творческое» преобладало всегда.

Как попали в театр?

Я более десяти лет сидела в декрете, у меня трое детей. После я решила отправиться в свободное плавание – пойти работать. Но это оказалось не так просто. Сидеть дома – одно, другое – постоянно находиться в кругу людей. Было сложно поставить себя в новом коллективе и найти точки соприкосновения с другими. Здесь, наверное, больше про принятие себя. Мне повезло: Раиль Садриев, директор театра, понимал, что человеку, который находился долго без активного общения, приходится нелегко. Вначале хотелось спрятаться, отключиться, сказать нет и закрыться в своем маленьком мире, где спокойно. Но из зоны комфорта нужно выходить! Сейчас я рада, что нашла место, где могу быть полезной и воплотить творческие идеи, а взамен получить благодарность.

Почему костюмер, а не актриса?

Мне нравится прикладное искусство. Я занимаюсь вышивкой более 28 лет: вышиваю не только картины, но и скатерти, занимаюсь вышивкой на одежде, делаю интерьерные куклы. Моя любовь к работе с материалами переросла во что-то большее. Подумала, что мои навыки могут пригодиться в театре, и, когда узнала, что в наш театр требуется костюмер, пришла устраиваться на работу. Мое хобби перекликается с тем, что я делаю в театре. Когда я подбираю образ артистам, то добавляю что-то свое. Мне нравится работать с фурнитурой и с бутафорией. Или, допустим, для спектакля надо сшить ширму, а после вижу свою работу на сцене. В этот момент меня переполняет гордость, что я тоже как-то причастна к спектаклю.

Мне нравится фраза: выберите себе работу, которая перекликается с вашим хобби, и вы не будете работать ни дня в своей жизни.

Что необычного в вашей работе?

Атмосфера. Творческая. Сумасшедшая. К нам в театр часто приезжают гости: критики, режиссеры, актеры. Такие люди, как правило, живут в своем мире. Интересно даже просто стоять рядом и наблюдать за ними, слушать их разговоры. У нас в гостях были Сергей Безруков, Юрий Гальцев, Петр Норец. Я каждый раз узнаю новые театральные термины, постановки, их интерпретации. Для меня это очень необычно и познавательно. Само по себе работать в максимально творческой среде – значит не сталкиваться с рутиной. У людей вне театра жизнь обыденная: проснулся, приготовил завтрак, собрался и пошел на работу, люди целыми днями сидят за компьютером или как-то еще тянут время.

Что входит в обязанности костюмера?

В первую очередь сохранность и чистота костюмов. А после всегда быть готовой прийти на подмогу. У нас часто случаются забавные истории. Например, как-то мы ставили детский спектакль на Новый год, и одна из главных актрис – Рима Хамидуллина – играла лису. На сцене у нее отвалился хвост. А что делать? Актриса не растерялась, взяла хвост и положила в сумку. Говорит, ладно, дома зашью. Мало того, у нее отвалился каблук. Выбегает за кулисы, говорит, что у нее каблук упал, хвост отвалился. Хвост мы ей прицепили на булавку. За сапогами я побежала в костюмерную, схватила первые попавшие сапоги. Оказывается, вместо того, чтобы принести двадцать пятый размер, там оставались только двадцать четвертые. Маленькие, так они еще были на одну ногу. С трудом нацепили два левых сапога и отправили на сцену. В итоге вышла и достойно сыграла.

Часто бывают курьезные случаи во время спектаклей?

Очень часто. В то время, когда зритель смотрит спектакль, по другую сторону сцены в это время жизнь кипит. Распространенный случай – что-то случается с одеждой. Костюмы ведь много раз стираются, надеваются, и они на сцене имеют тенденцию рваться. Актер выбегает за сцену с огромными глазами и говорит, там у него такая прореха! Я бегу за ниткой и иглой, забываю ножницы, на ходу откусываю нить и в быстром темпе на артисте зашиваю одежду. В общем, стараешься быть наготове, дежурить за сценой, чтобы не было никаких курьезных случаев.

Какой ваш любимый образ?

Мне в душу запала ширма, которую я связала из лоскутков от маминого халата и своего фартука. Эту ширму можно увидеть в спектакле «Шобага». Она часто мелькает на экранах и в газетах, каждый раз я испытываю гордость.

Сложно работать с актерами, часто эмоциональными?

Определенно нужно знать характер актера и найти подход к нему! Кому-то нужно переодеться пораньше, кто-то любит облачиться непосредственно перед спектаклем. Одни артисты делают это быстро, другие с толком и расстановкой. Кого-то утешить, а к кому-то, может, даже не подходить во время эмоционального пика.

Какой ваш любимый спектакль?

Мне больше всех нравится «Шобага». Молодые девочки играют влюбленных в жизнь пожилых бабушек и очень точно входят в образ. Восхищает все: истории, спектакль, сюжет, а в конце выясняется мистическая история.

Есть ли определенный «кодекс» правил подготовки к спектаклю?

Беспрекословное выполнение требований режиссера и художественного руководителя. И обязательно строгое исполнение по цветовой гамме: подбираешь, смотришь, несколько раз фотографируешь или ходишь, ищешь. Какую задачу тебе поставили, такая и должна быть выполнена, и не какая-то отсебятина.

Один день из жизни костюмера?

Подготовка к спектаклям как шахматная партия: нужно рассчитывать работу заранее. У нас есть график спектаклей, обычно я подготавливаю костюмы за пару дней: все постирано, заштопано, выглажено. Остается только вынести на площадку. За пару часов до спектакля мы начинаем работу с артистами. Если спектакль новый или не так часто ставится, то обязательно проводим генеральную репетицию в костюмах. Например, актер выходит из двери, ему нужно вынести камзол. Поэтому этот камзол нужно принести и положить на стул.

Известно, что вы еще занимаетесь сыроделием. Как все успеваете?

Я еще и виноделием занимаюсь. Также делаю ферментированные чаи и пастилу. На данный момент умею варить более 25 видов сыра, всего их больше 200. Началось это с дегустации козьего сыра в гостях. Мне так понравилось, что решила попробовать сама. Посмотрела видео на ютубе, взяла фермент, закваску и сварила свой первый сыр. Отточила свои навыки, и меня затянуло. У меня есть идефикс: открыть свою маленькую сыроварню.

Я живу по принципу: «Раз кто-то может, значит, и я смогу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теги: костюмер

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев