Приют для «уставших»
Редкая профессия: работник медвытрезвителя. Клиент всегда пьян. У сотрудника медвытрезвителя, разумеется. Сейчас валяющихся на улице «уставших» от возлияния граждан практически не видно. А все потому, что таких, утомленных алкоголем, правоохранители отвозят в спецучреждения. А там уж их приводят в чувство и на следующий день отправляют домой. Все для сохранения жизни, утверждают работники приюта для «уставших». На правах анонимности мы поговорили с работником одного из медвытрезвителей Казани, и он рассказал, как сегодня работают такие спецучреждения, какова их «посещаемость» и как часто сюда попадают молодые люди.
Редкая профессия: работник медвытрезвителя.
Клиент всегда пьян. У сотрудника медвытрезвителя, разумеется. Сейчас валяющихся на улице «уставших» от возлияния граждан практически не видно. А все потому, что таких, утомленных алкоголем, правоохранители отвозят в спецучреждения. А там уж их приводят в чувство и на следующий день отправляют домой. Все для сохранения жизни, утверждают работники приюта для «уставших». На правах анонимности мы поговорили с работником одного из медвытрезвителей Казани, и он рассказал, как сегодня работают такие спецучреждения, какова их «посещаемость» и как часто сюда попадают молодые люди.
Назад в будущее
В советские годы медвытрезвители существовали в каждом городе. Они относились к разряду благотворительных заведений и содержались за счет городской казны. Ликвидация вытрезвителей в новой России поначалу воспринималась как прогрессивный шаг. Но, оказалось, у прогресса есть и темная сторона: по статистике правозащитников, исчезновение медвытрезвителей привело не просто к увеличению валяющихся на улице гуляк, но и к увеличению смертельных случаев от переохлаждения.
22 декабря 2020 года Госдума приняла закон о восстановлении в России системы вытрезвителей. Идею возрождения вытрезвителей охотно поддержал Владимир Жириновский. Вместе с процессом реинкарнации вытрезвителей бессменный вождь одной из российских партий предложил заодно и переименовать эти спецучреждения в «приюты для уставших». «Это правильно, потому что до 50 тыс. человек мы теряем в год — замерзают и погибают на улицах. Правда, мы бы предложили другое название, без негативной коннотации. Например, приют для уставших», — написал политик в своем Telegram-канале.
Медвытрезвители: «я не знаю, зачем и кому это нужно»
Медвытрезвитель сегодня — это своего рода центр помощи.
Эти учреждения помогают тем, кто выпил «маленечко» и заснул, «начитанный».
Таких граждан к нам доставляют сотрудники полиции или скорой помощи, чтобы не остался на улице не замерз или плохо не стало.
Или, например, сердобольные граждане увидели на остановке: мужичок лежит. Может, плохо человеку. Позвонили в скорую помощь. Медики приехали на место, осмотрели его, а он – пьяненький. Погрузили бедолагу в машину и привезли к нам. У нас он проспался и на следующий день, бодренький, пошел домой.
- Зачем нужны медвытрезвители?
- Пьяный человек – это либо объект, либо субъект правонарушения или преступления. Во-первых, его жизнь и здоровье подвергаются угрозе, так как товарищ может перегреться на солнце или же замерзнуть, переохладиться на улице. Ну, опять же хулиганы: возьмут и изобьют, отберут, ограбят. Он проснется, а в карманах пусто. Куда он пойдет? Правильно, все равно в полицию.
- Кто вы по образованию?
- У меня юридическое образование. Работал до этого в милиции. Но решил немного поменять деятельность, хотя моя нынешняя работа в корне отличается от моей профессии. У нас также работают нарколог, фельдшер, медсестра и санитар.
- Что Вас побудило пойти работать в эту сферу?
- Мне нравится оказывать помощь людям, в прямом смысле этого слова. Для меня, как для работника, пьяные клиенты не плохие и не хорошие. Прежде всего, они наши граждане, и их права защищает Конституция России. В кого пальцем не ткни – алкоголик. Просто кто-то знает норму. Наркоман или алкоголик – это люди с диагнозом, и их надо лечить. Это болезнь. Поэтому я к таким людям отношусь с пониманием.
- Работа современных медвытрезвителей организована по той же системе, что и в советское время?
- Да. В одно время все вытрезвители в стране закрыли. А недавно их заново открыли, так как пьяных граждан, в отсутствие специальных учреждений, возили в больницы, что сильно отвлекало медперсонал: врачи должны оказать помощь человеку, который действительно в этом нуждается, и тому, кто просто находится в алкогольном опьянении. Конечно, сегодня медвытрезвители – это уже не привычные нам страшные холодильные камеры, а обычные комнаты. К тому же у нас работают квалифицированные специалисты – медики, которые умеют работать с особым контингентом. С пьяными.
- Чем отличается предоставление помощи «уставшим» в больнице и медвытрезвителе?
- В медвытрезвителе происходит более углубленная диагностика. Когда к нам привозят человека, определяется его степень опьянения. Например, берутся анализы на сахар, измеряется давление.
- Сколько по времени находится у вас человек?
- До суток. Больше мы не имеем права держать граждан, это незаконно. Они же у нас находятся не насильно, а добровольно – могут в любой момент покинуть вытрезвитель. Вся информация о клиенте документируется: имя-фамилия, медицинские показатели. Все это записывается в журнал посетителей. И это конфиденциальная информация, которая предоставляется лишь по запросам госорганов и, как в советское время, не уходит по месту работы гражданина. Есть у нас и свои завсегдатаи, их примерно пять процентов от общего числа прошедших через вытрезвитель граждан.
- Что предоставляется тому, кто попадает в медвытрезвитель? Спальное место, питьевая вода, при необходимости – первая медицинская помощь?
- В первую очередь, мы проводим диагностику состояния здоровья. Фельдшер осматривает гражданина, измеряет давление, берет анализ на сахар. Также производится осмотр тела на предмет наличия дырок и скрытых ножевых ранений. В камеру хранения помещаются его вещи, предоставляется койко-место и питьевая вода. Далее санитар регулярно наблюдает за клиентом, чтобы он у нас чувствовал себя комфортно.
- Насколько часто в медвытрезвитель попадают молодые люди?
- Не часто. Обычно к нам попадают граждане от 23 лет. А подростков совершенно не доставляют. Не было еще ни одного случая, чтобы к нам попал юноша, например, 16 лет. Подростки, наверное, и не пьют алкоголь в таких количествах. А если пьют, то качественный. А, может, умеренно пьют, а, может, пьют дома или в клубах. Но самому молодому клиенту нашего заведения был 21 год. И это единичный случай.
- С каким диагнозом к вам чаще попадают?
- Основной диагноз – средняя степень алкогольного опьянения. Это чаще всего. Наркоманов к нам не доставляют, их сразу отвозят в Республиканский наркологический диспансер.
- Если у вас так редко бывают молодые люди, то почему все так ругают молодежь?
- Я слышал, что молодежь сегодня «сидит» больше на синтетических веществах. Но это ведь только на уровне разговоров. Хотя реально, да, молодежь употребляет наркотики. А за наркотики, я считаю, должно быть ужесточение наказания либо серьезные исправительные работы, потому что штраф не имеет такой эффективности, как меры общественного воздействия.
- Зависит ли «наполняемость» медвытрезвителей от праздничных дней? Есть ли на этот счет официальная статистика?
- Нет такого, что пришли праздники и начался бум. Или: ой, сегодня пятница, значит, будет наплыв клиентов. У нас стабильно ровно: вот смотрю статистику за год и вижу: как шло по 7 – 9 человек в день, так и идет.
- А правда ли, что алкогольное опьянение часто путают с инсультом?
- Да, это частое явление. Прохожие, не знакомые с симптомами сердечно-сосудистых заболеваний, вполне могут перепутать инсульт с опьянением. Но сотрудники скорой помощи на месте ставят точный диагноз. Главное – вовремя вызвать врача.
фото автора
Теги: вирусные заболевания, зож, профилактика медвытрезвитель
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев