Логотип Идель
Кем быть?

СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РТ: переосмыслить будущее

Современному художнику эпохи гиперкоммуникации нужен своевременный отклик зрителя, его соучастие. Поэтому на фоне традиционных репрезентативных выставок: смотров, многочисленных художественных экспозиций – также появились разнообразные концептуальные художественные проекты. И часто новое художественное мышление происходит на основе переосмысления традиций мирового искусства и фольклора. На выставках можно встретить самые различные произведения, как экспрессионистские, сюрреалистические, так и опирающиеся на наивное искусство прошлого. Реализм также возвращает себе утраченное признание в глобальном масштабе, тем более что в провинции он и не терял ведущей позиции. Однако смыслообразующим началом постепенно становятся архетипические основы культур и концептуальный подход к решению образов. Эти тенденции отчетливо проявились в ярких художественных акциях последнего десятилетия, таких как международные Арт-экспедиции, этнофутуристические симпозиумы, Всероссийский художественно-экологические проекты.

Современному художнику эпохи гиперкоммуникации нужен своевременный отклик зрителя, его соучастие. Поэтому на фоне традиционных репрезентативных выставок: смотров, многочисленных художественных экспозиций – также появились разнообразные концептуальные художественные проекты. И часто новое художественное мышление происходит на основе переосмысления традиций мирового искусства и фольклора. На выставках можно встретить самые различные произведения, как экспрессионистские, сюрреалистические, так и опирающиеся на наивное искусство прошлого. Реализм также возвращает себе утраченное признание в глобальном масштабе, тем более что в провинции он и не терял ведущей позиции. Однако смыслообразующим началом постепенно становятся архетипические основы культур и концептуальный подход к решению образов. Эти тенденции отчетливо проявились в ярких художественных акциях последнего десятилетия, таких как международные Арт-экспедиции, этнофутуристические симпозиумы, Всероссийский художественно-экологические проекты.

Международный этнофутуристический симпозиум URMAN ART, организованный Министерством культуры, Музеем изобразительных искусств Республики Татарстан и Союзом художников Республики Татарстан в деревне Новый Кырлай в 2008 году, объединил художников, искусствоведов, этнографов и философов из Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Турции, жителей Кырлая и гостей. Этот проект имеет философский характер и несет миротворческие идеи. Единство, дружба, терпимость между людьми – одни из его главных задач. Экспозиция «Искусство света», видео-арт, перформанс и хепенинги были представлены в Кырлае и в Казанском Выставочном зале Союза художников. 

Волна этнофутуризма прокатилась по всему миру. Необходимость таких акций заключается в том, что они объединяют художников различных регионов, это своеобразное «переливание крови». Международный Арт-проект «Тэгэрмэч – Колесо» прошел в старинном городе Елабуга. Обращение к древнему архетипу (круг-колесо-космос-круговорот-хоровод) связано со стремлением современных художников добраться до древнейших истоков и на их основе создать новые художественные образы, выявляя их общечеловеческое содержание. Появившиеся на этом форуме творения художников интересны в плане понимания авторского мифотворчества. Неделю прожившие одной семьей участники группы ощутили миг растворения в едином пространстве, а хоровод стал мощным аккордом – символическим завершением проекта (куратор  Рауза Султанова). 

Успешным проектом стала  Межрегиональная Арт-экспедиция, посвященная Волжской Булгарии. Экспедиция разделилась на несколько этапов. Первый этап исследования «БУЛГАРЫ. МИФ. РЕАЛЬНОСТЬ» состоялся в июне 2014 года. Этот проект – художественное исследование, предполагающее коллективное погружение авторов разных национальностей в этнокультурное наследие народов, проживающих в Волго-Камском регионе, его осмысление и визуализацию через творчество. Задуманный как масштабное и многоэтапное мероприятие, проект объединил более пятидесяти художников из различных регионов Татарстана и других соседних республик и проводился на базе  БГИАМЗ. 

Особая атмосфера близости к памятникам древности, тесное общение с археологами позволили художникам воплотить образы ушедшей цивилизации. В итоговой экспозиции, устроенной под открытым небом в пространстве руин Соборной мечети, все произведения в комплексе соединили «архаичные образы с современным визуальным языком». На сегодня реализовано четыре этапа проекта (куратор — А. Ильясова). С 2015 г. в Татарстане начинают активно функционировать художественные пленэры, на данный момент их организовано и проведено уже тридцать два. Первый Республиканский пленэр им. Маснави Хаертдинова состоялся в Лениногорске благодаря содружеству Союза художников РТ и мэра города  Р.Г. Хусаинова. На протяжении почти двух недель каждый художник искал «свой» Лениногорск. Ежедневные работы на открытом воздухе на улицах города перемежались с экскурсиями по городу и району, с участием в Сабантуе (дер. Малый Каратай), с поездками на целебные родники и в мастерские художников. Итоговая выставка включила не только 30 работ участников пленэра, но все их подготовительные материалы – этюды, зарисовки. Она стала настоящей художественной лабораторией для студентов и молодых художников региона, раскрыла процесс работы над архитектурным пейзажем, показала возможности создания образа города Лениногорска столь разными мастерами. С тех пор Республиканские художественные пленэры проводятся ежегодно в живописных провинциальных городах Татарстана. Так Всероссийский симпозиум-пленэр в Бавлах был связан с 70-летием Бавлинской нефти и города Бавлы. Прибывшие из Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Казани, Наб. Челнов и других городов Татарстана художники составили яркую и талантливую творческую группу. Атмосфера симпозиума-пленера в целом отличалась необычайной доброжелательностью и теплотой как со стороны гостей, так и хозяев, которые проявили особую заботу о каждом, уважение к каждому художнику. Итоговая выставка своим высоким профессиональным уровнем соответствовала новому статусу пленэра (куратор — М. Мингазов). 

 Организованные в старом купеческом городе Чистополе пять пленэров СХРТ в сотрудничестве с Администрацией Чистопольского района и Чистопольским Мухтасибатом внесли особенный колорит в художественно-выставочную деятельность Союза. Исламская тематика пленэров показала интерес художников и посетителей выставок к этой теме. Мечети, мусульманские святыни, шамаили – вот темы, нашедшие воплощение в 150 итоговых картинах участников пленэров в Чистополе (куратор — Н. Нигметзянова). 

Пленэры-симпозиумы позволяют художникам не только вдохновляться колоритными уголками природы, обмениваться творческими методами, но в процессе общения вырабатывать новые взгляды на искусство, размышлять о его проблемах и творческих контактах столицы с провинцией. 

Важной вехой в работе Союза художников РТ стала победа в конкурсе Фонда президентских Грантов. Итогом этой победы стал грандиозный художественно-выставочный проект «СО-ТВОРЕНИЕ», в рамках которого в Казани состоялся пленэр-симпозиум «ОМЭ» с участием 48 лучших художников из 11 регионов России, которые в течение 13 дней создали замечательную итоговую выставку из 79 работ. Знакомые виды и неизвестные места Казани, Свияжска и Булгар увидят еще в девяти городах Татарстана. А по окончании проекта 30 картин, созданных на проекте, будут переданы в дар краеведческим музеям, реабилитационным центрам и детским домам (куратор — А. Шиабиев). Таким образом, благодаря работе Союза художников РТ, у представителей творческой интеллигенции появилась возможность взглянуть на свою деятельность в контексте развития современного искусства Татарстана и воплотить новые оригинальные проекты.

 

Теги: время, культура, журнал "Идель" союз художников рт

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев