«Здесь вам не равнина, здесь климат иной»
Кто куда, а мы на маршрут – так в канун летних каникул могли бы сказать татарстанские студенты, занимающиеся спортивным туризмом. Будучи одержимыми своей страстью, они каждую возможность используют для того, чтобы сделать свою жизнь максимально некомфортной.
«Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты…»
Почему-то никто до сих пор не додумался это известное стихотворение немецкого поэта Гете в переводе Михаила Лермонтова сделать гимном всех туристов, идущих на покорение – себя, вершин, пространств. Что ни строчка, то в жилу – все, что так манит спортивных туристов в горные дали.
Спортивный туризм – это совершенствование человека в преодолении естественных препятствий. То есть брести по пояс в ледяной воде горной речки или с тяжеленным рюкзаком ползти по извилистой тропе куда-то на горную же вершину – это самое то! А если по пути встречаются всякие рогатые козлы, огромные медведи и вечно голодные волки, не отличающиеся гостеприимством, так это вообще мечта любого туриста! Потому что они не только «совершенствуются в преодолении естественных препятствий», но и получают тот самый адреналин, за которым, собственно, и идут куда-нибудь на Алтай, а не едут греться в Египет.
Спортивный туризм – спорт, в первую очередь, для выносливых и неприхотливых. Как им занимаются девушки, вообще не понятно. А их среди увлекающихся натур достаточно. И по стойкости, упертости и даже по физической силе они зачастую не уступают парням. Пройти несколько километров в день, совершить крутые подъемы, несколько часов управлять байдаркой – это далеко не все испытания. К тому же нужно понимать, что у спортсменов за спиной рюкзак весом свыше двадцати килограммов – зачастую половина веса девушки.
Облако летит в тебя
Мария Янышева – студентка Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ, специальность – телевидение, 18 лет, спортивным туризмом занимается год. Совершила несколько восхождений в горы.
В спортивный туризм пошла потому, что нечего было делать: я же учусь, работаю, мне же дел не хватает (улыбается). Вот и решила заняться чем-то прикольным, интересным. Меня привлекают путешествия в принципе и не только по нашей стране: за пределы России мы тоже иногда выбираемся.
Спортивный туризм – это приключения, яркие ощущения, новые, тобой и для себя открытые места и территории. Самым запоминающимся для меня пока был последний поход, потому что он стал самым продолжительным и сложным.
Мы шли по Кавказу тринадцать дней, активно лазили по ледникам. Первые два дня были теплые, было так хорошо и радостно: погода держалась на +29 градусов. Возможно, поэтому сначала мне было нетрудно идти. Сложнее оказалось с рюкзаком в 22 килограмма, который тянул спину. Первые два дня прошли хорошо, на душевном подъеме, а потом стало тяжко: дожди лили беспрерывно, наступили холода. Мы поднялись на 1500-2000 метров, там стало еще холоднее и оказалось очень много снега – ты просто ходишь по нему. Зато мы забрались на вершины и преодолевали горные перевалы. И, главное, облака были все время рядом – это такое непередаваемое ощущение! Я вот ходила в облаке: просто идешь по тропе, а облако летит прямо в тебя! В этом же походе внезапно к нам прибилась собака. Она за нами увязалась, правда, прошла не весь маршрут, но все же одолела приличное расстояние. Мы, когда переходили через речку, переносили ее на руках. По-моему, она осталась довольна.
Теперь я мечтаю побывать на Байкале. Это не просто самое большое озеро в мире и поэтому его прикольно увидеть: там, на Байкале, очень красиво. И хочется эту красоту увидеть своими глазами. Также хотела бы сходить на Кузнецкий Алатау (нагорье в системе Саяно-Алтайской горной области на юге Западной Сибири) в августе-сентябре, потому что там, как рассказывают друзья, в это время потрясающе красивые виды. И на Кольский полуостров можно сходить, причем именно зимой, чтобы увидеть полярное северное сияние. Мои родные часто беспокоятся за меня, думая, что спортивный туризм – это одна большая опасность. Но это не совсем так, хотя опасности, конечно, есть. Они зависят от вида туризма. Например, в водном и пешем туризме опасности сильно различаются. Природные: холод, например, в лыжном походе, когда тяжело и практически негде согреться, угроза схода лавины в горных районах. Опасности, связанные с животным миром: медведи, волки, лисы, которые могут появиться совершенно неожиданно и не известно, что такая встреча принесет. На Кавказе мы даже слышали шакалов, которые пробегали мимо нашего лагеря. Тревожное чувство от такого соседства, прямо скажу. Есть опасности, которые «устраивают» организм или тело: у нас как-то человек сошел с маршрута, потому что потянул колено и дальше просто не мог идти физически.
У нас есть наставники или, как принято их называть, руководители. Это люди, которые не просто имеют самый большой походный опыт – они придумывают идею похода, разрабатывают маршрут, собирают команду. Руководитель – это самый опытный человек, который ведет всю группу, и от его слова зависит то, где мы будем ночевать, когда будем есть, куда лучше идти.
У многих новичков или тех, кто собрался в поход, насмотревшись фильмов, складывается впечатление, что в походе мы немножко идем, рассматривая бабочек, потом что-то варим в котелке на костре и до утра под звездным небом поем туристские песни. Все не совсем так. Гитару, например, мы берем только в легкие походы, имеющие 1 категорию сложности. А это минимальная длительность похода в шесть дней минимальной же протяженностью – от 100 до 300 км. Или это ПВД – поход выходного дня длительностью в два-три дня. Вот в этих случаях гитара обязательно с нами: по вечерам мы расслабляемся у того самого костра, поем песни. Но в более высоких походных категориях не до гитары, мы несем тяжелый вес – набитый рюкзак. Поэтому та же гитара – это лишний вес, тяжело будет донести до цели. И бросить невозможно!
«Игра в шахматы» или как организовать поход
Миля Салахова – студентка института геологии и нефтегазовых технологий КФУ, 27 лет. Активный участник турпоходов: пять лет всерьез увлекается спортивным туризмом, три года из них – руководитель походов.
Я решила заниматься спортивным туризмом по очевидным причинам: эмоции, впечатления, люди без городской шелухи, возможность увидеть красоты мира, дойти туда, куда не доедет машина, не долетит самолет, познать себя настоящую, узнать, что границы твоих возможностей куда больше, чем можешь себе представить…
На самом деле я не так давно начала водить группы: из 5 лет, что я в спортивном туризме, только последние 3 года руковожу спортсменами. А руководить продолжительными походами начала спонтанно. Как-то решили с друзьями пойти на Алтай. Сначала просто говорили об этом, потом я потихоньку начала этот поход организовывать, а дальше нужно уже было все продумывать до мелочей. Это не так просто, как кажется неискушенному человеку. Организация похода включает в себя составление маршрута по количеству дней и километражу, питание, логистику, финансовые вопросы, оформление заявки в МЧС, заказ пропусков в погранзону, пути подъёма, спусков, организация отдыха на берегах рек и озер… В общем, начала «играть в шахматы» с распределением всего и вся и «случайно» организовала поход. Это далось мне легко, потому что организовываю я разные туристические мероприятия уже лет 10. Ну, и тем более, до этого я много раз собирала несколько маленьких походов, продолжительностью в 1-3 дня. При любом походе получаешь свой неповторимый опыт, ибо подводных камней в организации и проведении хватает, к тому же нужно уметь работать с теми данными, что есть, взвешивать все варианты на холодную голову, принимать наиболее верное решение. Или, как говорил герой Олега Куваева, «иметь раскалённый мозг, вырабатывать идеи и тут же согласовывать их с принудительной силой реальности. В просторечии это называется мудростью».
Стать хорошим руководителем не просто, нужно пройти через свою толпу с ошибками, сделать выводы и работать на улучшение качества всех оргмоментов. Я только начала свой путь.
Мне трудно выделить по степени сложности или удовольствия какой-нибудь конкретный поход, потому что обычно запоминаешь все, любую мелочь. Собственно, за этим и отправляешься в поход! Ведь именно яркие воспоминания откладываются в памяти. Туристская мудрость гласит: если турист часто рассказывает о своем походе или походах, да еще и в красках, это означает, что в нем, действительно, было трудно и сложно технически (для него), а для кого-то, возможно, и страшно.
У меня подобных походов, которые я бы возвела на свой личный пьедестал по этому критерию, было несколько. Например, я помню, как нас застала ужасная непогода на восхождении на Северном Урале. Это было в ноябре: шкальный ветер, пурга, видимость около метра, только и успевай открывать глаза, чтобы увидеть, где был след впереди идущего товарища. Солнце уже село, мы идем только в свете фонарей, ищем место для палаток. Кажется, снять рюкзак - это приравнять себя к пакетику, который быстро унесет ветер: только твой верный друг на плечах удерживает тебя от полета. Градусов, по ощущениям, около -25, хотя все снаряжение и одежду мы промочили под мокрым снегом у подножья вершины еще утром, а через короткое время все это замерзло, даже палатку пришлось отрывать от рюкзака. Кто-то скажет: подумаешь, Урал - он же низкий, не Эльбрус. Но с нами в этом походе был человек, который в горы Тань-Шаня ходит как к себе домой. И даже он сказал, что там такой жести с погодой ни разу не встречал. На следующее утро небо было абсолютно чистым, облака оказались внизу и стелились под нами как хлопковое одеяло, иногда прорывались сквозь пелену соседние вершины, солнце было как огромный желтый диск, ну и солнечное гало (оптическое явление, возникающее при взаимодействии света - обычно от Солнца или Луны - с кристаллами льда, взвешенными в атмосфере - прим.ред.) было с нами. Это было прекраснейшее утро! Тихое и почти беспечное, за исключением того, что мороз усилился, на вещах за ночь наросли крупные, в 15 см кристаллы, металлические замки все примерзли и что-либо делать руками дольше нескольких секунд было больно, приходилось вновь и вновь отогревать руки. Но все-таки оно того стоило!
А если вспоминать какой-нибудь более спокойный поход, то я бы вспомнила свое первое посещение Алтая. Это был водный поход в майские выходные 3 категории сложности. Компания у нас собралась самая что ни на есть комфортная, и у меня остались очень теплые воспоминания от этого путешествия. Погода нас только радовала, дождей не было, солнце грело до +23, пороги мы проходили четко, была возможность потренироваться и повысить свои скиллы. На обратном пути в поезде мы познакомились с еще одной группой водников из Челябинска и целых два дня вагон заливался песнями, смехом и отличным настроением. Невероятно душевный поход и очень приятные, греющие воспоминания.
Еще помню мое первое звездное небо. Оно случилось на Кавказе в сентябре: время было около 10 вечера, мы ночевали на перевале, уже легли спать, так как нас накрыло облако и «за бортом» было довольно прохладно. Но вдруг мне внезапно и очень сильно захотелось увидеть звезды. Под ворчание соседей по палатке, что холод заходит вовнутрь, я все же вылезла - и застыла, на мгновение забыв закрыть тамбур. Такого звездного неба я еще нигде не видела: сотни миллиардов белых, желтых, синих и других цветных точек на небе. Каждая точка ярче другой. Я потеряла дар речи. Так я поймала свое звездное окошко.
Те, кто далек от спортивного туризма или только собирается им заняться, всегда в первую очередь интересуется опасностями: есть ли они, какие именно, как их можно избежать.
Опасности есть, они всюду. Как и в городе, наверное. К некоторым можно подготовиться, к каким-то – нет.
Первая потенциальная опасность – погода, у нее есть свой характер. Она, особенно в горах, меняется очень быстро, при оперативном извещении группы, понятное дело, можно скорректировать движение, маршрут. Но у погоды бывают и свои сюрпризы. Обильные дожди в горах могут спровоцировать паводок на реке в низинных частях. Правильное решение руководителя в этой ситуации – сойти с реки или переждать паводок (он кратковременен, пару дней обычно), но это меняет планы группы. Те же туман, пурга увеличивают время ожидания группы на одной точке, поэтому во временной промежуток похода закладывают запасные дни.
Вторая опасность – стихия. Горы и скалы тоже имею свой характер. Лавины, обрушение скалы, оползни – сложно предсказать точное время этих явлений. Некоторые корректируют маршрут группы, некоторые рискуют, но несут этим прямую угрозу жизни.
Третья – животные. Конечно, они нас также боятся, как и мы их. Шум от компании отпугивает животных, но внезапные встречи происходят. И поведение животного непредсказуемо.
Четвертая – случайность: оступился, подвернул ногу, упал, ударился… А в походах высоких категорий сложности риск получить травму увеличивается, и, в случае неприятности, приходится выходить с маршрута. И не всегда это можно сделать за 1-2 дня.
В походах, как правило, бывают новички. Им, конечно, нужна помощь, а еще лучше товарищ – более опытный человек, наставник. Их, наставников, не назначают. Как правило, такие люди сами вызываются помочь. Обычно в роли походных наставников выступают руководитель похода или другие опытные участники, которые обязательно помогут новичкам, чему-то научат. Но и новичкам не стоит расслабляться, необходимо задавать вопросы, просить помощи. А иначе никак – только взаимовыручка и взаимопомощь реально помогают, и иногда инициатива.
В те походы, в которые возможно, мы обязательно берем музыкальные инструменты: любые, к чему душа лежит. Как-то раз взяли с собой фимбу (интуитивный музыкальный инструмент – прим. ред.), она тяжелая, но желания было больше. Хотя в горных пешеходных походах, в зависимости от сложности, важно учитывать вес рюкзака (в некоторых горных походах уменьшают даже вес еды), поэтому большие и тяжелые инструменты с собой не возьмешь. А вот маленькие и компактные можно. Песни поем любые, что под настроение годятся: а капелла или под аккомпанемент, бардовые, народные, рок, блюз, собственного сочинения, частушки – все, что взбредет в голову.
У меня на заставке рабочего стола на компьютере уже полгода красуется вид: морской каяк на леднике в долине Менденхолл. Виузализация, однако (смеется). И это одна из ближайших целей – освоить каякинг (гребной спорт) и покататься среди ледников. И обязательно в красивой дорогой экипировке – у нас своя мода. А вторая цель – поплавать с китами на Шантарских островах. Но для ее достижения сначала было бы неплохо заняться фридайфингом.
«Прокачать себя физически и морально»
Полина Сычевская – студентка 1 курса факультета биологии Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, 19 лет. Туризмом занимается с 12 лет, 1 год состоит в туристическом клубе КФУ Alter Ego.
На сегодня мой главный, а потому самый любимый, поход был на Алтай – по алтайским горам на лошадях. Правда, нужно оговориться, что это был коммерческий поход, и, по сути, мы там ничего не делали – всё делали за нас сопровождающие. Но это был хороший отдых и отличная возможность максимально насладиться окружающей природой. А природа там поистине потрясающая, в горах туман как молоко. А на самой горе создаётся ощущение, что ты входишь в облако. Скалы, по которым можно полазить, горные озёра, в которых можно искупаться, совершенно невероятные виды в долинах, равнинах, тайге, богатый растительный и животный мир! Мы купались, ели голубику, варили чай из того, что попадалось под руку. Один раз был у нас компот из листьев иван-чая и жимолости. Дикая жимолость горькая очень, но компот получился интересным. Ну, и, конечно, лошади. Это отдельная тема, на которую я могу говорить бесконечно.
В общем, теперь я увлекаюсь спортивным туризмом. Меня в этот вид спорта привело то самое шило в одном месте и желание активного отдыха. А еще спортивный разряд хочется получить, это приятно. Есть еще один существенный плюс: в походе, а особенно после него, начинаешь чувствовать себя гораздо сильнее. Ты уставший, грязный и побитый, но ты прошёл маршрут. Это так круто! В походе можно очень многому научиться, прокачать себя физически и морально. Ну, и банально весело там, с ребятами. Но это не главное, уверяю вас. Даже поход в одиночестве или с незнакомыми людьми даёт массу эмоций и навыков. Всем советую.
Конечно, в таком экстремальном виде отдыха – или увлечений – есть свои трудности. Основная трудность, как всегда, одна – деньги. От многих маршрутов я отказывалась и отказываюсь только потому, что просто не могу себе позволить бюджет того или иного похода. Деньги нужны на снаряжение, на провизию, а самое главное и самое дорогое – на транспорт. Обычно это наиболее сложная статья расходов. Рядом с этой трудностью остальные кажутся ерундой. Лично у меня ещё часто не хватает времени, учёба всё-таки даёт о себе знать. Как говорится, мне нравится быть студентом, вот только учёба мешает.
Ещё одной проблемой может стать недостаток опыта и слабые физические данные. Поэтому нужно тренироваться, начинать с походов попроще, много бегать, ходить с грузом.
Я сама из Западной Сибири, поэтому очень хочется пойти в поход по нашим родным местам, хочу их популяризировать здесь, в казанском турклубе. У нас там болот много, в том числе Васюганские болота – самые большие в мире. Прямо в них, конечно, не пойдёшь, но рядом походить можно. Это жутко интересно. Хочу получить большой опыт и повести поход туда, на болота, в качестве руководителя. Ещё хочется на сплавы везде – в Карелию, на Алтай и т.д. Сплавы – один из моих самых любимых видов спортивного туризма. И хочется ещё в пещеры – спелеопоходы имеют свой шарм.
Самыми опасными я бы назвала водный и горный походы. Горный из-за того, что в таком походе условия сверхсуровые: та же акклиматизация, горная болезнь практически всех накрывают, да и сорваться куда-нибудь можно или получить камнем по голове.
Водный туризм тоже очень опасен, поскольку, каким бы ловким и опытным ты ни был, на воде необходимо быть максимально осторожным, так как вода - крайне непредсказуемая и страшная среда. Насколько я могу судить, больше всего туристов, собственно, гибнут в горах и на воде.
При этом нужно учитывать, если ты новичок, что официальных наставников в походах нет. Ты должен, в первую очередь, рассчитывать на себя.
Со мной в походах всегда губная гармошка. А на Алтае у нашего руководителя я выменяла комыз (варган) на бензиновую зажигалку, и теперь он тоже всегда со мной.
Когда я только начинала свои походные похождения, ребята играли больше песни смешные или чисто походные: Визбора, Митяева, либо классический русский рок. Сейчас репертуар, так скажем, больше зависит от того, кто и на чем играет. Есть те, кто очень любит авторские песни, те, кто работает на публику и знает все хиты и самые известные песни. Я всегда играю только то, что сама хочу: могу и балладу спеть, и рэп зачитать - Anacondaz, Noize MC, всё такое. И в походе часто даже не нужно вокальных данных. У меня, например, их вообще нет, однако ребята говорят, что исполняю я душевно. Тут главное - удовольствие получать, просто петь, просто играть. Есть у нас чудесный парень в одном из турклубов, который великолепно исполняет «Маленький» группы «Дайте танк!».Здорово, когда в походе несколько гитаристов. Вкусы разные, подход и манера исполнения разные. Гитару, конечно, брать в походы банально опасно: испортить инструмент очень легко – разбить, утопить, заморозить, сжечь. Но зато какой азарт и какое веселье, когда он есть.
Олег Куваев – российско-израильский художник, дизайнер и аниматор, автор "Масяни". С момента своего первого появления в российском интернете 22 октября 2001 года "Масяня" стала почти культовой фигурой. Куваев сам создавал сериал - придумывал персонажей и сюжеты, рисовал флеш-мультфильмы, записывал звук и выкладывал сериалы, каждый продолжительностью около 3-4 минут, в интернет.
Теги: Молодежь творчество Татарстан
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев