Кто снимет первый татарский фильм?
С начала 2000-х у нас в Татарстане существует народная забава – снять первый татарский фильм. Для татар в новом веке собственное национальное кино стало воистину самым главным из искусств. Еще после первого съезда Всемирного конгресса татар, прошедшего в июне 1992 года в Казани, началась работа по подготовке национальных кадров для татарского кино.
С начала 2000-х у нас в Татарстане существует народная забава – снять первый татарский фильм. Для татар в новом веке собственное национальное кино стало воистину самым главным из искусств. Еще после первого съезда Всемирного конгресса татар, прошедшего в июне 1992 года в Казани, началась работа по подготовке национальных кадров для татарского кино. По инициативе профессора ВГИК Одельши Агишева в его сценарную мастерскую приняли после творческого конкурса студентов из Татарстана, в числе которых были казанский писатель Эдгар Бартенев, журналист Наргиз Нуреева, диктор радио Фирдаус Ганеева и я, в ту пору студентка журфака КГУ. Параллельно с нами кинообразование в столице получали Ильдар Ягафаров и Рамис Назмиев. Но обученным национальным кадрам по возвращении просто негде было реализовать полученные знания – в конце 90-х киноотрасль здесь существовала как региональная советская кинохроника, да и она после перестройки осталась не у дел. Об игровом кино не было и речи…
Стремление сказать свое слово и увидеть отражение своего культурного наследия на большом экране было настолько сильным, что фильмы стали снимать все, кто способен соединить пару кадров и собрать команду, а на первых кинопоказах в начале двухтысячных яблоку было негде упасть. Первая же демонстрация национального кинопродукта прошла еще в конце девяностых в НКЦ «Казань»: в коротком пленочном фильме «Искушение» режиссера Ильдара Матурова снялись актеры театра Камала Ренат Тазетдинов и Алсу Гайнуллина. Громким стал кинопроект Рамиля Тухватуллина по одноименному произведению умершего в эмиграции татарского общественного деятеля Гаяза Исхаки «Зулейха», а первым профессиональным полным метром по праву считается «Куктау» Ильдара Ягафарова – современная и универсальная для всех россиян история, рассказанная на татарском языке.
Именно в тот период начался бум в татарском игровом кино. К процессу подключились и опытные профессионалы, создававшие кинолетопись республики в советское время на знаменитой Казанской студии кинохроники, где также располагался офис регионального отделения Союза кинематографистов. И если татарстанское региональное кино существовало параллельно советскому кинематографу и было преимущественно документальным, то татарское национальное кино стало вставать на ноги и формироваться именно в первые годы нового века. Но тогда пробиться на кинофестивали нашим фильмам было сложно – они должны были строго соответствовать техническим параметрам кинопоказа тех лет.
С развитием цифры массовость татарстанского кинопроизводства доросла до таких масштабов, что наш регион ныне считается «лидером по киноактивности» среди регионов России. Победы студенческих и любительских фильмов на международных фестивалях в наши дни – дело привычное. Народное кино отчаянно завоевывает прокат в коммерческих кинотеатрах. Эти успехи подчас создают иллюзию полноценного кинопроизводства – о них свидетельствуют даже официальные минкультовские отчеты. Кино наше развивается стихийно: зритель сам создает контент, который хочет увидеть на экране. А профессионалы либо уезжают в столицы, либо пытаются по кирпичику своими руками построить здесь необходимый для функционирования киноиндустрии полноценный цикл кинопроизводства.
В первом выпуске 2018 года журнал «Идель» собрал наиболее ярких и активных участников нынешнего кинематографического процесса в Татарстане. Вместе с руководителем ГБУК РТ «Татаркино» Миляушой Айтугановой, председателем Татарстанского регионального отделения Союза кинематографистов России Ильдаром Ягафаровым, создателем и руководителем форума «Время кино» Альбиной Нафиговой, сценаристом, режиссером и педагогом Эдгаром Бартеневым и его коллегой Денисом Осокиным, деканом факультета кино Казанского государственного института культуры Алексеем Барыкиным и одним из его воспитанников Павлом Москвиным, а также обычными зрителями и пользователями соцсетей мы попытались ответить на важные вопросы и показать читателю, что же сегодня представляет собой кинематограф Татарстана, каков его потенциал.
Хочется верить, что в новом году нашим кинематографистам удастся объединиться и помочь друг другу создать действительно Первый Конкурентоспособный Игровой Полнометражный Татарский фильм. И чтобы он получил признание не только на Казанском кинофестивале.
Фото Рамиля Гали
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев