Ильдар Ягафаров. Мы сейчас обязаны иметь свой кинематограф
Некоторые пишут сценарий и прячут его, мол, снимем – покажем. Это ошибка. Нужно делать читку с журналистами. И не надо бояться, что украдут. Ты получишь множество замечаний, из которых что-то реально улучшит твой фильм. А пока самая главная читка происходит в кабинете у одного главного инвестора.
Родился в 1971 году в Пермской области. Окончил школу в Казани, поступил в Казанский педагогический институт на спортивный факультет. В 1994 году поступил во ВГИК. Снял ряд картин, среди которых выделяется полнометражный «Куктау» («Небесная гора»). Недавняя премьера полного метра «Байгал» с участием российского актера Владимира Вдовиченкова также была резонансной. Является председателем Союза кинематографистов Татарстана. Кинорежиссер и продюсер.
Вот есть программа сохранения татарского языка (Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан» – прим. ред.) Так пустите ее полностью на кино! Я был в Менделеевске: чтобы там ни говорили о фильме «Байгал», но в зале сидели и были в восторге, что смотрят кино на родном татарском языке. А город очень разношерстный: там живут и удмурты, и русские, и татары.
Первое, что бы я сделал – объявил конкурс сценариев с хорошим призовым фондом в полмиллиона рублей. И я абсолютно точно говорю – без помощи правительства мы никуда не денемся. Нас почему-то заставляют окупать свои фильмы в прокате, и при этом структуры обращения денег в киноу нас сегодня нет. К тому же нас не пускают в сетевые российские кинотеатры.
Я бы создал Фонд кино Татарстана – это первое. Нам нужно очень щепетильно относиться к людям, которые будут возглавлять этот фонд. Нельзя идти по пути: «поставим своих приближенных, потому что там есть зарплата». К этому надо серьезнее относиться. Это – экспертный совет профессионалов, которые выберут два-три сценария, которые реально можно снимать, из которых можно сделать хорошее кино.
Сегодня кино – это большая презентация Татарстана. Мы сейчас обязаны иметь свой кинематограф.
Когда я заканчивал ВГИК, я не собирался возвращаться. Казань сама позвала на первый фильм. Я приехал и не жалею. Иначе я бы так и остался на телевидении снимать рекламу. А кино – это картина на стене, которая останется в памяти. А куча телевизионных передач в памяти не останется. И сегодня нет ни одного рабочего места в республике для кинематографистов. Такую базу создавать надо! В Уфе есть киностудия, люди там на окладах, и они конкурируют, чтобы попасть в штат. Я утром выхожу из дома – мне некуда идти! У меня есть только проект в голове, я им живу. Посредством кино профессионал в Татарстане не может обеспечить себе стабильный заработок, а делать в свои пятьдесят лет коммерческие фильмы – это я себе весь вкус обрушу, и я не смогу полноценно заниматься полнометражным кино. Но я могу умереть в 55-60 лет. И с нашими ребятами это происходит. Республика сегодня дает на зарплаты кинематографистов, если не ошибаюсь, 180 миллионов в год. Кто эти деньги получает? Прокатчики в деревнях. Ни один производитель официально не получает зарплату. И как кино у нас может развиваться? Должны быть ставки хотя бы для поддержания штанов, хотя бы 15–20 тысяч рублей человек должен получать. Специалист должен понимать, что он республике нужен. А от нас требуют, чтобы мы выигрывали гранты. А потом еще и окупались в прокате.
Некоторые пишут сценарий и прячут его, мол, снимем – покажем. Это ошибка. Нужно делать читку с журналистами. И не надо бояться, что украдут. Ты получишь множество замечаний, из которых что-то реально улучшит твой фильм. А пока самая главная читка происходит в кабинете у одного главного инвестора. Вот я – менеджер, который может снять хорошее кино, и я никогда не знаю, дадут деньги или нет. Хожу, как мальчик, по кабинетам. Но я – татарин и должен снимать на «татарские деньги», почему я должен в Москве попрошайничать?
У меня вполне энергичный возраст, опыт базовый, я рвусь в бой.
В «Байгале» у меня были только свои, но снимал я на камеру ALEXA из Москвы, аренда которой стоила 35 тысяч в день. Она стабильнее работает. У нас, говорят,десять «Редов». Я боюсь их брать, потому, что они проработают 3-4 дня и могут сломаться. Потому, что у них китайская оптика, мониторы, китайские зажимы – постоянно зависишь от каких-то дешевых поломок. Поэтому нужно вызывать хорошую бригаду, которая может отработать 50 съемочных дней. А если ломается, то сразу привезти новое. Но самое главное – сценарий.
Все это – самодеятельность.В этом хаосе нет никакой системы. И при этом велосипед изобретать не надо, Москва тоже шла сначала по пути набирания технологий – «железа», как я это называю. Но все свелось к тому, что создают киностудии, которые состоят из продюсера, который выбирает сценарии, участвуют в конкурсах, находят и получают деньги. И дальше просто нанимают студии, которые владеют камерами, звукорежиссурой, просто специалистов. Это уже отработано, к счастью. И этого не надо бояться.
Я математически в том же Менделеевске посчитал, сколько с зала мы можем собрать– больше полумиллиона рублей в Татарстане соберем. Если детей принудительно заставить ходить в кинотеатры, чтобы родители платили за билеты – тогда, где-то, два миллиона.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев