Логотип Идель
Кино

Первые в татарском кино. Исторические факты

«Прибытие поезда» братьев Люмьер состоялось в Казани уже в 19 веке, а собственное игровое кино вышло на экраны в 1926 году. В советское время регион прославила Казанская студия кинохроники, где профессионалы кино творили свою историю. Представить нашему читателю самых первых мы попросили киноведа и историка кино, автора фундаментального исследования – книги «Казань. Кинематограф. Из века в век. 1897-2014гг.» Елену Алексееву.

«Прибытие поезда» братьев Люмьер состоялось в Казани уже в 19 веке, а собственное игровое кино вышло на экраны в 1926 году. В советское время регион прославила Казанская студия кинохроники, где профессионалы кино творили свою историю. Представить нашему читателю самых первых мы попросили киноведа и историка кино, автора фундаментального исследования – книги «Казань. Кинематограф. Из века в век. 1897-2014гг.» Елену Алексееву.

Первый киносеанс в  Казани  состоялся 2 мая 1897 года. В Городском театре зал был почти пустым, сбор составил 130 рублей с копейками. На первом киносеансе показывались «Коронационные торжества», «Красное крыльцо. Торжественное шествие Их Императорских Величеств на коронацию». Как писала газета «Казанский телеграф», наиболее интересным было третье отделение программы, «составленное из новых картин и весьма разнообразно». Казанцы увидели «Прибытие поезда», «Купание негров», «Купальня Дианы в Милане», «Горящие растения», «Разрушение стен» и «Кавалерия». Первый сеанс прошел на хорошем техническом уровне, а демонстрация шла под театральный симфонический оркестр.

 

Первая казанская киносъёмка состоялась 16 апреля 1898 года в Городском театре. Снимали популярный антерпризный спектакль «Трильби». В роли Тафи был занят молодой 23-летний артист Василий Качалов (Шверубович), недавно принятый в труппу Городского театра. Постановку сняли на «настоящий и притом усовершенствованный, новейшей конструкции “СИНЕМАТОГРАФ”  Люмьера, купленный лично у самого изобретателя».

Первые места кинопоказа появились в Казани в 1905 году. Это были специально возведенные деревянные постройки. В загородном саду «Русская Швейцария» синематограф демонстрировался на сцене  под оркестр духовой музыки. В загородном саду «Аркадия» зрители могли прийти на просмотр «Синематографа Люмьера» с ежедневной переменой картин. В них демонстрировалось «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса. Впервые  была подобрана специальная программа  для татарского населения: «Большое мусульманское праздничное представление в 3-х больших отделениях при участии артистов первого ранга», которое закончилось художественными картинами «Путешествие  в Мекку», «Молитва ночью», «Вид города Мекка».

Первые казанские кинотеатры появились в 1908 году. Они представляли собой переоборудованные жилые помещения. Ими стали: кинотеатр «ХХ век» на Рыбнорядской улице, театр-кинематограф в доме на Устьинской пристани  Казани, электро-театр «Феникс» на Николаевской площади в доме Чукашева (бывший Юшкова), кинотеатр в доме В.М. Щеглова на Московской улице, кинотеатры в доме Л.А. Матвеевского на Воскресенской улице, театр «Пате» в доме Меркулова на Большой Проломной, кинотеатр «Пассаж», кинотеатр «Аполло» в здании, где располагался в советское время кинотеатр «Татарстан» (открыл  провизор Ю.Ф. Гренинг), кинотеатр «Урания», где в советское время было ДК им. Горького. В 1908 году в Казани открыто  восемь театров-кинематографов и около двух десятков ресторанов, гостиниц и трактирных заведений получили право установки киноаппаратов для  демонстрации картин.

 

Первая в Поволжье киноорганизация начала работу в Казани 13 февраля  1924 года. Она сосредоточила в своих руках кинопроизводство и кинопрокат молодой Татреспублики. Был разработан Устав Татарского кинематографического объединения «Таткино» на паевых началах. Уставной капитал состоял из 25 тысяч рублей. Доля Наркомпроса, которая была внесена кинематографическим инвентарем и имуществом, составляла 13 тысяч рублей; частные пайщики вложили деньги (в золотых рублях) на сумму 12 тысяч, а также различное кинематографическое оборудование. В штате «Таткино» состояли 113 человек, в число которых входил и официальный представитель организации в Москве. В Казани «Таткино» принадлежало восемь кинотеатров.

 

Первый татарский игровой фильм появился в 1926 году. По заявке молодого партийного работника из Агрыза Абдрахмана Шакирова известный кинодраматург Натан Зархи написал сценарий фильма «Булат-Батыр». Режиссером фильма о пугачевском восстании стал Юрий Тарич. Съемки шли в Кремле, на берегу Казанки. Аде Войцик досталась роль Асмы, приемной дочери Булата и участницы восстания. Фильм стал первой совместной постановкой киностудий «Совкино» и «Таткино». Кстати, ассистентом режиссера и консультантом фильма был Каюм Поздняков – впоследствии первый профессиональный татарский кинорежиссер.

Первый казанский документальный фильм был снят 1930 году. Картину «Татарстан. Страна четырех рек» сняли в татарском отделении «Востоккино» к 10-летию Татарской республики. Сценарная основа ленты создавалась известным кинодраматургом С.А. Ермолинским. Фильм снимали две группы: первую составили режиссер М.Е. Вернер и оператор К.М. Венц, вторую – начинающий режиссёр А.М. Дубровский и оператор Н.Д. Анощенко. Ассистентом кинорежиссера был Каюм Поздняков. Отснято более 11 тысяч метров рабочего материала. Музыку к кинофильму написал выдающий татарский композитор Салих Сайдашев. Первый полнометражный документальный фильм с успехом демонстрировался по всему Советскому Союзу.

Первая казанская студия кинохроники появилась 1 апреля 1932 года на базе производственной мастерской Татарского отделения «Востоккино». Отделение должно было выпускать по одному журналу в месяц и снимать сюжеты по заданию треста для союзного журнала. В 1934 году в Казани началось организованное и систематическое кинопроизводство. Было выпущено 50 документальных фильмов и около 100 сюжетов для всесоюзного экрана. Выходили киножурнал «Татарстан», «Межреспубликанский киножурнал» и «Дружба народов».

Первые казанские вгиковцы. В 1926 году несколько человек были посланы учиться в Государственный техникум кинематографии в Москве (позднее – ВГИК). Стипендиаты «Таткино», учившиеся в Москве: С. Нигматуллин, С. Исмагилов, К. Поздняков, Р. Ильясов, К.Мотков. При Центриздате в столице организовали группу Восточных сценаристов, куда входил Каюм Поздняков.

Первый татарский кинорежиссер. В 1930 году выпускник ГТК (позднее – ВГИК) Каюм Поздняков приступил к самостоятельной творческой работе. Первыми его постановками стали документальные короткометражки «Ижминвод», «Верный путь», «У Илыш». Некоторое время он руководил производством кинохроники Татарского отделения «Востоккино», а в 1932 году снял художественный фильм «Малыш из Зеленого Дола». Каюм Поздняков работал на киностудиях страны, принимал участие в съемках фильмов «Веселые ребята» и «Трактористы». Незадолго до ВОВ он вернулся на родину, где создал более ста хроникально-документальных фильмов.

Первые выпускники казанских сценарных курсов. В 1931 году в числе 12 выпускников сценарных курсов Татарского отделения «Востоккино» были  писатель Хади Такташ, публицист Риза Ишмуратов, писатель Габдрахман Минский (Аллабирдиев), актер Ильяс Кудашев-Ашкадарский, драматург и политический деятель Шамиль Усманов. Они вошли во вновь образованный сценарный цех. Голосом Шамиля Усманова 7 ноября 1927 года заговорило первое татарское радио. 5 апреля 1937 года он был арестован, объявлен врагом народа, на допросах умер «от паралича сердца». Писатель реабилитирован в 1955 году.

Казанская студия кинохроники введена в эксплуатацию 3 июля 1961 года, ее директором стал Анатолий Краев – заместитель министра культуры ТАССР. Первым главным редактором студии стал Виталий Гузанов, закончивший ВГИК с красным дипломом. За время учебы по его сценариям было снято пять фильмов. С июня 1961 года начали снимать киножурнал о жизни республик «На Волге широкой». Начиная с февраля 1962 года он выходит четыре раза в месяц. С 1961 по 1981 годы Казанской студией кинохроники и телевидением республики выпущено около 1000 документальных, научно-популярных, технико-пропагандистских, учебных и рекламных фильмов и киножурналов. В 1981 году на студии работало 150 человек. На татарский, башкирский, чувашский, марийский и удмуртский языки переведено 1200 полнометражных художественных фильмов и полторы тысячи киножурналов на татарский и чувашский языки.

Союз кинематографистов. В марте 1981 года был образован Союз кинематографистов Татарской АССР. Если в 1975 году в казанской зоне Поволжского отделения СК было лишь 8 членов Союза кинематографистов, то к 1981 году их насчитывалось 25. В их числе: 9 кинорежиссеров, 8 кинооператоров, один звукооператор, 6 киноведов и кинодраматургов и один организатор кинопроизводства.

Теги: кино татарское кино

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев