Логотип Идель
Интервью

Аксакалы камаловского: «Они не татары, но такие свои!»

Актеры Татарского государственного академического театра имени Г. Камала с гастролями побывали по всему миру, повидали множество театров и сценических площадок. Некоторые из них поделились с нашими читателями впечатлениями от гастролей в тюркоязычные регионы – о встрече с «колыбелью тюркских народов» Тувой, турецким Трабзоном, китайской оперой, а также о метаморфозах Алма-Аты, гостеприимном Баку, завораживающем гроте Ашхабада, «татарской» Сибири и Европе.

Актеры Татарского государственного академического театра имени Г. Камала с гастролями побывали по всему миру, повидали множество театров и сценических площадок. Некоторые из них поделились с нашими читателями впечатлениями от гастролей в тюркоязычные регионы – о встрече с «колыбелью тюркских народов» Тувой, турецким Трабзоном, китайской оперой, а также о метаморфозах Алма-Аты, гостеприимном Баку, завораживающем гроте Ашхабада, «татарской» Сибири и Европе.
 

Наиля Гараева родилась 18 ноября 1940 года в Казани. Окончила студию при Большом драматическом театре им. Качалова. Актриса Татарского государственного академического театра им. Г. Камала. Преподаватель в Казанском государственном университете культуры и искусств. Народная артистка Татарской АССР, заслуженная артистка России.

Всегда приятно вспоминать свои первые гастроли. Например, в Алма-Ате я впервые побывала в конце шестидесятых; в семидесятых мы много гастролировали по Средней Азии: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан… Там повсюду очень близкая нам атмосфера. Да и приняли нас тогда хорошо – впоследствии мы обрели там друзей из числа местных жителей.
Артисты не могут жить без гастролей – это часть их жизни. Там совершенно иные ощущения. Там актер понимает значимость свою и своего театра. Не зря говорят: «Если хочешь узнать себе цену, покинь родину». Дома ты ко всему привыкаешь – и к подмосткам, и к публике. А на гастролях понимаешь, что ты и твой театр чего-то стоят, раз на ваши спектакли ходит чужая, в общем-то, публика. К новому театру надо привыкнуть. Но потом, когда выходишь на сцену, все волнение уходит. Главное в этот момент – встреча с новым зрителем. Это для актера большое испытание и его надо выдержать. 
На гастролях я люблю смотреть спектакли, в которых не играю: я поражаюсь метаморфозам актеров, к манере которых я уже привыкла. Они раскрываются в совершенно иной ипостаси. На нового зрителя спектакль играется так, будто это премьера. 
Я была в Баку в 2005 году со спектаклем «Старик из деревни Альдермыш». Этот город произвел на меня сильное впечатление. У азербайджанцев мощное национальное самосознание: и дети, и старики, все говорят только на своем языке – ни одного слова по-русски! Кроме того, это очень добрые и открытые люди. От Баку осталось светлое впечатление. Может, потому что у татар и азербайджанцев есть что-то общее, близкое? Как-то я встретила там одну женщину. Она спросила, не татарка ли я. Услышав, что я из Казани, она воскликнула: «Я ведь тоже татарка! Мы, азербайджанцы, вообще все татары!». Значит, есть какие-то общие корни. Она так обрадовалась! Это был очень трогательный и впечатляющий эпизод. Потом мы обменялись адресами, стали переписываться… Они наш народ очень близко воспринимают.
Говорят, когда ездили с «Принцессой Турандот» в Китай, был полный зрительный зал! Татарский театр и такой успех у китайцев! В последнее время мы в Азию не ездим – сейчас мы больше гастролируем по Европе. Нас ведь много, татар, мы везде. Сейчас связи с Азией, кажется, немного ослабли. Я не знаю, с чем это связано, я не хочу вникать в политику. 
Театр – это искусство, которое объединяет людей. Несмотря на нацию, политические конфликты. Театр – это колыбель мира. Задача театра – вернуть человека самому себе. Мир меняется, театральный мир меняется. 

 

Наиль Дунаев родился 3 мая 1937 года в деревне Ахметьево Заинского района Татарской АССР. Окончил Высшее театральное училище им. М. Щепкина в Москве. Актер Татарского государственного академического театра им. Г. Камала. Преподаватель в Казанском университете культуры и искусств. Народный артист Татарской АССР, заслуженный артист России.

 

Если вспоминать гастроли по Средней Азии, то лично мне понравился Ашхабад – просто чудесный город! Есть там грот с озером – как он называется, я уже и не помню – полкилометра идешь прямо под горой, потом плаваешь, плаваешь – даже страшно становится. А какое теплое там море! Тогда за чертой города много строили. Сейчас там, наверное, прекрасные улицы и дома. А местный среднеазиатский базар! Там все время поют, кричат, там все бурлит! Культура у них совершенно иная – хоть и тюркоязычный район, но культура другая. 
Мы гастролировали в Алма-Ате, Бишкеке, Джамбуле, Ташкенте, Ашхабаде – проехали все. Тогда Ашхабад отличался от остальных своими громадными стройками и достопримечательностями; Алма-Ата поразила своей современностью – мы будто в Европе побывали; в Ташкенте – восточный базар – шум-гам, суета, песни, пляски. Совсем разные города. Среди них Алма-Ата (тогда еще город Верный) показалась мне самой чистой и красивой. Там уютно: с пика Талгар дует ласкающий ветер и ландшафт там, в целом, приятный. В 1998, кажется, году, ездили мы туда на съемки – и вдруг такой заброшенный, грязный город! Около пяти лет назад снова побывали в Алма-Ате – город чистотой сияет, как и раньше. 
Но если вы меня спросите как старика-артиста «Какой город лучше?», то отвечу я вам «Конечно, Казань!». Потому что в Казани я все знаю. Потому что это мой город. Казань по-настоящему похорошела. Раньше, когда гастролировали в Саратов, например, или в Астрахань, люди, узнавая, что мы из Казани, говорили: «Ой, какой у вас город грязный, пыльный…». А сейчас какая стала Казань? Сейчас я считаю этот город самым лучшим. 

Ринат Тазетдинов родился 1 января 1938 года в деревне Малая Цильна Дрожжановского района Татарской АССР. Окончил Московское театральное училище им. Щепкина. Актер театра им. Г. Камала. Председатель правления Союза театральных деятелей Республики Татарстан. Народный артист Татарской АССР, заслуженный артист РСФСР, народный артист РСФСР.

Сейчас, когда мы уже в годах, нам не до гастролей. А когда мы были молодыми, мы все время ждали гастролей. Это своего рода очищение. В 70-е, 80-е, мы очень часто бывали в среднеазиатских республиках: в Алма-Ате почти месяц гастролировали, в Ташкенте, во Фрунзе (тогда так Бишкек назывался), Кыргызстан. Так что впечатления были тогда огромнющие –мы будто в другую страну попадали. А местная публика ведь татарские спектакли не знала и не смотрела. Тогда я удивился Алма-Ате, красоте города и казахского театра. Актеры и режиссура у них были потрясающие, зритель вниманием не баловал. Тогда как у нас театр и актеры тоже были великолепные, но всегда были аншлаги. Нас очень хорошо приняли и в Ташкенте, и в Алма-Ате – везде татар много. Мы почти месяц играли при аншлагах. 
В то время Казань была не очень видным, не очень красивым, грязным городом. Поэтому эти красивые города производили на нас неизгладимое впечатление. Там у нас появились свои зрители – нас узнавали. Мы с их актерами дружили, общались… Но основным нашим зрителем в тех регионах были, все-таки, татары. Казахи, узбеки не ходили, был только наш зритель – мы играли как в Казани. 
Конечно, во всех городах Советского Союза мы узнавали для себя очень много нового. В 80-е годы, например, мы начали гастроли с Ижевска и доехали до Тынды. И каждые два дня у нас были в разных сибирских городах гастроли. У меня создалось такое впечатление, что по всему Союзу везде, во всех городах, жило огромное количество татар. Даже в Тынде наши были! Везде мы видели своих зрителей – татары, оказывается, живут повсюду. Впечатление было такое, что мы почти месяц приезжали выступать в один и тот же город.
 

Теги: театр театр камала артисты

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев