Логотип Идель
Интервью

Александра Кучаева: "Писатель - посредник между небесами и людьми"

Она напоминает «старых», по-настоящему классических писателей по формату, сути и стилю изложения, по форме обращения к читателю – заранее уважительно. Эпиграфы, предваряющие её эссе, не просто радуют, а как-то умиляют: современные авторы редко вспоминают о философах, тех самых классиках отечественной и зарубежной литературы, чьим суждениям мы верили безоглядно. Ибо «сами с усами», современные «инженеры человеческих душ». А Александра Кучаева не стесняется учиться, будучи уже состоявшимся человеком. «Думаю, смешон и примитивен был бы писатель, который не знает литературных произведений других авторов, и я в этом случае не исключение», – говорит она в интервью IDEL. А я вот думаю, что она как раз исключение.

Она напоминает «старых», по-настоящему классических писателей по формату, сути и стилю изложения, по форме обращения к читателю – заранее уважительно. Эпиграфы, предваряющие её эссе, не просто радуют, а как-то умиляют: современные авторы редко вспоминают о философах, тех самых классиках отечественной и зарубежной литературы, чьим суждениям мы верили безоглядно. Ибо «сами с усами», современные «инженеры человеческих душ». А Александра Кучаева не стесняется учиться, будучи уже состоявшимся человеком. «Думаю, смешон и примитивен был бы писатель, который не знает литературных произведений других авторов, и я в этом случае не исключение», – говорит она в интервью IDEL. А я вот думаю, что она как раз исключение.

– Александра, те рассказы, которые публикует IDЕЛЬ, вы начинаете с цитат определённого философа. И поэта Бродского. Таков формат всех ваших произведений? И почему именно Бродский? Любимый поэт?

– Любимых писателей, поэтов, философов у меня достаточно много: это и Достоевский, и Толстой, и Хармс, а также Шукшин, Зощенко и, конечно, Бродский, Саша Черный, Римма Казакова, Ницше, Шопенгауэр и многие другие. Почти каждый из моих небольших рассказов (эссе) начинается с цитаты какоголибо писателя, поэта или философа. С помощью цитаты в начале рассказа я пытаюсь обозначить основную идею рассказа. Причин, по которым я начала свой рассказ в журнале IDЕЛЬ именно с цитаты Иосифа Бродского, две: во-первых и в главных, непохожесть Иосифа Бродского ни на какого другого отечественного поэта. А любая непохожесть и оригинальность привлекает сама по себе. Во-вторых, Бродский – поэт одиночества, а мы живём во время социального разобщения, когда одиночество – одна из основных эмоций и состояний современного человека. Получается, что Иосиф Бродский – уникальный поэт, попавший в основную общественную эмоцию.

– Чтобы цитировать философов и писателей-поэтов, надо знать их труды. Читать регулярно. Для чего выбрали такой формат обращения к читателю? В чем посыл?

– Цитирование философов и писателей-поэтов всегда было и остаётся действенным приёмом в обычной жизни и в литературе. Различные писатели нередко используют этот приём, чтобы придать своему произведению большую выразительность. Опора на цитату – это, безусловно, ещё и демонстрация собственной начитанности, принадлежности к общему культурному полю. Думаю, смешон и примитивен был бы писатель, который не знает литературных произведений других авторов, и я в этом случае не исключение. Нередко именно цитирование писателей-поэтов становилось отправной точкой для осмысления того или иного явления действительности, что и произошло в моем случае, скажем, в рассказе «Служебный роман». Мне показалась вполне уместной цитата Роберта Саттона – профессора менеджмента Стенсфордского университета, автора 5 книг по моделям мотивации: «По большей части сотрудники уходят от начальников, а не из компаний». Данная цитата наиболее полно отражает реалии нашей действительности и затрагивает проблему харассмента. Или рассказ «Ничто не радует», где я использовала цитату французского писателя, драматурга Жана Поль Сартра: «Как приятно впадать в безнадежное отчаяние. Это дает право дуться на весь мир», что опять же подчеркивает и обостряет понимание состояния безысходности, безнадёжности человека, оказавшегося в затруднительной ситуации.

– Вы посвятили пусть небольшой, но все-таки целый рассказ тому, как вас воспринимают окружающие. Вас действительно это волнует? Или это просто выгодная тема для описания мыслей, чувств, метаморфоз, от которых вы, кстати, в итоге, отказались.

– Спасибо за вопрос! Разрешите привести данные социального опроса, в котором приняли участие 3  000 человек и 71% из них признались, что их самооценка напрямую зависит от мнения других людей. То есть более 2000 человек видят себя глазами других и оценивают себя тоже по их ценностям или мнениям. Большинство из нас стремится нравиться, быть привлекательным в глазах окружающих. Люди отслеживают свою страницу в социальных сетях, подсчитывая лайки и комментарии, и всерьёз расстраиваются, если их количество меньше ожидаемого. Всё мы знаем о безумных фотосессиях на грани жизни и смерти – и все ради привлечения внимания... У нас у всех есть понятные нам ожидания от устройства мира и до поведения людей. И мы думаем (или хотим думать), что знаем, как на нас должны реагировать другие. Около 100 лет назад социолог Чарльз Кули вывел теорию зеркального «я». Суть её в следующем: «Я – не то, что я о себе думаю, и я – не то, что другие думают обо мне. Я – то, что я думаю о том, что другие обо мне думают». Естественно, другие люди судят о нас на основе своего собственного опыта, привычек, ощущений, а это не всегда соотносится с нашим мироощущением. Поэтому, думаю, на генном уровне в нас уже заложено ориентироваться на мнение окружающих, хотя многие данный факт отрицают. В моём же конкретном случае мне просто было интересно восприятие меня другими людьми через призму их мироощущения.

– Как вы сами определяете жанр, в частности, тех произведений, которые читатели увидят в этом номере нашего журнала? По-моему, это зарисовки. Или заметки. Или мысли вслух. Хотя такого жанра нет.

– Каждый пишущий и думающий человек, уверена, слышал этот вопрос, и обычно он не вызывает затруднения. Это если не задумываться о том, что такое жанр и какие жанры существуют. А если задуматься, то можно прийти в состояние растерянности, так как понятие «жанр» очень расплывчатое. Слово «жанр» происходит от французского genre, латинского genеris – «вид, род, время, поколение». Такое максимально широкое понятие, и каждый в него вкладывает собственное содержание. Литературный жанр – это совокупность произведений, которые объединены общими признаками в группу и отличаются от других групп. Признаки и особенности, по которым произведения объединяются в жанры, могут быть самые разные: объём, содержание, форма повествования и т. д. История литературных жанров сложна и запутанна. Довольно разнообразны малые формы литературы: притчи, эссе, анекдоты и даже очерки. Я бы определила жанр своего повествования как эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») – литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма до 5 страниц, свободной композиции, подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Объём в художественном тексте, безусловно, важен, но всё же главное в нём – содержание. Основой принадлежности произведения к тому или иному жанру в этом случае становится ключевой элемент, вокруг которого строится повествование: это может быть специфика окружающей героев действительности или отправная точка для развития сюжета. Поэтому я не стремлюсь к определению жанра своего повествования, а наслаждаюсь современной свободой творчества.

Вы – врач и по образованию, и по основной деятельности. Надеюсь, что и по роду призванию. А почему стали писать, заниматься творчеством? Писательский зуд одолел или это некая форма самовыражения?

– У большей части русских писателей была вторая профессия, которая абсолютно не была связана с литературой, да и творчеством в целом. Великий русский писатель Антон Павлович Чехов писал: «Медицина – моя законная жена, а литература – любовница. Когда надоест одна, я ночую у другой. Это хотя и беспорядочно, но зато не так скучно, да и к тому же от моего вероломства обе решительно ничего не теряют…» Работа врача забирала практически всё время Антона Павловича, став помехой для писательства, но в то же время причиной вдохновения для новых сюжетов. Ни в коем случае не хочу ставить свои эссе (очерки) в ряд с таким мастером пера, как Чехов, но, безусловно, существует мнение, что творческая деятельность продлевает жизнь, делая её более полной и радостной. То есть творчество приносит положительные эмоции, которые, в свою очередь, благотворно влияют на здоровье и профессиональную деятельность человека. Существует даже целое направление в психологии – арттерапия. Арт-терапия – это метод исцеления и развития человеческой души через творчество. Арт-терапия основывается на убеждении, что человек может отражать свой внутренний мир в визуальных, музыкальных и других образах. Любое творчество так или иначе что-то рассказывает об авторе. И если говорить про арт-терапию, то, например, человек может нарисовать своё горе, радость или станцевать боль или победу. То есть приёмы арт-терапии помогают уменьшать эмоциональное напряжение, конструктивно «прожить» неприятные чувства и даже раскрыть в себе творческие способности, о которых человек даже и не догадывался. «Прорисовывание» своих переживаний так же, как и мыслей, помогает гармонизации и упорядочиванию. Когда мы рисуем или пишем, наши переживания обретают форму (даже если это абстракция), цвета, фактуру, то есть мы как бы вынимаем своё переживание изнутри и создаём из этого произведение (то есть сублимируем), которое может неожиданно оказаться чем-то прекрасным, созидательным и радующим глаз. Происходит не просто сублимация переживаний на бумагу, а еще и преображение. Скажем, были какие-то неприятные состояния, вследствие чего мы взяли и написали эссе, и, возможно, в самом очерке мы нашли решение своей проблемы через счастливый конец. И даже если речь в этом эссе была не лично про вашу ситуацию, но была спровоцирована ею, то у вас есть шанс посредством метафоры выйти из этой ситуации в реальной жизни. И это тоже разновидность арт-терапии.

– В «Последствиях неизбежного. Начало», которое открывает вашу книгу «Саш in Блюз», вы выглядите ранимым и грустным человеком. Вы говорите о потере смысла, о желании искреннего сочувствия. Меня очень впечатлили такие слова: «Вы задушите меня подаренными как-то между делом адеждами, высокопарными фразами, поцелуями. Извините, но мне безнадёжно скучно с вами. Нет жизненных ресурсов для сражений с ветряными мельницами». Это отражение вашего душевного состояния?

– В «Последствиях неизбежного. Начало» я переживала не самый лучший период в своей жизни, который, думаю, случается у каждого человека, и на тот момент времени, да, это было моим истинным душевным состоянием. Если вы дочитаете мою книгу до конца, то сможете понять, как мне удалось из этого вроде бы безнадежного состояния выбраться. В данном случае – книга как инструмент или, если хотите, инструкция, с помощью которой вы можете попытаться выкарабкаться из тупиковой жизненной ситуации. 

– Вы когда-то, по вашему же признанию, работали ди-джеем на радио. Это была просто подработка? Поиск себя? Нравилось ли диджействовать и не появлялось ли мысли метнуться в другую профессию – более легкомысленную, околошоубизную, яркую и обеспеченную весельем?

– Конечно же, всем известно, что ди-джеев не выпускает ни один вуз, ибо ими не становятся, а рождаются. Ди-джей является "дегустатором" и первооткрывателем нового звука, и лишь от него зависит атмосфера мероприятия или даже утреннее настроение водителей. Это стиль жизни, ведь нередко радийный ди-джей способен сгладить напряжение, вызванное пробками на дорогах. Да, в студенчестве я работала ди-джеем на радио «Taturos», в 90-е годы это была очень модная профессия, правда, малооплачиваемая. Конечно же, в студенчестве были мысли сделать ди-джейство своей основной профессией, но, поработав около года на радиостанции, с данным намерением пришлось расстаться вследствие многих факторов. Итак, если у вас есть желание быть профессиональным ди-джеем (а у меня оно было), нужно очень долго и упорно трудиться. Вы должны знать не только музыкальные произведения, но и иметь музыкальное образование, быть эрудированным во многих областях: науке, искусстве, политике, кулинарии и др. Важно также для профессионального ди-джея иметь грамотную и приятную речь, хорошую постановку дикции. Вы должны уметь предельно четко формулировать свои мысли, иметь хорошее чувство юмора, наличие вкуса в плане музыки, энергичность, коммуникабельность и, конечно же, выдержанность. Так как диджеем непрофессионалом мне быть не хотелось, пришлось углубиться в область медицины и развиваться разносторонне там, где было получено основное образование, вследствие чего я защитила кандидатскую диссертацию по двум специальностям: клиническая фармакология и психиатрия – и получила должность и звание доцента. Так как по своей природе я перфекционист, в настоящее время продолжаю развиваться в области фармакологии и психиатрии. Сейчас уже с багажом знаний проходила несколько собеседований на радиостанциях города, с удовольствием берут на работу, но, увы, переросла свои мечты и желания.

– Вы считаете себя писателем? Вот известная детективщица Татьяна Устинова неоднократно повторяла в интервью, что она не писатель, а автор. Что она только «подсматривает» за людьми и их «подслушивает», а потом всё это просто описывает в своих произведениях. Как у вас выстраивается личный творческий процесс?

– Писателем, я себя никогда не считала и вряд ли начну считать. Меня, скорее, можно назвать исследователем человеческих душ. Возможно, если в перспективе сделаю писательское ремесло одним из основных видов деятельности, тогда буду считать себя писателем. Моё творчество сродни озарениям, причём эти озарения приятные, я их жду. Сюжет эссе проникает в сознание, несколько суток мечется там, обрастая подробностями и деталями, а потом за одну бессонную ночь выплёскивается на бумагу.

– Какие задачи вы ставите перед собой как перед писателем? И должен ли человек, решивший создать художественное произведение и вынесший его на суд читателей, ставить перед собой задачи? Ну, например, детективы развлекают и, говорят, развивают память. Лирические рассказы и стихи как будто бы воспитывают в человеке чувство прекрасного. Многослойные романы помогают понять ту или иную эпоху, окунуться в историю, формируют мировоззрение. А что у вас?

– Леонардо да Винчи писал: «Перья должны возносить в небеса не только птиц, а и людей – при посредстве букв, написанных этими самыми перьями». Конечно же, человек, который посредством пера хочет донести чтолибо миру, обязан ставить перед собой задачи. Я бы выделила задачи первоочередные и второстепенные. К первоочередным относится необходимость поведать миру свои мысли и взгляды, своё понимание времени и людей, в нём живущих. В моём понимании, писатель – это посредник между Небесами и людьми. Задача писателя – будить совесть читающих людей. Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю. Правда – это твой честный взгляд на истину. Поэтому правда у каждого своя. И задача писателя среди огромного потока информации, содержащего постправду и фейки, найти то, что является честным взглядом на истину. В идеале достижение данной цели дает мировой литературе действительные шедевры, и тогда писателя можно назвать «инженером человеческих душ», «чувствилищем народным», «созидателем времени». Второстепенная задача – повышение квалификации и приобретение необходимых знаний или навыков с целью расширения профессионального, творческого литературного потенциала самого писателя.

Блиц-опрос

– Что обязан сделать человек хотя бы раз в жизни?

– Помочь другому человеку просто так, не ожидая благодарности в ответ.

– Может ли одиночество быть приятным?

– Безусловно. Многие социальные ситуации требуют элемента компромисса. Скажем, с друзьями, коллегами вы не всегда сможете посмотреть фильм, который хотите посмотреть, или просто помечтать, глядя на небо и сосны. Пребывание в одиночестве означает, что вы можете выбрать именно то, чем вы хотите заниматься в любой момент.

– Успех – это работа над собой или всё-таки везение?

– На удачу молились, делали обереги, всевозможные заговоры. Люди готовы были сделать всё, чтобы стать удачливыми, но, как бы обыденно это ни звучало, успех – это не просто стечение обстоятельств, которые непременно привели бы к победе. Нет. Успех – это ежедневный, кропотливый труд и искренняя вера в себя, которые и приводят нас в итоге к победному результату. Только кому-то пришлось пройти чуть меньший путь к успеху, кому-то чуть больший.

– Вы реализовали свои детские мечты?

– Всё дело в том, что где-то внутри меня всё еще живёт 5-летний ребёнок, который стремится мечтать. Когда я делаю то, что мне действительно нравится, мой внутренний ребёнок радуется и дает мне новые силы. Поэтому стараюсь поддерживать свои детские мечты, подпитываю их своим вниманием, верой в их осуществление и своими действиями.

– Верите ли в «закон бумеранга»?

– Лично я, да, верю. Я верю, что мысли материальны, и когда мы делаем комуто какую-то благость или подлость, то всё это возвращается. Карма, закон бумеранга, закон равновесия? Мне думается, что наша жизнь состоит из множества поступков, злых и добрых. Сделаешь добро, и оно мимо тебя не пройдёт, а совершил зло, даже если об этом никто и не узнает, зло злом к тебе вернётся.

Теги: время, журнал "Идель", культура, творчество, жизнь, вечные люди, литература, проза, поэзия

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев