Буду резать, буду пить, стану милую гнобить?
Россия входит в число 18 стран, чьи законы меньше всего защищают жертв от насильника! Согласно статистике МВД, около 40% всех тяжких насильственных преступлений в России совершаются в семьях. При этом в 93% случаев жертвами становятся женщины. Ежегодно более 14 тысяч жительниц нашей страны и двух тысяч детей погибают от рук мужей или других близких
Россия входит в число 18 стран, чьи законы меньше всего защищают жертв от насильника! Согласно статистике МВД, около 40% всех тяжких насильственных преступлений в России совершаются в семьях. При этом в 93% случаев жертвами становятся женщины. Ежегодно более 14 тысяч жительниц нашей страны и двух тысяч детей погибают от рук мужей или других близких
По данным ООН, с 2010 года число случаев домашнего насилия в России увеличилось на 20 процентов. Откуда такие страшные цифры? Почему до сих пор такое происходит в современном мире?
«Женщины терпят из-за менталитета»
- Многие женщины терпят домашнее насилие потому, что воспринимают происходящее как норму, – говорит психолог Асель Баимбетова. – Женщины принимают побои из-за менталитета, социального восприятия статуса разведенной женщины, своих каких-то психологических проблем, страха не прокормить себя и детей, отсутствия поддержки и понимания со стороны родных. Все случаи разные.
По словам моей собеседницы, у каждой жертвы домашнего насилия свои причины терпеть. Рассмотрим некоторые из них. Семья, в которой выросла женщина, играет большую роль.
• Если она воспитывалась в семье, где применялось насилие, она может повторить этот сценарий в своей жизни;
• есть женщины, которые выросли в семье, где брак считался чем-то нерушимым, и это мешает им во взрослой жизни уйти от мужа-тирана. Такие женщины терпят до последнего;
• есть женщины, которые выросли в условиях гиперопеки в родительском доме. Они не умеют отстаивать свои права, у них низкая самооценка.
По словам моей собеседницы, порой женщины терпят еще из-за материальной стороны. Потому что при создании семьи обычно именно женщина жертвует своим образованием, работой и карьерой. Поэтому она проигрывает в профессиональном плане. Она боится, что не сможет зарабатывать и вырастить детей одна. Также многие свой страх, нежелание работать над собой и развиваться оправдывают тем, что детям нужен отец. Хоть какой, но он нужен.
В семьях, где происходит насилие, нередко страдают и дети. По состоянию на 2012 год (свежее статистики нет), федеральное МВД ежегодно фиксировало более 600 тысяч правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тысяч (в среднем по пять тысяч детей в день!) составляли правонарушения, совершённые родителями в отношении своих детей.
К удивлению, не только женщины, но и около 7% мужчин страдают от бытового насилия. Как говорит психолог Роман Крючков: «Говорить от том, что мужчина тоже может быть жертвой насилия---непопулярно. В то же время насилие не имеет пола. Мужчины склонны применять физическое и сексуальное насилие, женщины— психоэмоциональные. С юридической точки зрения, если во время конфликта тебя провоцируют и ты дал отпор, но травма, причиненная тобой, оказалась тяжелее, ты и понесешь ответственность», — пояснил специалист. А коллега Романа, семейный психолог Татьяна Щерба, утверждает, что женщины не всегда признают факт причиняемого ими насилия. «Проявление женской агрессии присуще семьям, где мужчина отдает жене ведущую роль в решении всех семейных вопросов. Один из моих клиентов, проживая вместе с супругой, не может общаться с ребенком: она увозит сына всякий раз, когда муж возвращается домой. Преследуя определенные материальные цели, она достигает их посредством подобного манипулирования и угроз — классический пример психологического насилия», —говорит эксперт.
Помимо «выноса мозга», женщины могут применять и физическое насилие по отношению к своим мужьям или партнерам. Про такие явления приходиться слышать крайне редко. Это просто не обсуждается, ведь мужчина считается сильным полом. Бытует стереотип, что они не должны плакать, показывать свою слабость и тем более говорить о пережитом насилии. Я сама лично знаю семью, где муж регулярно «получает леща» от своей жены. Несколько лет назад, этот мужичек полгода пролежал в больнице с травмой головы. Случилось это из-за того, что он выпил и женщина в ярости ударила его железным ковшиком.
«Домашние конфликты могут сопровождаться пощечинами и подзатыльниками, ---продолжает Татьяна. «Но мужчина вряд ли станет обсуждать это с кем бы то ни было. Если же он допускает активное рукоприкладство, вероятно, у него попросту нет моральных сил противостоять».
Исходя из этого получается, что любой человек, независимо от половой принадлежности, может быть агрессором или жертвой. Анекдот про «жену со скалкой» придумали не просто так.
«Бьет, но вряд ли сядет.»
Почти у каждого человека есть, что рассказать о насилии. Либо он сам, либо его родственники и друзья пережили унижения. Вот несколько историй из жизни реальных людей. По их просьбе имена были изменены.
Гульназ, 22 года:
- Я вышла замуж рано: в 18 лет. После никаха я еще год ждала его из армии. Он приехал, и началась семейная жизнь. Поначалу все было отлично. Я старалась всегда угодить ему: встречала его дома с улыбкой, с вкусным ужином, заботилась о нем, ничего лишнего не спрашивала и не «пилила». Но потом муж начал пропадать по ночам. На мои расспросы открыто говорил, что не нагулялся и хочет встречаться с другими девушками, но и меня отпускать не хотел. Меня это сильно обижало, и предприняла попытки уйти, но тут в ход пошли рукоприкладства. С каждым днем он становился агрессивнее. Он убеждал, что я кроме него никому не нужна, и никто никогда не полюбит меня так, как любит он. Мне было очень плохо. В один момент я собрала всю волю в кулак и съехала от него к знакомой и подала на развод. Но меня ожидала кое-что еще страшнее. Однажды, он подкараулил меня, закинул в свою машину и увез к себе. Там он заставил меня вступить с ним в интимную близость. И так повторилось несколько раз. Из родственников у меня только бабушка и тетя, так что защитить тоже было некому. Благо, развод завершился удачно, и я смогла избавиться от этого человека. Потом я сразу уехала из своего родного города, чтобы начать жизнь с чистого листа.
Алсу, 27 лет:
- С такой ситуацией, к сожалению, я столкнулась лично. Был у меня молодой человек, который любил выпивать и потом распускать свои руки. Однажды в новогоднюю ночь, он, в пьяном угаре, несколько раз кулаком «проехался» мне по лицу. При этом умудрился внушить, что это я сама упала и ударилась. Новый год я встречала с огромными синяками. Родителям не знала, что соврать, было очень стыдно. Однажды мне хватило смелости поставить жирную точку в этих отношениях. Я не нарадуюсь, что смогла уйти от него, ведь что было бы, если бы я вышла за него замуж.
Галина, 68 лет:
- Мой муж пил всю свою жизнь до самой смерти. Унижал, избивал и выгонял нас из дома, даже если там был лютый мороз. Регулярно попадало и детям: он их просто швырял на пол, когда они пытались меня защищать. Много пришлось ютиться по соседям и знакомым. Но все равно я возвращалась к нему. Деваться было некуда. В то время, особенно в деревне, мало кто разводился. Стыдно было, и боялась стать предметом обсуждения. Да и родители твердили, что такова доля женская и надо терпеть. Сейчас я бы ни на минуту не стала бы жить с таким человеком. Ведь страдаем не только мы, но и наши дети. Это не стоит того.
Алина, 41 год:
- Мой отец был (и до сих пор есть) неадекватным человеком. Всегда считал себя очень религиозным и правильным, хотя сам успел отсидеть в тюрьме за мелкую кражу, регулярно бил маму, меня и мою младшую сестру. Обижал он не только нас, но и моих бабушку и дедушку – своих родителей. До сих пор помню, как они плакали от обиды. Для него мы были никем. Однажды, после того, как я пыталась с ним нормально поговорить, он вызвал полицию и написал на меня заявление. Специально кричал в коридоре, как будто его собирались убивать. И соседи, и участковый знали, что он за человек и встали на мою защиту. Повзрослев, нам окончательно надоело терпеть унижения. Мы продали долю квартиры, забрали маму и уехали, оборвав с ним все связи. Бабушки и дедушки уже давно не было в живых. Сейчас у нас спокойная и счастливая жизнь. Отец жив, он живет где-то один. Про него даже слышать не хотим. За детство, которое было омрачено физическим и психологическим насилием!
Следующая история уже из моей семьи. Дедушка со слезами на глазах рассказывал о своем отце-тиране, то есть о моем прадедушке. Как он его, восьмилетнего мальчика, заставлял пасти лошадей с раннего утра до поздней ночи каждый день. В случае неповиновения ждал кнут или кулак. Ни о какой школе речи не могло быть, так и остался без образования. Прабабушка настолько сильно боялась своего мужа, что никак не пыталась даже вступиться за своих детей. Старший брат деда, в шестнадцать лет вовсе ухал за границу, не в силах больше терпеть унижения от их отца.
Безусловно, любое насилие оставляет огромный отпечаток в жизни каждого, кто с ним сталкивался. Отсюда идут страхи комплексы, душевные и физические травмы. К сожалению, никто от этого не застрахован.
Сыновья стали чаще избивать матерей
- В 2018 году закон против домашнего насилия так и не был принят. Еще один год прошел с ужасающими историями, множеством жертв и искалеченными судьбами, – говорит правозащитница Алена Попова. – Жертвы домашнего насилия так и остались незащищенными отдельным законом. Полицейские все также не хотят заниматься случаями домашнего насилия, а многие депутаты и сенаторы продолжают противостоять принятию закона, называя побои в семье «шлепками». Декриминализация побоев в семье привела к тому, что в огромном количестве случаев агрессоры получают лишь небольшие штрафы: пять или десять тысяч рублей. Да, наша борьба в течение года так и не привела к принятию закона. Законы против домашнего насилия есть в 144 странах, но не в России. Петицию с требованием принять соответствующий закон мы запустили еще четыре года назад. Подписали ее уже более четырехсот тысяч человек. Но все равно нет результата.
Главный научный сотрудник Института социологии РАН Светлана Айвазова считает, что «в последнее время в России распространилась новая форма домашнего насилия – сыновья стали систематически избавить своих матерей. Эти случаи вообще никак не фиксируются. Пожилые матери не идут в полицию. Данная тенденция фиксируется только благодаря социологии (интервьюированию соседей)».
Декриминализация насилия, которая была принята в 2017 году, только обостряет и без того сложную ситуацию. Домашний тиран чувствует свою безнаказанность, и небольшой штраф его точно не остановит. Жертве остается только бежать и спасти себя самой.
Хотя в России официально считается, что такой проблемы не существует, в последнее время на нее постепенно стали обращать внимание СМИ. Эксперты и гражданские активисты бьют тревогу: происходят ужасные вещи. Например, трагедия жительницы Серпухова Маргариты Грачевой. Ее муж из ревности увез ее в лес и отрубил ей кисти рук. Одну кисть врачи чудом смогли спасти, но вторую сохранить не удалось. И подобных историй очень много…
Поедай щи и жену хлещи?
Если заглянуть в прошлое, то домашнее насилие считалось абсолютной нормой и к женщинам, и к детям. Взять тот же «Домострой»: «Должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить и поучить, но при этом жене на мужа не гневаться» или «Бей жен к обеду, чтоб щи были горячи!». Считалось, что таким образом в семье будет царить порядок. А регулярная порка детей приведет к тому, что они все больше зауважают родителей и не оставят их в будущем: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоту душе твоей. Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее в телесной чистоте, не посрамишь лица своего».
Современному обществу правила «Домостроя» кажутся дикими. Не в то время живем, чтоб терпеть насилие. Сейчас есть куда обратиться за помощью. Работают кризисные центры для детей и женщин, которые оказались в трудной жизненной ситуации. В Казани, к сожалению, пока только единственный кризисный центр «Фатима», который с 1999 года помогает пострадавшим от бытового насилия. В других городах также есть аналогичные кризисные центры. Их основная цель направлена на то, чтобы женщина вовремя могла сообщить о проблеме насилия и обезопасить себя. Но сначала придется набраться смелости вынести «сор из избы».
Ляйсан Вильданова
Фото автора и из открытых источников
Теги: время, культура, журнал "Идель" домашнее насилие
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев