Логотип Идель
Интервью

Девушка в военном вузе. Взгляд изнутри

Российский же державный орёл, как известно, двуглав, что позволяет симметрично разделить внимание между Востоком и Западом, воздавая должное и голосу скифских корней, и флёру западных влияний. В эту дуалистическую парадигму оказываются ментально вписаны и сами россияне: с одной стороны, мы с осторожностью меняем место работы, почитая стабильность за один из «столпов» того самого «качества жизни», о котором так много говорят и пишут сегодня, а с другой – не перестаём очаровываться риторикой мотивационных ораторов, воспевающих «новые горизонты и новые возможности».

Лингвист, выпускница НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, магистр религиоведения. Passionate English Learner - примерно, с 1994-го, and no less passionate English Teacher - с 2010, здесь точно. В 2016 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Философия религии и религиоведение». Доцент кафедры Иностранных языков Казанского Высшего Танкового Командного Ордена Жукова Краснознамённого Училища. Исследует повседневные практики, современные социокультурные процессы и модели идентичности. Воспитывает сына.

 Американцы, по статистике, меняют работу примерно раз в пятилетку – опыт богаче, взгляды шире, отсутствие излишних strong connections, гарантированный personal growth, и вообще, сплошной себе level up. Японцы, напротив, являются приверженцами концепции безупречной корпоративной верности и бескомпромиссно-пожизненного трудоустройства, связывая перспективы смены работы с неизбежными репутационными потерями. Российский же державный орёл, как известно, двуглав, что позволяет симметрично разделить внимание между Востоком и Западом, воздавая должное и голосу скифских корней, и флёру западных влияний. В эту дуалистическую парадигму оказываются ментально вписаны и сами россияне: с одной стороны, мы с осторожностью меняем место работы, почитая стабильность за один из «столпов» того самого «качества жизни», о котором так много говорят и пишут сегодня, а с другой – не перестаём очаровываться риторикой мотивационных ораторов, воспевающих «новые горизонты и новые возможности». 

Впрочем, довольно вступительных речей и пространных рассуждений: я вслед за мамой и бабушкой (вот она, явленная восточная династийность!) преподаю иностранный язык и, без лукавства, очень люблю то, что я делаю. На протяжении восьми лет мне посчастливилось работать в одном из ключевых российских ВУЗов, воспетом одним из лучших российских поэтов двадцатого столетия. Я была частью яркой, разновозрастной, острохарактерной команды неизменно талантливых единомышленников, благодаря чему сформировались те самые витально необходимые навыки, приёмы и компетенции педагогической деятельности, пришло понимание профессии и своей роли в ней. И всё-таки (а вот и оно, проектное мышление, продукт нововременных employment-трендов) однажды настал тот день, когда я поняла, что в рамках этого сотрудничества я уже сказала, создала и сделала всё лучшее, что было возможно, что я начинаю повторяться и, что называется, «ходить кругами». Именно тогда кинематографически-символично в моей жизни раздался звонок, открывший новую её страницу: меня пригласили работать в Казанское танковое училище. 


Я согласилась и, признаюсь, о своём решении не пожалела ни разу. Всё то, что последовало за демаркационной линией телефонного звонка, оказалось очень своевременным и очень показанным мне – и как профессионалу, и как личности. Самоочевидной, конечно, является и польза работы с новой лексикой (а много ли выпускников инфака с ходу скажут вам, как там по-английски будет «бронетранспортёр», «дальность стрельбы» и «самоходная гаубица»), и с новыми учебниками (нарабатываются столь необходимые мозгу новые нейронные связи), и с новым контингентом: новые люди, как мощный прожектор, подсвечивают, извлекают из закулисья души те мысли и проблемы, с которыми пришло время разобраться. Впрочем, будем последовательны, и остановимся поподробнее на каждом из тезисов. 

Успев за восемь лет поработать с внушительным количеством специальностей и направлений (я вела занятия для юристов, экономистов, математиков, физиков, биологов, социологов, философов, конфликтологов, «пиарщиков», экологов и переводчиков), я опасалась, что узкая направленность профиля подготовки, возможно, не будет столь любопытной в профессиональном плане, как мне бы того хотелось. К счастью, я ошиблась и была приятно удивлена реальным положением дел: кроме осуществления основной языковой подготовки по дисциплине «Иностранный язык», в Казанском танковом училище ведётся адресная, индивидуальная работа с одарёнными курсантами. Это и программа дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», и чрезвычайно интересная, динамичная и очень ответственная работа с олимпиадной командой: оказывается, обучающиеся в военных ВУЗах ежегодно участвуют в предметных олимпиадах по широкому кругу дисциплин, включая английский язык. За прошедший учебный год наши «олимпийцы» дважды были в Петербурге и показали высокие результаты: на Международной олимпиаде курсантов, например, команда Казанского танкового училища вошла в престижную первую десятку, соревнуясь с четырьмя десятками команд из других учебных заведений. Кроме того, реально существующая, а не формально заявленная практика проведения открытых занятий «держит» специалиста в хорошем профессиональном тонусе, создавая условия для здоровой конкурентной среды. 

Но, пожалуй, главные открытия ожидали меня в сфере внутриличностных осознаний – «инсайтов», как теперь модно говорить. То, что преподаватель всегда в известной степени является role model, мне было понятно всегда. То, что в условиях закрытого учебного заведения любой преподаватель становится role model настолько, стало для меня откровением. Влияние личности Учителя на контингент обучающихся существует всегда, на любой ступени образования, но в военном ВУЗе, в силу ограниченности каналов социального взаимодействия курсантов с внешней средой, степень и масштаб этого влияния многократно возрастает. Именно здесь фундаментальные педагогические категории Воспитание и Образование становятся равновеликими не в теоретическом, а в директивно-прикладном ключе. И, осознавая эту колоссальную ответственность, невольно стремишься стать (ещё один мем современности!)  «лучшей версией себя», быть может, потому, что погруженные в контекст четкого распорядка дня и уставных требований курсанты освобождены от «белого шума», от торжества урбанистической энтропии и считывают всё: малейшую неискренность, наигранность, подмену понятий, «работу на публику».  

 

Здесь невольно становишься строже, прямее, естественнее, в хорошем смысле слова, проще – избавляешься от «мишуры», от всего наносного. К тому же те ценности, которые в военном ВУЗе транслирует преподаватель-женщина, лежат не только в гуманитарно-просветительской, но и в гендерной плоскости: вы неизбежно задаёте тон общения и обращения с женщинами вообще, а значит, просто обязаны культивировать и поддерживать в себе достойную, красивую, содержательную особу. И знаете, если говорят, что женщина-актриса – вдвойне женщина, то мужчина-военный – вдвойне мужчина. Сегодня в моде многочисленные тренинги и марафоны, обещающие «прокачать» всё что угодно, например женственность: сотни «продавцов метафизики» на просторах социальных сетей предлагают своим подписчицам причудливый микст из ведического учения, эзотерики и откровенно завиральных идей сомнительного качества, с помощью которых все желающие могут стать «женственной женщиной», прекрасной, счастливой и желанной.  Но порой лучшим тренингом становится общение с настоящими мужчинами и практически принудительное избавление от «ухваток» «равноправных ясамашек»: в правильном мужском коллективе вам откроют дверь, подадут пальто, не дадут нести тяжелые сумки и обязательно сделают комплимент, а вы невольно станете мягче, легче, радостнее, и всё встанет на свои места. Иногда смена окружения и контекста становится тем самым средством, которое не получалось найти так долго. Помните, как в том стихотворении: «Ведь если настроение не новогоднее, / Значит, точно не с теми празднуешь».

А ещё я очень люблю фразу американского модельера Оскара де ла Рента: «Ходите всегда так, как будто за вами идут трое мужчин». И почему-то всегда вспоминаю эту фотографию. 

День, когда раздался тот самый телефонный звонок, я и сегодня вспоминаю с теплотой и благодарностью. Пусть и в вашей жизни все перемены будут только и исключительно  к лучшему. 

автор: Валентина Насртдинова


 

Теги: культура молодежь военный вуз слабый пол

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев