Логотип Идель
Интервью

Город просыпается: Как в Казани прошел фестиваль медиаискусства «НУР»

Пообщались с организаторами НУРа и узнали, откуда берутся медиахудожники, какие возможности и перспективы есть в этой сфере и как всего за три года удалось вывести фестиваль на международный уровень.

В Казани в третий раз прошел фестиваль медиаискусства НУР. За три года он закрепил за собой статус масштабного, стильного, креативного события, которое объединяет сотни медиахудожников со всего мира.

В дни фестиваля соцсети молодых казанцев заполнили публикации с футуристичными инсталляциями, медитативными анимациями и световыми шоу на грани реальности и фантастики. Мы пообщались с организаторами НУРа и узнали, откуда берутся медиахудожники, какие возможности и перспективы есть в этой сфере и как всего за три года удалось вывести фестиваль на международный уровень. 

 

Начнем с короткой справки: НУР — международный фестиваль медиаискусства, который ежегодно проводится в Казани начиная с 2021 года. «Мы создаем уникальную новую реальность» – гласит текст на сайте фестиваля. Кстати, если вы не знали: НУР — это аббревиатура словосочетания «новая уникальная реальность». За всю историю фестиваля в нем приняли участие более 150 медиахудожников, музыкантов и перформеров из 28 стран мира, а события охватили свыше 10 локаций в Казани.

 

На наши вопросы ответил основатель и куратор Международного фестиваля медиаискусства НУР Рашид Османов. 

 

— Слово «медиахудожник» достаточно новое. Кто может считать себя медиахудожником? Где этому учатся?

 

— Я думаю, медиахудожником можно считать человека, который, в первую очередь, обладает художественным видением и при этом знаком с техническими аспектами, а также с аспектами профессионального программного обеспечения либо какими-то техническими параметрами.

На данный момент в этом и смежных направлениях проводят обучение всего несколько вузов. В первую очередь хотел бы упомянуть международную магистерскую программу Art & Science в ИТМО в Санкт-Петербурге. К слову, в июне мы организовали их шоукейс, в рамках которого впервые в истории НУРа провели событие специально для детей. Очень благодарны такой возможности. Также есть магистерская программа «Технологическое искусство» в МИСИС в Москве и магистратура DA – Digital Art в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) во Владивостоке. Плюс медиаискусство преподает ряд частных институций. Я думаю, академическое образование никогда не бывает лишним, и считаю его получение самым правильным путем обучения в этой сфере.

 

—  Почему молодежи нужно посещать подобные фестивали? Студенты и молодые специалисты каких направлений обязательно должны увидеть НУР?

 

— НУР и подобные фестивали способны дать молодежи то, чего ей иногда так не хватает, а именно — мотивацию продолжать творить, развиваться в этом направлении, применить свои косвенные навыки. По моему опыту, многие ребята до конца не уверены в себе и склонны сомневаться, а нужно ли то, что они делают, хоть кому-то. Но когда они видят такие классные фестивали и работы, это придает им уверенности.

 

Все три года после каждого фестиваля НУР у нас появляется огромное количество вопросов: «А где этому обучиться? А как с этим можно работать?». Их задают инженеры, аналоговые художники и люди, которые просто занимаются творчеством. Поэтому фестиваль важно посещать, чтобы, возможно, когда-то заинтересоваться этим направлением либо получить вдохновение, что-то понять, осознать, стать морально и духовно чуточку богаче. 

 

— Помогает ли фестиваль участникам-художникам в их дальнейшей карьере, поступают ли после него крутые предложения?
 

— С точки зрения глобальной миссии фестиваль НУР выступает объединяющим звеном, благодаря которому и опытные, и начинающие деятели искусства становятся частью мирового комьюнити и формируют принципиально новый характер событий, или даже новую, современную волну медиаарта.

 

НУР является площадкой, где художников начинают замечать. Это, безусловно, помогает участникам в их дальнейшей карьере. Ровно так НУР и работает: мы ищем новых талантливых, интересных художников, которых можно было бы показать широкой публике.

 

Я всегда привожу пример с первого года проведения фестиваля НУР. В Санкт-Петербурге есть команда media.tribe, которая и прежде делала свои авторские инсталляции и уже была классной, и НУР стал первым фестивалем медиаискусства, где они решили выставиться впервые. После фестиваля в их аккаунтах в социальных сетях многократно выросли просмотры, их начали узнавать, приглашать на другие фестивали и все чаще предлагать коммерческие проекты. Их нынешнее положение — ни в коем случае не заслуга одного лишь нашего фестиваля, но, можно сказать, мы выступаем как буст.

 

Я знаю, что после фестиваля ряд художников увольнялись со своей, скажем, базовой менеджерской работы ради того, чтобы быть именно художниками. Один из примеров — казанский художник Эльфир Пулатов. В дальнейшем такие артисты принимают участие в фестивалях и получают коммерческий фидбэк. Лично я знаю, что после второго фестиваля НУР многие команды были приглашены к участию в международном фестивале светового искусства «Ночь света» в Гатчине, который проходил в этом году.

Именно поэтому начинающему художнику так важно преодолеть стеснение. Ежегодно за несколько месяцев до фестиваля мы объявляем open call, и это огромный шанс проявить себя, возможно, впервые. Его участники получают обратную связь от кураторов направлений вне зависимости от того, войдут их работы в программы фестиваля или нет. Всем без исключения участникам уже самого фестиваля мы оказываем большую реальную поддержку делами — закрепляем за ними артист-менеджеров, договариваемся с площадкой, при необходимости совместно дорабатываем концепцию, закрываем технические потребности, предоставляем необходимое оборудование. Заботимся о том, чтобы работа была реализована качественно и предстала перед зрителями в лучшем свете. 

 

— НУР всего за три года стал чем-то модным, хайповым, крутым. Все стремятся туда попасть, опубликовать контент в своих соцсетях. В чем секрет? Как достичь того, чтобы то, что ты делаешь, становилось массовым трендом? 

За каждым большим проектом всегда стоит проработанная идея и большая профессиональная команда. Надо сказать, фестиваль НУР не является первооткрывателем в ряду фестивалей медиаискусства в стране, но является первым и единственным в Татарстане и самым масштабным в России, если говорить о количестве событий и участников в рамках наших секций. И это уже само по себе притягивает невероятное количество внимания не только казанцев или жителей Татарстана, но и гостей со всей России и других стран, коих с каждым годом становится кратно больше.


Для зрителей фестиваль ценен и тем, что они получают возможность увидеть уникальные работы знаменитостей в мире медиаарта, по сути просто прогуливаясь по любимой Казани. Например, инсталляции от международной мультимедиа продакшн-студии Sila Sveta и от команды междисциплинарных специалистов Radugadesign, которые уже приобрели широкую известность на мировой арене. К тому же, ежегодно мы открываем новые, прежде неизведанные локации и как бы возвращаем их в ткань города, делаем заметными; заботимся, чтобы несмотря на изначальное состояние объектов они всецело отвечали требованиям безопасности, и всегда максимально бережно и уважительно работаем с памятниками архитектуры.

 

Интервью: Динара Зиннатова

Фото: Соцсети фестиваля «НУР» 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев