Кинопроекты 2019. Татарстан
7 марта 2019 года в Казани завершился VII Всероссийский форум «Время кино», который провел III Питчинг кинопроектов с призовым фондом в 2,5 млн. рублей и объявил лауреатов VI Открытого республиканского конкурса сценариев Министерства культуры Республики Татарстан. Победителями сценарного конкурса стали Антон Шутов (полный метр) и Павел Москвин (короткий метр). «Идель» встретился с авторами, которые рассказали о своих проектах.
Кандрова Елена Александровна родилась в Нурлате 3 февраля 2000 года. В 2017 году закончила школу и поступила в Казанский государственный институт культуры. Ведёт студенческий журнал института, занимается его продвижением в социальных сетях. Также занимается директ-менеджментом в развивающейся компании онлайн-курсов.
Антон Шутов, победитель VI Открытого республиканского конкурса сценариев, автор сценариев игровых полнометражных и короткометражных форм, разработчик ряда научных статей из области кинематографии и психологии, рассказал о тонкостях сценарного искусства и поделился секретами хорошего сценария.
Я впервые участвовал в этом конкурсе. Сама идея моего сценария к фильму «Я приду» необычна, она пришла ко мне во время психологической работы с осужденными несовершеннолетними ребятами, которые находились в колониях. У всех совершенно разные обстоятельства: кто-то, действительно, совершал страшные вещи, а кто-то оказался там по глупости. Например, один из ребят взял ключи отца, когда того не было дома, выехал в деревню и, не заметив, сбил человека. Я увидел, что это переломные моменты в жизни несовершеннолетнего человека, где он подвергается испытаниям и непростым переживаниям. Понял, что хочу сделать из этого историю.
Главный герой – шестнадцатилетний паренек, которого зовут Тимоха. Он сирота, но у него есть бабушка. По глупости он ввязывается в преступление, попадает под влияние ребят, которые решают проникнуть в дом и совершить кражу. Из-за этого он оказывается в колонии, где приходится буквально выживать, а самый близкий человек – бабушка – не может к нему приехать на день рождения из-за тяжелой болезни. Тимоха решает совершить побег, по пути вслед за ним увязывается десятилетний мальчик по прозвищу Малек. Цель Тимохи – добраться до бабушки, успеть увидеться и поговорить. Их путь, сопровождаемый преследованием оперативников, полон трудностей. «Я приду» – фильм об одиночестве, об остающейся надежде и дружбе.
Съемки фильма начнутся в мае и завершатся в августе, следующий этап – это постпродакшн, где тоже немало работы. Думаю, что кинолента будет представлена в 2020 году, возможно, пред-премьерные показы начнутся раньше. Фильму пророчат хорошую прокатную линию. Благодаря поддержке Министерства культуры РТ и дирекции «Время кино», мы получили финансовую поддержку фильма.
Республика заинтересована в развитии регионального кино, поэтому часть средств она готова выделить в качестве гранта на создание качественных кинопроизведений. Из ряда участников, которые подали заявку, организаторы питчинга выбирают проект, который потенциально организован, где будет ответственная команда и хороший материал.
В сценарную работу я пришел через сочинение прозы. Сначала писал небольшие несложные истории, это и малые формы рассказа, и повести, работа с сюжетом очень занимательна. Сценарии старался делать, в первую очередь, динамичными и визуальными. Первыми литературными киноработами я могу назвать цикл «Соприкосновение миров» – это серия небольших историй, киноновелл, в которых происходят встречи случайных попутчиков, в них проявляется искренность и благодаря этому в жизни героев что-то меняется к лучшему. Главная тема и в этом цикле, и в полнометражном проекте «Я приду» – это преодоление сложной жизненной ситуации, проявления таких подлинных чувств, как любовь, самоотверженность, желание помочь другим. Мне, вообще, интересны люди и обстоятельства, в которых могут проявляться лучшие личностные качества.
Процентов пять моих сценариев снято или запускается в производство, это если считать и черновики, которые даже еще не дописаны. На данный момент по моим текстам снято более десяти короткометражных проектов, один из недавних фильмов был снят в Норвегии.
Через кино мы видим автора, его личность, чувствуем его переживания и то, как он рассказывает нам об этом. У зрителя есть чутье. Нужно, чтобы верилось, что творец рассказывает искренне, чувственно, тогда получится хорошая картина.
Я считаю, что татарстанское кино должно быть простым и при этом поэтичным. Через фильмы нужно рассказать истории, которые происходят именно внутри Татарстана, в его особенных условиях, это важно для того, чтобы подчеркнуть идентичность региона. Также важно, чтобы кино было качественным, ведь занимаясь съемками кино в республиках, мы представляем регион на уровне страны, а затем и на международном уровне. Чем выше будет качество работы над фильмами, тем больше нашим кино будут интересоваться. Это значит, что авторы будут получать больше ресурсов и возможностей, чтобы развивать его. У нас в республике есть талантливые режиссеры, кинооператоры, сценаристы, здесь много профессиональных кинематографистов.
Я преподаю в Казанском государственном институте культуры на факультете кинематографии и телевидения и принимаю непосредственное участие в подготовке будущих кадров. По моим сценариям снимаются фильмы, которые впоследствии принадлежат Республике Татарстан. Я, надеюсь, что будет снято еще много работ, так как готовые сценарии у меня уже есть. Бывают моменты, когда покидает вдохновение. Это обычно случается, когда у человека снижается осознанность, чаще всего это происходит из-за каких-то несчастий или переживаний. Чтобы вернуть веру в себя и дело, я приступаю к работе постепенно, маленькими шагами начинаю раскачивать инерцию творчества, и вдохновение приходит само во время процесса. Мой девиз звучит так: «Меньше имей, но будь больше». В этом смысл минимализма – это стиль жизни, в котором главное не погоня за материальными ресурсами, деньгами и карьерой, а внутренний рост, поиск ответов на вопросы, которые заданы каждому при рождении.
Когда человек идет к какой-то цели, он может идти двумя путями. Первый путь – уход от страха, когда мы делаем что-то из-за боязни. Второй – по зову сердца. Нужно отказываться от тех путей и действий, которые продиктованы страхом, а держаться только за те, которые идут от души, от подлинных внутренних потребностей.
Нураева Марина Радиковна родилась 3 апреля 2000 года в Подмосковье. В 2017 году поступила в Казанский государственный институт культуры на факультет туризма по специальности «Визуальные коммуникации». Вместе с одногруппниками ведет студенческую газету, где публикуется информация о жизни в институте, о Казани.
Павел Москвин, выпускник КазГИК, кинорежиссер, сценарист, победитель III Питчинга кинопроектов и VI Открытого республиканского конкурса сценариев.
Как-то раз весной 2018 года я ездил на поезде из Москвы в Казань, чтобы встретиться со своей девушкой. Решил по пути почитать газету и случайно наткнулся на стихотворение фронтовика. Оно произвело очень сильное впечатление на меня. Я оторвал страницу и забрал ее с собой. Я много думал об этой истории и решил снять по ней фильм.
Главный герой потерял во время боевого отступления солдатскую шапку. А, по уставу, солдату нельзя быть без шапки. Поэтому однополчане предложили ему вернуться на поле боя и снять шапку с мертвого. Герой возвращается, попадает под снайперский обстрел, прячется в кустах. В реальной истории снайпер забыл про героя и тот вернулся в роту с шапкой. В своем сценарии я добавил драматизма, трагедии: поставил героя в более сложные обстоятельства. Старшина отправляет его на поле под угрозой трибунала. Я усложнил ситуацию: добавил раненого товарища, который во время отступления получил пулю. И вот, ключевой момент: он подходит к нему, чтобы снять шапку, а тот еще живой. Также, чтобы скрыться от взора снайпера, герой вместе с товарищем ждет глубокой ночи. Но вот беда: немцы за ночь сдвинули линию фронта. Вместе они ползком добираются до поля боя и случайно оказываются в тылу врага. Но в итоге – счастливый конец: они нашли своих. Сценарий я назвал так же, как называлось стихотворение.
Съемки фильма начнутся в сентябре, а примерная дата выхода – 30 ноября. На создание этого проекта нам дали грант в размере 500 тысяч рублей из фонда Президента РФ. Это только часть финансирования, которая крайне мала. Поэтому нам необходимо больше средств для реализации этого фильма. Это короткометражный фильм, такие фильмы снимаются, чтобы проявить себя, например, на «Кинотавре», где проще выступить с короткометражкой. Если вы посмотрите записи прошлых годов, то вы заметите, что именно короткометражные фильмы дают некий толчок для всего кинематографа. В тех же Каннах российские короткометражки часто участвуют, а полнометражным фильмам очень тяжело пробиться. Там не найдешь случайных имен никогда. Всегда участвуют картины Звягинцева, Серебренникова, которые друг с другом уже взаимосвязаны.
В моем фильме «Пустота», который я снял ранее, тоже военная тема. Но это случайность. Есть две вечные темы в кино. Всегда интересно смотреть на войну и на любовь. Отмечу, что война присутствует почти в каждом фильме, которую рассматриваю в качестве конфликта. Например, война между влюбленными, между семьями. Также я еще очень хочу поэкспериментировать, а в короткометражном фильме ошибки не так страшны. Конечно, «Пустота» мне лиже, чем «Солдатская шапка», она более личная для меня. Есть даже некая связь, схожие моменты между мной и главным героем.
Сам я стараюсь сейчас смотреть в основном российские фильмы. Если говорить о проектах прошлого года, я бы выделил фильмы «Война Анны» Алексея Федорченко, «Сердце мира» Наталии Мещаниновой и «Лето» Кирилла Серебренникова. Меня всегда цепляет внутрикадровый монтаж. Это прием, когда без склейки меняется мизансцена. Использование такого приема говорит о мастерстве режиссера. Есть такие режиссеры, которые нарезают каждый кадр, а я больше люблю, когда тянется один длинный кадр, чтобы он был нескучным.
Я визуально мыслю. У меня есть небольшая проблема, возможно, это заметно в моих работах: я всегда придумываю интересное начало, интересный конец и кульминацию. Но потом бывает сложно их связать последовательно. В связи с этим у меня бывает, что появляется линия, и она ни к чему не приводит, или бывает проседание в планах развития сюжета.
У меня не бывает творческих кризисов. У меня всегда столько историй и сюжетов в голове! До «Солдатской шапки» я планировал много проектов, но я их забросил, потому что вдохновила меня именно она. Я не записываю свои мысли на бумагу, они хорошо хранятся в моей голове. Мне так проще, потому что я мыслю образами. У меня мечта снять фантастику. Только не как «Звездные воины», хочу изобразить что-то на космическом корабле. Также в планах еще один фильм про войну на Кавказе, но я его буду снимать, когда накоплю достаточно денег для его реализации. Но это далеко в будущем.
После «Солдатской шапки» мы планируем снять фильм полностью на татарском языке. Если вы посмотрите татарские фильмы, то вы можете заметить, что преобладает тема деревни, и деревня в них – это место для спасения жизни человека. Я планирую сделать полную деконструкцию: показать, что в деревне жизни нет, поэтому фильм начнется с убийства, и люди бегут в город за счастьем. Я заметил, что татарский язык по звучанию схож с японским или корейским. Также в азиатских фильмах часто присутствует тема мести, и у нас тоже такая будет. Получится такая криминальная татарская история на основе азиатского кино. Кстати, уже написаны начало и концовка фильма.
Наверное, как совет: стоит больше обращать внимание на диалоги. Обязательно надо проводить читки, проверять звучание диалога и его реальность. Ну и самое главное – верить, что возможно все.
Теги: кино культура Кинопоказ идель времякино журнал идель искусство кинопроекты
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев