Константин Шавловский: «Люди из кинематографа страшно не любят поэзию»
В Центре современной культуры «Смена» прошла лекция московского гостя, киноведа, кинокритика и поэта Константина Шавловского. Он рассказал о неразрывной связи кино и поэзии, тонкостях и нюансах соединения этих видов искусств.
В Центре современной культуры «Смена» прошла лекция московского гостя, киноведа, кинокритика и поэта Константина Шавловского. Он рассказал о неразрывной связи кино и поэзии, тонкостях и нюансах соединения этих видов искусств.
Жанр видеопоэзии в нашей стране появился относительно недавно – лишь в конце ХХ века. В число первых авторов вошли Андрей Тарковский, Константин Кедров, Александр Горнон и другие. Первоначально это были простые поэтические вставки в фильмах, однако уже в начале XXI века стали появляться различные конкурсы и фестивали, отдельные творческие коллективы. Пионерами жанра видеопоэзии в России являются Андрей Родионов и Екатерина Троепольская. Вместе они организовали первый специальный фестиваль «Пятая нога» в 2007 году. Об этом рассказал кинокритик на встрече с казанцами.
«Я всю жизнь посвятил кино и понял, что люди из кинематографа страшно не любят поэзию. Если на вступительных экзаменах подобных факультетов люди из комиссии узнавали о том, что студент пишет стихи, то он с вероятностью в 99% не мог попасть на бюджетное место. Многие абитуриенты скрывают тот факт, что они пишут стихи. Как правило, известные режиссеры имеют очень специфичное отношение к поэзии и зачастую ее не знают вовсе», - считает Константин Шавловский.
Но поэзия, в отличие от кино, существует тысячи лет, так почему же она занимает достаточно бледное место в кинематографе?
Большинство поэтов придерживается консервативной позиции. Чтобы сохранить стих в своем первозданном виде, они всячески игнорируют возможности современных технологий. «Очень зря», - возражает Константин Шавловский. Он считает, что именно с помощью кино зритель сможет максимально глубоко погрузиться в мир чувств и переживаний лирического героя. Здесь будет и визуальное, и аудиальное воздействия. Для этого используется множество приемов. Во-первых, видеопоэзия классифицируется на документальную и игровую. В игровой режиссер может воспринимать стих буквально как сценарий, задействовать актеров, можно делать акцент на монтаже или образах. В каждом из способов есть своя доля опасности. Очень важно, чтобы поэт и режиссер работали непосредственно вместе. Только так возникнет действительно интересное, стоящее произведение. Это будет сильно отличаться от обычной экранизации стихотворения, простого изображения текста. Перевод поэтического произведения на кинематографический язык – очень сложная задача.
Как рассказал Константин Шавловский, на Западе жанр видеопоэзии существует уже достаточно давно, а в нашей стране это темные заросли, куда мало кто суется. Особенно мало внимания уделяется современным поэтам. Для многих настоящая поэзия закончилась на Бродском. А видеопоэзия – это рискованный эксперимент. Здесь очень легко провалиться, претерпеть неудачу, получить в свой адрес волну негативной критики, как это часто бывает с экспериментальными проектами. Тем не менее, есть шанс и получить достойное признание. (Например, клип Дарьи Поляковой «Шампанское»).
Резюмируя сказанное, спикер отметил, что на сегодняшний день жанр видеопоэзии утвердился окончательно, но что ждет его в будущем – большой вопрос. Большой интерес он вызвал именно у молодого поколения, жаждущего принести что-то новое в мир искусства. Современность требует короткие метры, клипы и видеоарты. Сегодня востребован синтез искусств.
Фото автора
Теги: культура, смена, штаб, маяковский, угол кино поэзия современная поэзия
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев