Логотип Идель
Интервью

КОРЕЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЧУДО. МОЖНО ЛИ ПОНЯТЬ?

В феврале вышел новый альбом корейской группы BTS, его название можно перевести как «Карта души: 7». Группа побила все возможные рекорды: концертные залы на десятки тысяч человек раскупаются в считанные часы, счетчик YouTube не справляется с работой, а по данным The Pop Hub 2019 года первая часть альбома стала самой продаваемой в мире, опередив даже Билли Айлиш.

В феврале вышел новый альбом корейской группы BTS, его название можно перевести как «Карта души: 7». Группа побила все возможные рекорды: концертные залы на десятки тысяч человек раскупаются в считанные часы, счетчик YouTube не справляется с работой, а по данным The Pop Hub 2019 года первая часть альбома стала самой продаваемой в мире, опередив даже Билли Айлиш. Отношение к этой группе в России очень неоднозначное и очень часто откровенно агрессивное. Проблемы с восприятием музыки BTS в том, что, если ты не фанат, понять, о чем их песни довольно сложно, и на данный момент в популярной культуре это одно из самых сложных и интересных явлений.

1 ПРОБЛЕМА.  Поют на корейском. И дело даже не в том, что нужно перевести с одного языка на другой, проблема в кросскультурном переводе. Традиции корейской поэзии очень древние и сильно отличаются от того, к чему мы привыкли. Во-первых, отличаются очень сильным иносказанием и символизмом (плюс особенности современной цензуры для телерадио- вещания). Во-вторых, у корейцев совершенно другое отношение к Поэту и его месту в культуре. В песне «Микрокосмос» ребята описывают вполне реальную ситуацию – свои чувства, когда они стоят на сцене и тысячи людей вокруг них зажигают лайтстики, помещая ребят как бы внутрь звёздного неба. Так вот что прикольно: сама ситуация нахождения поэта в центре космоса относится еще к средневековой корейской традиции написания хянга (форма корейской поэзии). Написание хянга несет в себе и особую ответственность младшего по отношению к старшим и многое другое, за что сейчас так ценят группу во всем мире.

 

2 ПРОБЛЕМА. В альбоме 20 песен, и вместе они образуют своеобразный разбор семи лет личного взросления исполнителей и одновременно карьеры, так как на момент дебюта самому младшему участнику было только 15 лет. Карта души, которая дала название альбому, прямая отсылка к работам Карла Густава Юнга – предтечи современного психоанализа. Начиная с Intro:  

Persona  и заканчивая Outro: Ego, фанаты группы разбирают один архетип Юнга за другим. В каком-то смысле они делают это самым доступным образом – на живом примере. Преданные фанаты смотрят сотни видео о BTS (это не только песни и танцы, но и многие моменты из их жизни в формате реалити-шоу), они видели их ошибки, их взросление, страхи, попытки довериться аудитории и быть самими собой. Персона представляет собой социальную роль, которую человек играет, выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества, публичное лицо личности. Маски, которые помогают скрывать уязвимые, болезненные места, слабости и недостатки, одновременно могут закрыть и саму личность человека. Для фанатов BTS тема масок, мягко говоря, не новая, группа говорила с ними об этом через различные перформансы прошлого альбома.

3 ПРОБЛЕМА. Аполлоническое и дионисийское и, соответственно, Ницше. Отсылки к Ницше у группы были уже в 2016 г. в клипе «Blood Sweat & Tears», но в этом альбоме все гораздо сложнее. Для Фридриха Ницше дионисийский аспект был способом расширения возможностей познания мира, а сами понятия аполлоническое и дионисийское начала как поиск равновесия между рациональной философией Западных культур и мистикой Востока. Выступления с песней «Дионис» (именно выступления, потому что здесь сложно оторвать текст от танца) BTS одновременно завораживающи и безумны. Песня посвящена самому процессу творчества, как и многое в этом альбоме. Здесь в тексте стирается грань между опьянением алкоголем и опьянением творчеством, что, казалось бы, совершенно не ново для поп-культуры. Ново то, что образ жизни самих участников BTS совершенно не похож на все то, что мы привыкли ждать от богатых и знаменитых участников шоу-бизнеса. Жизнь айдолов – это постоянное самоограничение от секса, еды, новых знакомств, семьи, сна, обычной жизни. Единственная часть жизни, где они могут следовать своим инстинктам без всяких преград и ограничений, – это творчество. Дионис – очень противоречивая фигура. С одной стороны, почти всегда рядом с Дионисом присутствует безумие и потеря контроля. Все, что вам так не нравится в оголтелом фанатизме, все неподконтрольное, что так пугает, – это Дионис. С другой стороны, он объединяет людей, дионисийские состояния души – это застолья, театр, спортивные матчи, народные гуляния и, конечно, концерты BTS. Дионис – это желание идти до самого конца, искренность до последнего предела и, безусловно, страдание. Самих BTS так же сложно представить без мученичества – бесконечное давление, жизнь годами как в реалити-шоу без возможности на ошибку, разрыв с семьей, постоянные травмы, эмоциональные качели после бесконечной любви на концертах.

4 ПРОБЛЕМА. Сопряженность с фанатами. BTS, как и все корейские айдол-группы, очень сильно связаны со своими фан-клубами. На данный момент понятия BTS и ARMY (название их фан-клуба) всегда употребляются вместе. ARMY не просто покупают их альбомы и мерч в обалденных количествах, они – переводчики и в каком-то смысле продюсеры группы. Они вкладывают деньги на свое усмотрение в продвижение группы, раскупая рекламные площадки на дни рождения своих кумиров, ARMY защищают BTS, вступая в полемику со СМИ, хейтерами и самими ARMY везде, где только можно. Но кроме этого, они вкладывают очень много различных смыслов и толкований в творчество BTS, создавая то, что можно назвать Вселенной BTS. В каком-то смысле BTS сейчас что-то типа Linux (операционная система, которую развивают и разрабатывают тысячи независимых разработчиков и компаний). Каждый фотограф, режиссер клипа, современные художники, которые работают сейчас на глобальном арт-проекте Connect BTS, приносят что-то свое. Рамки настолько широкие, отсылок к разным идеям настолько много, что каждый фанат вносит что-то индивидуальное и создается огромное поле различных толкований. Если брать простой пример, то клип, текст песни, танец могут быть как напрямую связаны друг с другом, так могут и кардинально противоречить друг другу, работая все вместе на главную идею песни. Кроме того, есть еще и то, что можно назвать партией ARMY: как правило, фанаты точно знают, что, где и когда они будут петь на концерте, и такие песни как Boy with Luv или «Дионис» вообще сложно понять без их концертного воплощения, потому что фанаты играют здесь очень важную роль. Таким образом, порождая одну из самых больших волн фанатизма в мире, а это диониссийское начало, BTS одновременно преобразуют ее в аполлоническое через свои песни, организуя и сдерживая. Согласитесь, занудно, но очень интересно.

фото из открытых источников

 

Теги: казань, городска культура, мэрия время, культура, журнал "Идель"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев