Миром правит фейк
Наступили странные времена. Нас со всех сторон пытаются убедить, что черное – это белое. Во все времена встречаются ворчуны из разряда «в наше время трава была зеленее…» Но сейчас грех не поворчать – сегодня миром правит фейк.
Наступили странные времена. Нас со всех сторон пытаются убедить, что черное – это белое. Во все времена встречаются ворчуны из разряда «в наше время трава была зеленее…» Но сейчас грех не поворчать – сегодня миром правит фейк.
«Фейк» в переводе с английского – «обман, имитация, фальсификация, подлог, подделка, фальшивка». Сегодня это самое модное слово. «Подделка для тебя правда. Как маргарин — масло для людей, которые не пробовали настоящего масла». Так говорит Джулия Лэмберт – героиня произведения Сомерсета Моэма с говорящим для нас названием «Театр». Роман написан в 30-х годах прошлого века, а фраза звучит так, будто сказана нынешней публикой в адрес нерадивого режиссера, певца или художника.
Фейк проник всюду, его перестали стесняться, он везде - от политики до еды. Имитация правит миром: фейковые новости, достижения, искусство, правосудие, спорт, творчество, культурные ценности, древние шедевры и так далее. Наверное, определенную часть общества это устраивает или ей все равно.
До недавнего времени считалось, что искусство должно пробуждать в человеке высокие чувства, очищать его духовно, вдохновлять. Это о Рафаэле с Микеланджело, Бахе с Моцартом, Гете с Чайковским, Шекспире и иже с ними. Потом появился «Черный квадрат». Пожалуй, в России это был первый фейк, поднявшийся на столь высокий уровень. Сегодня есть мнение, что художник в гневе закрасил то, что не получилось, а потом, шутки ради, выставил это на продажу.
Киношлак – бесконечные слюни о золушках и тупые «кинокомедии» занимают одно поле с фильмами Говорухина, Балабанова, Муратовой, Захарова. Слабые художественные полотна авторы объясняют словами «я так вижу» и умудряются загонять «ценителям настоящего искусства» по непристойно высоким ценам. Театральные постановки, от которых тошнит любого здравомыслящего человека, выдают за тонкий вкус и неординарный взгляд режиссера.
Самый громкий фейк наших дней – Кирилл Серебренников. Для начала процитирую Григория Ипатова, чью статью нашла в интернете: «Я сичас адын страшный вещ скажу: Серебренников – бездарь. Бездарь-паразит, который существует только за счет охмурения госбюджета, а вне дотаций из Минкульта был бы никем и ничем. Но меру он потерял и жадность фраера сгубила». Это было бы полбеды, если бы похабщина, которую он ставил, не выдавалась бы за искусство. И ведь внушалась эта мысль настойчиво, минкультовские чиновники спонсировали этот кошмар из госбюджета, организовывали загрангастроли, завалили деньгами «творца», коллеги – актеры пели немыслимые дифирамбы, которых, наверное, так и не услышали за свою жизнь по-настоящему великие режиссеры.
Есть такое понятие – Окно Овертона. Термин употребляется обычно в контексте социальных, политических, экономических преобразований. Смысл этой теории – манипуляция общественным сознанием. Фишка в том, что необходимо убедить большую массу людей, что черное – на самом деле белое. Делается это в несколько этапов. И здесь, что называется, о наболевшем.
«Возьмем, к примеру, гомосексуализм. Если это явление и существовало в предыдущие века, то оно, как минимум, считалось постыдным. Однако во второй половине XX и в начале XXI веков общество могло реально наблюдать, как действует Окно Овертона. Сначала в СМИ стали появляться многочисленные публикации о том, что гомосексуализм – это если и отклонение, то естественное. Ведь мы же не осуждаем чрезмерно высоких людей, так как их рост обусловлен генетикой. То же самое, как писали журналисты, происходит и с гомосексуальным влечением. Затем стали появляться многочисленные так называемые исследования, которые доказывали тот факт, что гомосексуализм является естественной, хоть и непривычной стороной человеческой жизни. Проходили годы, а Окно Овертона продолжало выполнять свое назначение. Вскоре стало выясняться, что многие выдающиеся представители человеческой культуры были сторонниками однополых отношений. После этого в СМИ начали появляться признания политиков, шоу-звезд и других заметных людей в своей гомосексуальности. В конечном счете, теория Овертона сработала с потрясающей точностью: то, что еще 50 лет назад считалось немыслимым, на сегодняшний день является нормой. Женоподобные мужчины с бородами в обтягивающих колготках и кружевном белье заполонили собой буквально все медийное пространство. И теперь во многих развитых странах считаться гомосексуалистом не только нормально, но и престижно. Ты можешь стать победителем крупного мирового шоу только потому, что твой образ идеально вписывается в один из шагов окна Овертона, а не благодаря своему таланту», – читаем на сайте «Что-Как.рф».
Ничего не напоминает?
Великая Майя Плисецкая, будучи истинным гением танца, прошла не только через всемирное обожание – ей всего досталось, хулы в том числе. На одной из встреч со зрителями, которую транслировал канал «Культура», она говорила, что, если вы не понимаете танец, значит, вам врут и это все не настоящее. «Люди, не верьте! В настоящем танце все должно быть понятно! В искусстве не важно “что”. Самое важное – “как”. Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало – тогда это настоящее, иначе никак».
Еще один вопрос – зачем? Зачем в балете «Нуриев» того же Серебреникова оголенные чресла? Зачем в гоголевских «Мертвых душах» толпа гомосексуалистов? Зачем на сцене обнаженка? Зачем браться за бессмертную классику со своим «новым прочтением»? Зачем пачкать то, что долгие времена будит в зрителе то самое «разумное, доброе, вечное»? Зачем эта грязь?
Татарстан по отношению к Москве и Петербургу – провинция. И в данном случае это нам в плюс. Мы пока спокойно ходим в театры на классику, не переживаем за детскую психику, отправляя школьников в культпоход. То ли республика мусульманская и есть свои внутренние ограничители. То ли действует сила инерции: крепко держимся за патриархальные ценности не потому, что консерваторы, а потому что предлагаемое новое интуитивно отторгается.
Та пена, которая накрыла культурное пространство двух российских столиц, идет в нашу сторону. Пока медленно. Но, что настораживает, все-таки идет. Уже сегодня местные театралы недоумевают, почему у нас вдруг стали появляться странные постановки, которые их создатели выдают за искусство, причем, высокое.
Мы, Татарстан, еще держимся. С удовольствием ходим на Славутского и Бикчантаева, «достаем» билеты на Нуриевский и Шаляпинский фестивали. Мы знаем, что там нас не испугают «новым прочтением», что не придется закрывать глаза и с криком «содомиты!», как герой одного модного сериала, бежать со спектакля.
Но, похоже, Окно Овертона открылось и в искусстве.
Кто его закроет?
Теги: театр литература искусство фейк
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев