Логотип Идель
Интервью

Мы из ДЖАЗА!

Так может сказать любой студент кафедры музыкального искусства Казанского государственного института культуры. Казань продолжает советские традиции по развитию джазового искусства, хотя в XXI веке она и потеряла престижный статус джазовой столицы страны. Но джаз-то жив! Элитная музыка не только не лишилась своих почитателей – это направление сегодня прирастает профессионалами – джазистами с высшим музыкальным образованием, которое они получают в знаменитом институте культуры.

Так может сказать любой студент кафедры музыкального искусства  Казанского государственного института культуры. Казань продолжает советские традиции по развитию джазового искусства, хотя в XXI веке она и потеряла престижный статус джазовой столицы страны. Но джаз-то жив! Элитная музыка не только не лишилась своих почитателей – это направление сегодня прирастает профессионалами – джазистами с высшим музыкальным образованием, которое они получают в знаменитом институте культуры.

«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» ДЖАЗОВОЙ КАФЕДРЫ

 В 2003 году Ученый совет Казанского государственного университета культуры и искусства (ныне КазГИК) создает на базе кафедры фортепиано новую - кафедру эстрадно-джазовой музыки. С этого года и начинается история джазового образования в Татарстане, хотя в прошлом веке Казань и носила негласный, но почетный титул джазовой столицы страны. 

Титул достался древнему городу не просто так: именно здесь, в Казани, всесоюзную популярность обрели великие музыканты, чьи имена известны даже тем, кто не считает джаз своей музыкой: Олег Лундстрем, Виктор Деринг, Анатолий Василевский, Игорь Зисер, Равиль Садыков, Лев Шер, Леонид Янков, Николай Филиппов. Эти люди не только составили славу джазовой Казани, но и «присвоили» ей тот самый, столичный, титул. 

До 2008 г. кафедра готовила только выпускников для инструментальных оркестров. С некоторых пор здесь начали  обучать еще и вокалистов эстрадного направления. 

А тогда, в теперь уже далеком 2003, в Казань пригласили звезду отечественного джаза: Игорь Бриль прибыл в Казань на первую аккредитацию выпускников новой кафедры. Такое повышенное внимание казанцев к персоне Бриля неслучайно: в свое время он помогал зарождаться джазовому образованию в нашей стране. Именно Бриль стал первым джазменом-профессором в Российской Академии музыки, он преподавал в училище им. Гнесиных. ИГОРЬ БРИЛЬ ВЫСТУПАЛ НА ОДНОЙ СЦЕНЕ С ТАКИМИ МИРОВЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ В ДЖАЗОВОМ МИРЕ, КАК БОББИ ХАТЧЕРСОН, МАЙКЛ БРЕККЕР, ДИЗЗИ ГИЛЛЕСПИ. 

Именитый джазмен дал казанской кафедре положительную профессиональную оценку, добавив при этом: «Было бы неплохо, если бы на одной кафедре учились и вокалисты, и инструменталисты эстрадно-джазовой музыки». Так и случилось, а Игорь Бриль с тех пор считается «крестным отцом» новой кафедры.
 
НЕ СУРРОГАТНОЕ МАСТЕРСТВО 
Бывший заведующий кафедры эстрадно-джазовой музыки, заслуженный работник культуры РТ, кандидат педагогических наук Загид Ажимов спокоен за свою кафедру, так как здесь до сих пор обучают настоящему, подлинному, а не суррогатному мастерству: «Я работаю здесь очень давно, с прошлого века – с 1978 года. Окончил консерваторию, потом аспирантуру и был сюда направлен в качестве преподавателя.
Наша кафедра сформировалась 18 лет назад. Вообще внимание к эстрадной музыке, к джазовому направлению не случайно. В свое время было модно слушать компакт диски с джазовой музыкой, много выпускали видео- и аудиоматериалов, вот и в нашем институте открыли отделение эстрадного исполнения. Конечно, ученый совет во главе с ректором не могли упустить такую возможность, как открытие новой специальности для молодежи Татарстана. Джазовое образование стало востребовано.

 Сначала новая кафедра была всего лишь отделением, через короткое время, оно переросло в кафедру эстрадно-джазовой музыки и стало самостоятельной единицей. Передо мной стояла непростая задача: надо было подобрать хорошие кадры, сформировать крепкий преподавательский коллектив. Нужны были не просто преподаватели, а те, кто обучал мастерству именно в джазовом направлении, те, кто владел импровизационным методом в игре на инструменте, имел педагогический подход, разработал свою методику. 

У истоков образования нашей кафедры стояли такие известные музыканты, как Анатолий Василевский, Александр Шураев, Рустем Утэй, Лилия Чугунова и многие другие. На кафедре были собраны самые лучшие педагоги нашей республики. Надо сказать, что в то время только в Казани обучали на джазовом направлении, в ближайших регионах ничего подобного не было. Сейчас, может быть, и начинают где-то открывать такие специальности. А наша кафедра эстрадно-джазовой музыки давно себя оправдала, показала прекрасные результаты и сегодня имеет четкие перспективы развития. ПОСЕЩЕНИЕ ИГОРЕМ БРИЛЕМ НАШЕГО ИНСТИТУТА МОЖНО СЧИТАТЬ ИСТОРИЧЕСКИМ НЕ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО НАШИХ ВЫПУСКНИКОВ БЛАГОСЛОВИЛ ВЕЛИКИЙ МУЗЫКАНТ: ЕГО ОБЩЕНИЕ СО СТУДЕНТАМИ СПОСОБСТВОВАЛО ТОМУ, ЧТО НАШИ ВОКАЛИСТЫ ТЕПЕРЬ ПОЮТ НЕ ПОД «МИНУСОВКИ», А ПОД ЖИВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА.

И это немаловажно для певца: все-таки живое исполнение - оно и есть живое, не суррогатное. Так что пожелания Игоря Бриля, а главное, его авторитет сыграли положительную роль в формировании этого направления в Казани. 

Сейчас к нам, на кафедру, приходят работать наши выпускники, которые уже достигли определенного статуса в своей творческой жизни. Например, это наши доцент кафедры Рушана Мирная и преподаватель Андрей Казанцев».

ДАЕШЬ ПРОПАГАНДУ! ДЖАЗОВУЮ
 Загид Ажимов уверен: сегодня в Татарстане – и России в целом – не хватает джазовой пропаганды. Поэтому молодежь уходит к низкопробным исполнителям, а джаз продолжает считаться элитарной музыкой. А ведь все можно изменить. В 2020 году кафедру эстрадно-джазовой музыки объединили с кафедрой  музыкально-инструментального искусства, так сказать, все музыканты и исполнители теперь в одной системе. Под системой понимается симбиоз инструментов и вокалистов. То есть сейчас на факультете Высшей школы искусств обучаются студенты народного исполнения и эстрадно-джазового. Студентов обучают игре как на народных инструментах, так и на эстрадных. 

С приходом нового ректора в Казанском государственном институте культуры  кафедра поменяла своего заведующего.

 «Я считаю, что джаз – это больше элитарная музыка, то есть музыка для определенной группы слушателей, не для всех. В основном, молодые люди слушают современную попсу. У нас в республике не хватает пропаганды джазовой музыки. Было бы прекрасно, если бы было больше джазовых концертов, различных открытых выступлений. В Казани существует эстрадно-джазовый оркестр при Казанской филармонии. Но, в принципе, у нас профессионального джазового коллектива-то и нет. А раньше все это было: только в Казани существовало около 20 джазовых оркестров! Потом, со временем, в связи с известными изменениями в нашей стране, все как-то поменялось. Джаз ушел на второй план. А сейчас, видимо, все воссоздать непросто. Для этого нужны сильные профессионалы, педагоги». 

А вот у доцента кафедры музыкального искусства КазГИК Раушании Мирной иное мнение. Она считает, что современная молодежь интересуется джазом. И достаточно активно.

 По ее словам, в этом году среди абитуриентов, подавших заявление в институт на эстрадный вокал, был большой конкурс - пять человек на место. Ребята при поступлении азартно борются за место на кафедре: они понимают, что это очень перспективное направление в институте. Конечно, Мирная согласна, что джаз – элитарное искусство. Но фестивали, которые проводятся в Казани, тот же «Джаз в усадьбе Сандецкого», собирает огромное количество слушателей. А это один из главных показателей того, что молодежи джаз все-таки интересен и нужен, уверена Раушания Мирная. 

К слову, сама Мирная поступила на факультет музыкального искусства в 2003 году. Тогда в институте культуры народная артистка РФ и РТ Винера Ганеева открыла первый набор в группу эстрадно-джазового пения. 

По словам Мирной, она сама является самым «старым» участником процесса становления кафедры. Позже к ним присоединилась Альфия Вознесенская – уникальный специалист, который и сегодня работает с творческими коллективами кафедры. В процессе учебы студенты кафедры очень много практикуются, выступая на различных
фестивалях. Многие становятся лауреатами престижных конкурсов. У кафедры музыкального искусства есть и свои международные конкурсы: «Огни Казани» – узкоспециальный конкурс эстрадно-джазовой музыки и «Музыкальный форсаж», на участие в котором ежегодно подают свыше трехсот заявок со всего мира. На все эти фестивали приглашаются маэстро джазовой музыки в России: Игорь Бриль, Роман Столяр, Сергей Манукян и другие. 

Студенты-джазисты выступают и на всех городских мероприятиях, которые организует и проводит мэрия Казани. 

Загид Ажимов считает, что студенты, пока есть возможность, должны везде себя попробовать – выступать как можно чаще и на самых разных площадках, потому что после окончания вуза исполнительство, как правило, уходит на второй план, и все силы отдаются преподаванию.

 Направление эстрадно-джазовой музыки Казанского института культуры уникально в своем роде: ей нет конкурентов во всем Приволжском федеральном округе: ни в одном регионе Поволжья не готовят джазовых специалистов. Лишь Чувашия отчасти может претендовать на статус конкурента. Но там, по словам Ажимова, джазу в государственных музыкальных вузах не обучают.

Я Б В ДЖАЗМЕНЫ ПОШЕЛ – ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ! 
Тех, кто собрался шлифовать свои джазовые навыки в вузе, с радостью ждут в институте культуры на специальной кафедре. Но напоминают, что абы кого с улицы, не возьмут. 

ПРЕТЕНДЕНТАМ НА ЗВАНИЕ СТУДЕНТА НУЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ИМ ПРИДЕТСЯ ПРОЙТИ ТВОРЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ, ГДЕ НУЖНО ПОКАЗАТЬ СВОИ ТАЛАНТЫ: ВОКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ЧИСТОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ, ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ В ТОНАЛЬНОСТЬ, УМЕНИЕ ПЕРЕДАТЬ ХАРАКТЕР ПРОИЗВЕДЕНИЯ. 

Естественно, что у абитуриента должно быть базовое музыкальное образование – колледж или школа. Но если вы реально талантливый – этакий самородок, то, возможно, вас возьмут и так, без музыкальной базы. На кафедре музыкального искусства есть всего шесть бюджетных мест на инструментальное исполнение и пять - на эстрадно-джазовый вокал. Кончено, как и везде, есть коммерческая основа: обучение за деньги обойдется в 235 тысяч рублей в год.

ХОЧЕШЬ ПЕТЬ – УМЕЙ ВЕРТЕТЬСЯ 
Студенты-вокалисты, как правило, по окончании вуза работать преподавателями. И неспроста: в нашей республике нелегко найти работу музыканту-джазисту, так как слишком мало творческих джазовых коллективов.

 А вот студентов-инструментников можно привлечь, например, в любой оркестр: в оркестр филармонии, в городской джазовый женский оркестр. А у вокалистов нет никаких коллективов на государственном уровне. Поэтому кто-то работает в музыкальных образовательных учреждениях России, а кто-то создает свои студии вокала. Или, например, дает концерты на круизных лайнерах, в ресторанах. То есть ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, ВЫПУСКНИКАМ-ВОКАЛИСТАМ ПРИХОДИТСЯ ВЕРТЕТЬСЯ. Но в вузе считают, что абсолютно все выпускники находят себе применение именно по полученной специальности – в той или иной степени.

 Инструменталистам в принципе легче найти работу: сфера применения их навыков значительно шире. Они – уникальный товар, на которого всегда найдется покупатель. 

ВЫПУСКНИКИ КАЗАНСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ  ОБУЧЕНИЕ – И ИНОГДА РАБОТАЮТ В США, ШВЕЙЦАРИИ, ГЕРМАНИИ. Например, выпускник Даниэль Морено сейчас преподает в Колумбии. Барабанщик Андрей Казанцев, который не просто известен, но и востребован по всей России, сейчас будет преподавать на кафедре музыкального искусства Казани. Есть ребята, которые играют в кавер-группах. В любом случае выпускники остаются в этой профессии. Еще одна выпускница – Альбина Казыханова, которая выступает в кавер-группе «Ямле», работает преподавателем в Академии Игоря Крутого.
 
В ПОГОНЕ ЗА МУЗЫКОЙ! 

Выпускник профиля «Инструменты эстрадного оркестра» Роман КУБАРЕВ:

 «Я учился у прекрасного преподавателя Рустама Муллина, этот человек был моим наставником, и я безмерно ему благодарен. Он направлял меня в учебе и воспитывал тягу к постоянному развитию. Очень важна сама атмосфера учебного заведения: параллельно со мной училось огромное количество музыкантов, у которых, как и у меня, была одна цель – развиваться. И все мы старались расти в дружеской конкуренции. Сейчас я преподаю гитару в частной школе рока, работаю на мероприятиях в составе различных музыкальных групп. Занимаюсь авторским творчеством с группой, записываю альбомы: в сентябре планируется выход очередного альбома. Также в планах небольшой сольный околоджазовый инструментальный альбом. В целом, ПРОЦЕСС УЧЕБЫ В ИНСТИТУТЕ ЗАНИМАЕТ ВАЖНОЕ МЕСТО В МОЕЙ ЖИЗНИ, Я ПРИШЕЛ ТУДА В ПОГОНЕ ЗА МУЗЫКОЙ И ВЫШЕЛ ОТТУДА СОВЕРШЕННО ДРУГИМ МУЗЫКАНТОМ. Продолжаю заниматься, изучать новое, продолжаю двигаться вперед. После окончания института путь только начинается! Я благодарен институту за годы, проведенные в нем, и особенно преподавателям по специальности».

Ляйсан МУХИЕВА, выпускница профиля "Эстрадно-джазовое пение" : 

«Окончив 9 классов общеобразовательной школы, я поступила в Казанский музыкальный колледж им. Аухадеева. По окончании колледжа поняла, что мне необходимо получить и высшее образование. Поэтому, долго не думая, выбрала наш Казанский государственный институт культуры. Почему туда? Во-первых, я знала, что на кафедре эстрадно-джазовой музыки преподают очень сильные, поистине профессиональные педагоги. При моем выборе дальнейшего места обучения это было одним из главных критериев. Во-вторых, многие мои знакомые, друзья и коллеги, кто учился здесь на тот момент, рассказывали, насколько там увлекательно, весело и интересно. Так и оказалось! На первом курсе у нас состоялся День первокурсника, который навсегда останется в моей памяти. Месяц подготовки, утренних, дневных и ночных репетиций, нескончаемого смеха, знакомства с интересными личностями с параллельного курса... Было, и правда, очень круто. После моего сольного выступления на этом празднике я получила нескончаемые, громкие овации и крики «браво». Мне было очень приятно впервые выступить на сцене концертного зала КазГИК, с тех пор я очень полюбила эту сцену, и последующие выступления в этом зале были для меня незабываемыми. Сейчас я продолжаю свою вокальную карьеру, пишу музыку, выступаю на различных мероприятиях, а также открыла собственную студию и преподаю вокал всем тем, кто хочет научиться красиво, а главное, правильно петь! За это ещё раз благодарю любимый институт: именно благодаря сверхпрофессиональным педагогам, я научилась не только петь, но и понимать, чувствовать и управлять своим телом для идеального звучания. Теория музыки, актерское мастерство, сценическая речь, гармония, сольфеджио просто необходимы для певца. Я была в восторге от этих предметов! Теперь же все полученные знания я применяю к своим ученикам, и это поистине здорово! Особую благодарность я бы хотела выразить своему любимому педагогу по вокалу Раушание Мирной. Она открыла для меня новый мир вокала и сумела раскрыть во мне мои скрытые возможности. А будущим студентам направления подготовки «музыкального искусства эстрады» я желаю главного – упорно стремиться к своей цели. Берите от этих замечательных четырёх лет обучения всё, что сможете, впитывайте в себя всю информацию, она вам определенно понадобится! Желаю успехов!»

Андрей КАЗАНЦЕВ, выпускник профиля «Инструменты эстрадного оркестра»: 

«В этом году я окончил магистратуру на кафедре музыкального искусства. И дальше планирую преподавать на своей родной кафедре. Я барабанщик. Когда-то в свое время мы выступали и давали концерты. У нас было трио: Андрей Руденко (фортепиано), Даниэль Морено (бас-гитарист), и я (барабаны). Вообще, я закончил медицинский, но потом понял, что музыка – это мое призвание, и поступил в КазГИК».

«ОСТАНОВИЛСЯ, ЗНАЧИТ, УМЕР» 

Это девиз кафедры музыкального искусства. 

«Наша кафедра музыкального искусства образовалась недавно. И сегодня у нас очень много направлений в образовательном процессе: мы учим и играть, и петь. Поэтому работает огромное количество прекрасных педагогов. В течение одного только года наша кафедра проделала значительную работу, мы уже становились победителями престижных фестивалей и конкурсов, а наши преподаватели постоянно давали мастер-классы по всей России. В БУДУЩЕМ МЫ ПЛАНИРУЕМ ТОЛЬКО РАЗВИВАТЬСЯ И ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД, ПОТОМУ ЧТО НАШ ДЕВИЗ: «ОСТАНОВИЛСЯ, ЗНАЧИТ, УМЕР». Наши преподаватели – прекрасные исполнители, поэтому мы хотим выйти на международную сцену. Мы планируем сделать серию концертов для привлечения абитуриентов, выводить на сцену как можно чаще наших студентов. Вообще, У НАС НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ: СОЗДАТЬ АНСАМБЛЬ ГАРМОНИСТОВ И БАЯНИСТОВ НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ, СОЗДАТЬ СОВРЕМЕННЫЙ АНСАМБЛЬ САКСОФОНИСТОВ. Также еще хотим сделать эксперимент: студенты магистратуры в этом году будут играть на всех инструментах. Мы хотим сделать некий концерт-синтез: студенты из джазового направления возьмут в руки инструменты в народном русском оркестре, а студенты из народно-русского оркестра будут играть на джазовых инструментах», – поделился перспективными планами заведующий кафедры, заслуженный артист Республики Татарстан Наиль Сагдиев.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев