Логотип Идель
Интервью

На что Зулейха открыла нам глаза?

На канале Россия 1 закончился показ восьмисерийного сериала «Зулейха открывает глаза», снятого по одноименному роману-бестселлеру татарстанской писательницы Гузель Яхиной. Экранизация режиссера Егора Анашкина вызвала множество споров, а ее создателей обвинили в искажении истории. Остаться в стороне и не поставить на себе эксперимент не смогла и я: понравится или нет?

На канале Россия 1 закончился показ восьмисерийного сериала «Зулейха открывает глаза», снятого по одноименному роману-бестселлеру татарстанской писательницы Гузель Яхиной. Экранизация режиссера Егора Анашкина вызвала множество споров, а ее создателей обвинили в искажении истории. Остаться в стороне и не поставить на себе эксперимент не смогла и я: понравится или нет?

Скажу сразу, я не была знакома с сюжетом до просмотра сериала. В 2015 году волна с романом прошла мимо меня: не знаю почему, но в книжных магазинах я всегда обходила эту книгу стороной. Сериал же начала смотреть по интернету ради интереса в тот момент, когда по телевизору уже транслировалась четвертая серия. Тогда я и представить не могла, что за историей Зулейхи я буду следить уже практически беспрерывно. Да, сюжет сериала затянул, но обо всем по порядку.

Все началось с того, когда в один из вечеров мы разговаривали по телефону с родственницей. «Долго не могу говорить, сейчас новая серия сериала начнется», –заявляет она. На вопрос о том, нравится ли он ей, отвечает: «Печальный же, поэтому и смотрю». Смотреть, потому что печальный?! Интересно!

В первой серии нас встречает татарская деревня 1930 года под названием Юлбаш. Быт татар продемонстрирован реалистично – расположение изб, скот и костюмы актеров создают нужную картинку. Зулейха Валиева (Чулпан Хаматова) живет с мужем Муртазой (Рамиль Сабитов) и слепой свекровью Упырихой (Роза Хайруллина), которые всячески издеваются над ней. Детей у героини нет – четыре дочери умерли в младенчестве. Тут же появляется красноармеец Иван Игнатов (Евгений Морозов), который убивает Муртазу, а Зулейху с другими жителями деревни арестовывает и отправляет в ссылку. Ощущения от первой серии, что называется, два в оном: и отвращение (не только из-за откровенных сцен), и интерес. Главная героиня не вызывает жалости, наоборот, хочется действия, чтобы она хоть как-то, но попыталась постоять за себя. Единственная сцена, где она проявляет эмоции и своего рода протест – та, в которой Муртаза убивает корову.

Вторая серия знакомит зрителя с переселенцами, у каждого из которых, как и Зулейхи, своя история. Всем им волей-неволей приходится стать одной семьей. Здесь же можно увидеть сцены сериала, снятые на Кремлевской улице Казани и территории КФУ еще в 2018 году. Мы, студенты, помним это время очень хорошо: дорога возле университета перекрыта, пройти к учебным зданиям непросто, а главный корпус и вовсе приходилось обходить с обратной стороны.

Итог не разочаровал, но, единственное, возникает вопрос: были ли на улицах Казани времен 1918 года современные фонари, которые мелькают в кадре?

В начале сериала Игнатов – революционер, для которого приказ превыше всего. Убеждения и жизненные ценности героя постепенно начинают меняться после знакомства с Зулейхой. На протяжении всего действия герой всеми силами пытается спасти всех тех, от кого отказалась даже страна.

В дальнейшем, рискуя собственной жизнью, он становится для них не просто комендантом, но и кормильцем. Что касается Зулейхи, она выглядит слабой и беззащитной только внешне. Внутри нее – огромный поток силы, который в конце сериала дает ей возможность отказаться от всего – от взаимной любви, искреннего женского счастья и даже от себя. Все это она делает ради счастья сына.

На мой взгляд, у Чулпан Хаматовой и Евгения Морозова сложился хороший дуэт. Им, действительно, хочется верить. Чего только стоят сцены, в которых они разговаривают глазами! Есть в игре Хаматовой и детали, которые меня сильно расстроили. Актриса признавалась, что не разговаривает на татарском языке. Не спорю, это можно понять. Однако, когда ты играешь женщину-татарку, можно и нужно научиться говорить без акцента хотя бы слово «улым».

Несмотря на то, что любовная линия Зулейхи и Игнатова в сериале остается центральной, здесь хорошо прорисованы характеры и героев второго плана.
Лично я для себя выделила еще одну героиню – дерзкую Настасью Котельникову (Юлия Пересильд), сотрудницу ОГПУ, подчиненную и любовницу Игнатова в прошлом.
Любимый для нее – это целый мир, ради которого она готова на все. Чувства Ивана к Зулейхе она распознает мгновенно. «Что, засматриваешься на свою татарочку?», – постоянно спрашивает она у него. Настасья словно ненавидит весь мир, в особенности тех людей, с которыми ей приходится находиться, и, совершив много глупостей, под конец (и сериала, и жизни) и сама становится, по ее выражению, «кулацким отродьем».

События остальных серий разворачиваются вокруг поселка «Семрук» в Сибири, который в течение многих лет своими силами строили выжившие «кулаки». Они прошли многое, чтобы доказать, что чего-то стоят и так же, как и другие, имеют право на жизнь.

«В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым –
Самое высшее в мире искусство».

– эти строки из стихотворения «Черный человек» Сергея Есенина произносит один из жителей поселка. Таких как он называют «кулачьими остатками». Его прогнали с родной земли, но он все равно живет -  пусть и в ужасных, порой невыносимых условиях. Жители «Семрука» стараются жить обычной жизнью: работают, по вечерам выходят на танцы, у некоторых подрастают дети. Новая жизнь – именно так можно назвать и Юзуфа, сына Зулейхи от Муртазы, которому впоследствии Иван Игнатов дает свободу и свою фамилию.

Мой личный вывод: смотреть сериал стоит. Хотя бы из-за впечатляющих природных пейзажей, качества съемки, прекрасной музыки и конечно же огромного труда, вложенного в экранизацию.

Пока одни называют сериал чем-то ужасным и «оскверняющим историю», другие оставляют восхищенные отзывы, предлагая дать ему звание «шикарного художественного фильма».  Мнений много, и у каждого оно всегда будет свое. Радует одно – события, когда-то коснувшиеся нашего народа, не забываются: про них пишут книги, снимают сериалы и активно обсуждают. Только в таком случае о нашей истории будут знать и последующие поколения.
Также предлагаю ознакомиться с данной подборкой мнений:

Руслан Айсин, политолог:
«[…]Это история одного большого предательства. История, которая разворачивается на глазах у нас, живущих сегодня в это смутно-испорченное время, народа, принимающего собственного убийцу за отца родного…
Это история космополитов-манкуртов, это идеологическая мантра для тех, кто бредит либеральным мифом о всечеловеке. О дереве без корней. Это история – напоминание всем тем, кто стоит крепко вопреки давлению циничного времени».

Николай Борисов (пользователь соцсети Фейсбук):
«[…]У каждого художественного фильма существует свой внутренний ритм и у данной картины тоже. Режиссеру Егору Анашкину удалось угадать с динамикой того времени, в кинофильме ритм тягуче безысходный. Жизнь в тягость.
Чулпан Хаматова – Зулейха, как мне виделось, ощущала, жила в том времени.
Мне думается, кинофильм удался во всех отношениях.
Слава Богу, что у руководства республики нашлись средства на создание этой картины. Может быть Зулейха открыла глаза иным не только на исторические события того периода, но и на то, что свой кинематограф необходимо развивать. На самом деле Зулейха открыла глаза нам…»

Назира Суздукова (пользователь соцсети Ютуб):
«Даже если сериал критикуют, он прекрасен! Актерская игра, глаза актеров, диалоги... Естественно, художественный замысел отличается от книги, поэтому сначала сериал смотреть, потом читать. Переживаю за отношения Игнатова и Зулейхи. Эх, как он смотрит на нее... Очень горячо показал любовь к ней. Прекрасная история любви, сложная, неправильная, за гранью ненависти, но в то же время ослепляющая, страстная, вселяющая надежду в такие непростые времена их жизни... Посмотрите сериал! Чулпан Хаматова великолепна!»

 

Теги: татарский язык,фильм, зулейха

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев