Логотип Идель
Интервью

Насур Юрушбаев: Джалилевцев казнили за подрыв всемугощего Рейха!

В декабре автор сдает сценарий игрового полнометражного фильма под рабочим названием «В чем подвиг твой, Муса?» на утверждение в Министерство культуры РТ. Проект должен быть сдан в конце августа 2020 года.

Насур Андарович Юрушбаев родился 20 августа 1961 года в деревне Бакча-Аул Пермской области. Мама – татарка, отец – гайнинский казак, башкир. Учился в бардымской средней школе, затем в сельскохозяйственном техникуме. Служил в армии на китайской границе, на Дальнем Востоке. После работал корреспондентом районной газеты, строителем, поваром в бригаде лесорубов. В 1984–1989 гг. окончил журфак Казанского университета. Женился, в 1989 году уехал в Германию. В 2016 году вернулся на постоянное жительство в Россию, в село Барда Пермского края.

 

Выпускник журфака КГУ 1989 года сегодня – известный свободный журналист, режиссер, сценарист, оператор, который ведет свою деятельность в Германии и России. Поводом для нашего разговора послужил новый его фильм о татарском поэте Мусе Джалиле и его соратниках. Мы встретились в дни, когда Насур работал над сценарием фильма, проводя много времени в Казанских библиотеках, успев собрать огромное количество сенсационных фактов из архивов Германии и России о героях-соотечественниках. Проект поддержан министром культуры РТ и будет реализован в 2019 году.

– Как и почему вы, деревенский парень, оказались в Германии?

– Вы знаете, я уже достаточно давно живу в Германии, хотя сам я с Урала, из Барды, родины публициста Хусаина Ямашева, деда Габдуллы Тукая, популярной певицы Гузель Уразовой. Так получилось, что однажды я спас одну немку на 1 курсе, при этом я даже не знал, что она немка. Однажды, в 1984-м году, я шел по улице Аделя Кутуя со своим другом, Сашей Долгоруковым, была глубокая осень, гололед, и впереди нас шли две девушки. Вдруг одна из них резко поскользнулась и шлепнулась ногами кверху, прямо как Чарли Чаплин. И я, как настоящий джентльмен, помог ей подняться, она поблагодарила меня и убежала с подружкой. Мы с Сашей вошли в общежитие и снова увидели их возле буфета, они разговаривали на немецком языке. Дальше так получилось, что мы с моими друзьями создали небольшую музыкальную группу, и она влюбилась в меня, это было взаимно. Начали встречаться, у нас все закрутилось, в итоге мы решили пожениться. Мы хорошо знали друг друга, она рассказывала, как попала на учебу в наш университет. Их готовили серьезно, почти как разведчиков – отбирали лучших, отправляли в специальный лагерь, где обучали пить водку и материться(!). Поэтому она говорила по-русски хорошо. Когда мы женились, моим условием было то, что мы останемся здесь, в Казани, ведь я деревенский парень с ног до головы, не могу без коней, полей, грибов, я и в Москве-то не был никогда, нечего говорить о Германии. Она согласилась. В 1987 году мы поженились, у нас была безалкогольная «комсомольская свадьба» в ресторане «Нарат» на Лебяжьем, сейчас он уже сгорел. Поскольку я был на два курса младше нее, я доучивался в университете, а она поехала рожать нашего первенца в Германию. Я оставался в нашем общежитии номер три на Аделя Кутуя – мы договаривались, что пойдем в аспирантуру, я – на журналиста, а она – на преподавателя немецкого. Когда родился наш сын Феликс, я поехал его навестить. Когда вернулся в Казань, узнал, что у нас будет второй ребенок. А когда родилась Марианна, я окончил университет и я уехал в Германию на ПМЖ.

– Вдруг передумали оставаться в Казани?

– Мой отъезд выпал на 1989 год, тогда случилась «революция» – развал СССР, падение Берлинской стены, Перестройка, и когда я предложил семье вернуться уехать в Казань, как мы договаривались, жена и ее родители резко воспротивились, и мы остались жить там. Я работал и таксистом, и художником-оформителем, но потом вспомнил, на кого я учился, на что мои родители потратили деньги, и мне стало безумно стыдно, я решил работать по своей специальности. Я ушел с работы, хотя начальник очень не хочел меня отпускать. Однажды встретил на улице трех телевизионщиков, проследил за ними, они зашли в здание саксонского телевидения. Я записал адрес и на следующий день пришел туда. Рассказал о себе и попросился к ним на работу. Секретарша, к моему счастью знавшая русский язык, спросила, что я умею. Я ответил, что все, сделаю что нужно, также у меня есть водительские права, она обрадовалась этому. Тогда их офис закрывался, работников сокращали, поэтому меня взяли на четыре недели волонтером. Мне даже дали куратора, который оказался поляком, он показывал мне каждую кнопку, а их было огромное количество, я все это записывал и сделал дома свой собственный макет камеры, чтобы было легче запомнить. Когда работники уходили на обед, я просил куратора закрыть меня в комнате с техникой, она была вся в моем распоряжении. Уже через две недели мне доверили камеру и отправили одного снимать сюжет, ведь я заменял сразу трех сотрудников. Так у меня получилось добиться больших успехов, и в 2002 году я начал снимать свои фильмы, то есть спустя четыре года после того, как пришел в телекомпанию. Сейчас я живу в Лейпциге и занимаюсь любимым делом.

– Фильм о Джалиле – не первый ваш игровой фильм?

– К этому моменту я уже снял больше двадцати фильмов, большинство из них документальные. В 2017-м году состоялся мой дебют игрового фильма «Отчий дом» (Фильм «Нигез йорт» стал лауреатом Международного фестиваля «Мы вместе» в Турции – прим. ред.). С этим фильмом связана не очень приятная история, где со мной некрасиво поступили. Видите ли, чтобы снять хороший фильм, нужно иметь не только хороший сценарий, но и хорошую команду, это очень важно. К сожалению, моим продюсером оказалась не очень порядочная женщина, она изменила сценарий на свой лад, шла обманными путями, не заплатила гонорар. В основу я положил историю своего родного дома. Мне позвонила сестра и сказала, что дом стоит пустой, женщина, которая там жила, купив у моего брата дом, умерла, и теперь он продается. Я первым поездом примчался из Германии, купил его спустя сорок лет. Той ночью я очень боялся там уснуть, боялся, что приснятся мои родители и будут упрекать, что меня так долго не было. Взял первую попавшуюся книгу почитать и наткнулся на рассказ «Отчий дом». Читая, я уснул, а утром позвонил автору, моему университетскому преподавателю Галимжану Гильманову и попросил разрешение инсценировать его, он был не против. Министерство культуры Татарстана выделило один миллион на воплощение проекта.

– Почему вы решили снять картину о татарском поэте-герое?

– Я заметил, что в его сторону начались нападки, изучил его историю, обошел места, где казнили Джалиля и его сторонников, и там произошло необычное событие. Когда я пришел, не было ни одного человека, ни одного туриста, облака висели прямо над землей, ничего не видно. И вдруг облака раздвинулись, и лучи солнца упали прямо на фотографии Мусы Джалиля и Абдуллы Алиша. Я так испугался, что у меня пошли мурашки, не поверил своим глазам. Потихоньку я вышел, сел на ступеньку и закурил, хотя в таком месте этого делать нельзя. Вдруг передо мной оказались черные ботинки – охранник-немец. Спросил, кто такой, что тут делаю. Я представился, сказал, что татарин из России приехал сюда навестить родственников, извинился, что курю – душа болит. А он сел рядом и тоже закурил (смеется). Немецкий охранник рассказал мне всю историю казни джалилевцев, да еще с такими деталями, которые не вычитаешь ни в одной книге, ведь он работал там всю жизнь. И я решил снять фильм обо всем этом. В июле 2018 года я написал письмо Президенту РТ, где сообщалось, что в следующем году исполняется 75 лет Победе в ВОв, и я планирую снять фильм под рабочим названием «В чем подвиг твой, Муса?». Так сказать, расставить все точки над i, ведь чего только про них не пишут, как только не издеваются. Министерство культуры РТ приняло этот проект и попросило сценарий, и сейчас я работаю над этим, довольно неплохо получается.

– А где вы пишете свой сценарий?

– В основном я сижу в Центральной библиотеке на Вишневского, иногда в библиотеке на Площади Свободы, потому что это самое сердце Казани, иногда бываю в торгово-развлекательном центре в районе Парка Горького. Информации собралось много, непросто все скомпоновать. Стараюсь избежать ляпов – это же всемирно известные люди, личные враги фюрера, фашисты их ненавидели «за подрыв» всемогущего Рейха. Мне очень повезло в том, что я знаю немецкий и могу читать документы в оригинале. Такие сценарии пишутся по три года, но у меня мало времени, поэтому я словно включил вторую скорость. Также постоянно встречаюсь с историками, у меня есть научные руководители – джалиловеды. Они знают очень много нюансов, знают, какие песни пели герои, знают, что те шли на казнь с улыбкой, какие мысли у них были в голове при этом.

– Кто в команде проекта?

– Пока что я собрал самых нужных – генерального продюсера, директора и актеров. У сценария также два редактора – корректор и драматург. Главным продюсером будет Зуфар Хайруллин, очень активный человек, преподаватель. Фильм будет очень большим, это большая ответственность, ведь его увидит огромное количество человек. Я сам установил срок сдачи проекта – август 2010 года, к празднованию Дня Республики фильм должен быть готов. Работы очень много, например, я хочу построить возле Казани декорацию польского лагеря, где содержались легионеры.

– Кто финансирует проект, помимо Министерства культуры Татарстана?

– Из-за нынешних санкций с немцами очень сложно договориться, к тому же, чтобы снять у них фильм, нужно подать заявку на три-четыре года раньше, потому что это очень долгий процесс. Я много работаю, ищу и нахожу могилы наших погибших, татар, башкир. В 1813 году один татарин воевал на стороне саксонцев, я нашел его могилу и ухаживаю за ней, также нашел двадцать четыре могилы пленных татар, землю с которых я привез сюда и отдал родственникам погибших. Одного я нашел даже 9 мая 2015 года, прямо в день Победы. Копаясь в архивах, я обнаружил первую татарскую печатную книгу, ее искали 400 лет. Я привез ее Всемирному конгрессу татар, сейчас она у Минтимера Шаймиева. Он сказал, что в жизни получал много разных подарков, но этот – самый главный. Также я нашел 43 пластинки с татарскими голосами во время Первой мировой войны, тогда немцы выявляли самых талантливых пленников и заставляли их петь, рассказывать что-то, считать до тысячи. Было мной найдено 38 чеканок наполеоновских времен, которые я тоже привез в Татарстан. В этом году министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Германии господин Маас в Берлине дали почетную грамоту моему проекту, памятнику Дружбы народов, было очень приятно.

– Вы занимаетесь общественной работой?

– А кто, если не мы? Я пришел в немецкую гимназию в Лейпциге, отобрал 40 учеников и попросил написать сочинение о том, что для них счастье, а потом поехал в уральский Лейпциг, одноименный город, и поступил также. Когда все было готово, я собрал все 80 сочинений, немецкие сочинения я перевел на русский, а русские на немецкий, собрал в одну книгу, которую увидел весь мир. Хочу повторить такой же проект в Татарстане. Недавно я приехал в свою деревню на Урале, Бакча авыл, пришел к родственникам, и между делом, за чашкой чая, они попросили меня разобрать старые, но очень красивые, деревянные ворота. Я захотел их забрать себе, и родственники не понимали, зачем они мне, но отдали. На следующий день я пошел к мулле и предложил поставить их на въезде в деревню, он был в восторге от моей идеи. Дело в том, что в давние времена на въезде и выезде татарской деревни всегда ставили ворота. Считалось, что на них сидели невидимые ангелы, которые охраняют покой и счастье деревни. Я покрасил эти ворота в красивый зеленый цвет, посмотреть собралась вся деревня. Общими усилиями мы поставили эти ворота за три дня, я написал на них: «Ворота счастья» и оставил их открытыми. Сейчас там посадили кусты сирени, через них проходят молодожены, приезжают сфотографироваться татарские актеры, вешают разноцветные ленты, просят о счастье. В Татарстане уже открыли несколько таких ворот, например, на границе с Ульяновской областью, также они есть в Челябинской области. Вначале все думали, что я сошёл с ума, а потом идея пошла в народ. Это наше корневое.

Теги: кино культура идель история воспоминания журнал идель память

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев