«Науруз» – многоликое единство закулисья
Тюркская языковая семья насчитывает свыше пятидесяти больших и малых народов, вместе составляющих свыше ста семидесяти миллионов человек во всем мире. Широта расселения впечатлаяет: от бассейна реки Колымы в Сибири до восточного побережья Средиземного моря. Современные тюрки исповедуют все религии мира, но помнят о родстве и охотно собираются в Казани на фестивале-форуме «Науруз».
Тюркская языковая семья насчитывает свыше пятидесяти больших и малых народов, вместе составляющих свыше ста семидесяти миллионов человек во всем мире. Широта расселения впечатлаяет: от бассейна реки Колымы в Сибири до восточного побережья Средиземного моря. Современные тюрки исповедуют все религии мира, но помнят о родстве и охотно собираются в Казани на фестивале-форуме «Науруз».
Что роднит тувинцев, частично исповедующих шаманизм, частично буддизм, и православных гагаузов, жителей центральной Европы? Или якуты и азербайджанцы – что между ними общего? Даже у многочисленных тюркских народов Средней Азии, мусульман-суннитов ханафитского мазхаба довольно сильно различаются национальные традиции. Ментальное единство, мелодика языка, древние речевые структуры и пентатоника, нашедшая отражение в устном народном творчестве, объединяет современных тюрок. Тюркский протоязык, возникший в начале первого тысячелетия в предгорьях Алтая, стал лингвистической матрицей и дал толчок к развитию у наших народов фольклора, литературы и искусства, имеющих сегодня общепланетарное культурное значение. Но есть у нас еще одно общее достояние – Науруз. Праздник весеннего равноденствия одинаково почитаем всеми тюркскими народами вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. С 30 сентября 2009 года он включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Начало
С глубокой древности Науруз был тесно связан с театрализованными зрелищами. Поэтому совсем не случайно, в 1989 году по решению Союза театральных деятелей СССР в городе Алматы, тогдашней столице Казахстана, состоялся Первый фестиваль драматических театров республик Средней Азии и Казахстана «Науруз». Разноликость театральных коллективов и многообразие представленных ими на фестивале произведений вызвали большой резонанс у театральной общественности, его успех подтолкнул организаторов к идее ежегодного проведения театрального смотра. В 1990 году Бишкек, в 1991 году Душанбе, и в 1992 году Ташкент поочередно приняли эстафету фестиваля «Науруз». Участие в качестве гостей театральных коллективов из Азербайджана, Турции и Татарстана на фестивале 1993 года в городе Ашхабаде выявило огромный потенциал и необходимость расширения географических рамок, определения нового, более высокого статуса фестиваля, а также объединения под его эгидой театральных культур всех тюркских народов. Фото того времени
Однако распад СССР и последующая глубокая трансформация страны привела к разрыву многолетних культурных связей и прекращению многих творческих начинаний. «Науруз» не проводился затем в течение пяти лет. За это время центрами театральной культуры тюркского мира стали регионы Российской Федерации – Татарстан, Башкортостан, Саха.
Возрождение фестиваля произошло в 1998 году, благодаря инициативе руководителей старейшего национального коллектива России – Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала – Марселя Салимжанова и Шамиля Закирова. Инициативу поддержало руководство Республики Татарстан. Было принято решение о проведении VI Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» в Казани. Чтобы подчеркнуть преемственность форума, была сохранена сквозная нумерация. Фестиваль собрал лучшие коллективы Азербайджана, Казахстана, Турции, республик Средней Азии, были представлены театры Башкортостана, Тывы, Хакасии, Чувашии, Якутии. Гран-при фестиваля был присужден Татарскому государственному Академическому театру имени Галиасгара Камала за спектакль «Ясновидец» по пьесе Зульфата Хакима в постановке народного артиста СССР Марселя Салимжанова. Отныне фестиваль получил «прописку» в Татарстане, статус международного и стал проводиться один раз в четыре года. Фото «Курэзэче»
VII фестиваль «Науруз», который состоялся в 2002 году, подтвердил свой высокий художественный уровень. Ведущие театральные критики Москвы, Санкт-Петербурга, Алма-Аты, Стамбула определили его как культурное событие, задающее парадигму развития общетюркского театрального процесса. Гран-при фестиваля был присужден Крымско-татарскому музыкально-драматическому театру (Симферополь, Украина) за спектакль «Кармен» по новелле Проспера Мериме.
VIII фестиваль тюркских народов «Науруз» состоялся в год празднования 1000-летия основания Казани – 2005-м году. Многоцветье представленных театральных коллективов, богатая именами фестивальная афиша породили общее мнение в среде ведущих театральных деятелей России и зарубежья, что фестиваль театров тюркских народов с каждым разом выходит на качественно новый художественный уровень. Гран-при фестиваля по единодушному решению жюри был присужден спектаклю Фарида Бикчантаева «Черная бурка» по пьесе Георга Хугаева.
IX-XII фестивали «Науруз» стали запоминающимися событиями уже на более широком международном уровне. С 2009 года в афишу были включены спектакли театров кукол, играющих на языках тюркских народов, спектакли традиционных площадных форм, исполняемые на открытом воздухе, а также спектакли гостей фестиваля – театров, приглашенных из стран Европы и Азии. Кроме этого, в рамках фестиваля проводились научно-практические конференции, были организованы круглые столы по актуальным вопросам национальной драматургии и режиссуры, а также мастер-классы ведущих театральных деятелей России и зарубежья. В целях создания подлинно братской атмосферы и конструктивного творческого диалога из программы фестиваля была исключена работа жюри и присуждение призов по номинациям. Исходя из результатов и логики развития фестивального движения, с 2009 года было решено проводить «Науруз» один раз в два года.
От off-программы до лаборатории
Как показала практика, совмещать показы спектаклей и мероприятия off-программы удается с большим трудом, поэтому было решено провести Международный театрально-образовательный форум под эгидой фестиваля «Науруз». Фото с первого форума Ведущие педагоги из России, стран СНГ и зарубежья провели мастер-классы, семинары, прочитали лекции по актуальным вопросам театрального искусства. Это беспрецедентное для тюркского мира событие состоялось в Казани с 7 по 11 июня 2010 года, собрало под свои знамена свыше двухсот пятидесяти театральных деятелей в числе двадцати двух делегаций из Российской Федерации и стран СНГ. В июне 2012 и 2014 годов состоялись II и III Международный театрально-образовательные форумы, на которых своими знаниями с участниками делились ведущие специалисты России, Европы, Латинской Америки и Азии во всех областях театрального дела.
Форум 2014 года был посвящен теме «Ритуал как основа театрального действия». Эта тема близка художникам тюркских народов, а само мероприятие стало отправной точкой в поиске театральными деятелями тюркского мира своей национальной идентичности. В июне 2014 года в Казани по случаю объявления столицы Татарстана культурной столицей тюркского мира на театральном форуме состоялось заседание глав театров тюркских стран и регионов России, были достигнуты важные договоренности по ключевым вопросам развития фестивально-образовательного движения «Науруз».
В 2013 году состоялся XI Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз». Кроме основной программы, в которую вошли выдающиеся драматические, кукольные и площадные спектакли театров тюркского мира, была расширена гостевая программа, повышена зрелищность мероприятия, был сделан акцент на вовлечение широких общественных масс, состоялись театрализованные концерты, отражающие неповторимость культурной сокровищницы каждого тюркского народа. Украшением фестиваля стали выступление ведущего театрального коллектива страны «Школа драматического искусства» со спектаклем в постановке выдающегося режиссера и педагога Анатолия Васильева «Пушкинский утренник» и театра «Мено Фортас» со спектаклем «Божественная комедия» всемирно известного режиссера Эймунтаса Някрошюса. Почетными гостями стали руководители и режиссеры ведущих театров, педагоги театральных вузов Европы и Азии. Среди них – директор Международного театрального института Тобиас Бианконе, руководитель компании AKT-ZENT Кристин Шэлмор, один из ведущих педагогов Европы Борис Альшиц.
На IV Международном театральном фестивале-форуме «Науруз», состоявшемся в июне 2016 года, шла интенсивная образовательная работа по шести творческим лабораториям: «Театральная педагогика, мастерство актера и режиссера», «Теория режиссуры, современный театральный процесс, сценография и музыкальный театр», «Театральный менеджмент, пиар, маркетинг», «Искусство театра кукол и детский театр», «Театральная критика», «Традиционные театрально-музыкальные формы тюркских народов». За пять дней форума восемнадцать педагогов из России и зарубежных стран провели четыре десятка семинаров, одиннадцать тренингов и двенадцать лекций. Слушателями образовательных программ и участниками театральных практик стали более двухсот пятидесяти человек, приехавших на казанский форум из Башкортостана, Бурятии, Горного Алтая, Калмыкии, Казахстана, Кыргызстана, Марий Эл, Хакасии, Удмуртии, Якутии и театров Республики Татарстан.
Особенный успех лаборатории обеспечили педагоги секции «Театральная педагогика, мастерство актера и режиссера» – востребованные во всем мире Юрий Альшиц (Германия), Клаудио де Мальо (Италия), а также их российские коллеги: Доцент РИТИ-ГИТИС Ирина Автушенко (Москва) и художественный руководитель камерного балета «Пантера» Наиль Ибрагимов (Казань). Каждый из них сосредоточился не только на изложении авторского материала, но и на педагогических, методологических основах своих дисциплин. Юрий Альшиц проводил семинар по театральной педагогике исключительно для педагогов. В ходе работы были подняты важные вопросы преподавания актерского мастерства, которое в большинстве вузов страны несет отпечаток прошлых театральных эпох и малопригодно в условиях современного театра. Любая система жива лишь тогда, когда способна меняться под воздействием театральной эмпирики. Клаудио де Мальо – один из ведущих в мире мастеров в области комедии дель арте, итальянской комедии масок. Его семинары пользовались огромной популярностью, поскольку итальянец в доступной форме за пять дней сумел объяснить основные принципы импровизации и работы с маской. В последний день для всех участников был проведен демонстрационный урок, где участники семинара показали, чему научились вместе с педагогом. Наиль Ибрагимов сосредоточился на нюансах пластического театра, современного танца и физикл-театра. Семинар хореограф проводил по собственной оригинальной методике, главной особенностью которой является способность раскрепощать тело в пространстве, чувствовать партнера, раскрывать возможности тела. Ирина Автушенко провела классический семинар по сценической речи, итогом которой стала демонстрация отрывков из чеховской «Чайки», подготовленных участниками. Главная задача педагога заключалась в передачи навыков владения всеми резонаторами, управления дыханием, сочетания движения и слова.
Популярностью пользовался семинар «Работа с пьесой при создании образа спектакля», который проводил главный художник Башкирского государственного академического театра драмы имени Гафури Альберт Нестеров. Лауреат «Золотой маски» познакомил режиссеров с рабочей кухней художников, научил их диалогу, умению вычитывать из пьесы пространственные и художественно-постановочные ходы.
Театроведы, педагоги РИТИ-ГИТИС и ВГИК Анна Степанова, Кристина Матвиенко и Алена Карась провели семинары, посвященные актуальным проблемам театрального искусства, познакомили участников с современным театральным процессом в Центральной Европе, России и СНГ, порассуждали о проблеме героя в современном театре и драматургии.
Театральная лаборатория по критике, которую проводил известный театровед, Председатель Экспертного совета «Золотой маски» Александр Вислов, была посвящена проблеме устного и письменного анализа спектакля.
Участники семинара в процессе обучения написали рецензии на спектакль Венгерского национального театра «Бич божий», лучшие из которых были опубликованы.
Семинар по вождению кукол различных систем провел ведущий актер-кукловод, легенда Башкирского театра кукол, ученик Владимира Штейна, первым среди актеров-кукольников удостоенный звания «Народный артист России», Айрат Ахметшин. Он познакомил участников с премудростями вождения штоковой и нитевой марионетки, тростевой, перчаточной и планшетной куклы. Директор-распорядитель фестиваля «Арлекин» Марина Корнакова познакомила участников с актуальными тенденциями современного детского театра России.
Творческая лаборатория по театральному менеджменту, пиару и маркетингу подарила участникам встречу с ведущими мировыми специалистами в этой области из Грузии. Леван Хетагури и Юрий Мгебришвили в интерактивной форме вели разговор о важнейшей составляющей современного театрального процесса – развитии аудитории. Одним из главных показателей отчетности любого театра является заполняемость зала. Как сделать так, чтобы театр стал «местом в городе», чтобы ежевечерне залы заполнял зритель? Этим проблемам был посвящен семинар. Казанская коллега Аделия Павлова сосредоточилась на методологии управления в сфере театрального искусства. Грамотный менеджмент – залог бесперебойного функционирования театра. Автор этих строк рассказал участникам, как правильно организовывать и проводить фестивали, чтобы они работали на продвижение театра, повышали его художественные кондиции.
Одной из самых популярных стала творческая лаборатория «Традиционные театральные и музыкальные формы тюркских народов». Татарский певец и композитор, фольклорист, исполнитель протяжных народных песен Рустем Маликов провел мастер-класс по игре на курае, татарской гармони и других инструментах, рассказал об истоках татарской народной песни. Заведующий музыкальной частью Хакасского театра «Читеген» мультиинструменталист Олег Чебодаев рассказал о природе хакасского горлового пения и совместно с участниками исполнил несколько песен, научив их правильному дыханию и посылу. Ученица знаменитой якутской актрисы и певицы, народной артистки России Степаниды Борисовой Ирина Михайлова провела мастер-класс по традиционному пению тойук, вокальной импровизации на заданную тему.
Почетным гостем «Науруза» в этот раз стала большая делегация из Венгрии – труппа Национального театра Будапешта. Венгерский спектакль «Бич божий» Аттилы Виднянского был показан дважды. Постановка наиболее верно отражает суть фестивально-образовательного движения «Науруз», она посвящена теме диалога культур Востока и Запада на материале классической венгерской пьесы Миклоша Банфи об Аттиле, предводителе гуннов, которых многие венгры считают своими прародителями. Событием стал и показ спектакля «Собачье сердце. Чудовищная история» с участием студентами третьего актерско-режиссерского курса РИТИ-ГИТИС (мастер – заведующий кафедрой режиссуры драмы, профессор Сергей Женовач). Постановщик спектакля Айдар Заббаров – воспитанник Фарида Бикчантаева, выпускник Казанского театрального училища. Этот фестиваль представил лучшие спектакли театра Камала: «Дон Жуан» Мольера, «Меня зовут Красный» по роману Орхана Памука и «Ходжа Насретдин» Наки Исанбета и Саадаллы Ваннуса.
В фестивале-форуме приняли участие выдающиеся исполнители и вокально-инструментальные коллективы традиционных музыкальных и танцевальных форм. Можно с уверенностью сказать, что фестиваль-форум дал полную, исчерпывающую картину театрального образования и постдипломной подготовки специалистов в тюркском мире. Участники единодушно сошлись во мнении, что IV Международный театрально-образовательный фестиваль-форум тюркских народов «Науруз» способствовал укреплению межтеатральных связей, интеграции театров народов России в мировой театральный процесс, продуктивному обмену творческим опытом и современными методиками преподавания театрального дела, активизации гастрольной деятельности и популяризации национальной драматургии.
Фестиваль-форум «Науруз» стал подлинно международным театральным событием, имеющим огромное значение для нашей страны. Проведение фестиваля раз в два года, а в промежутках – под эгидой и брендом фестиваля – театрально-образовательного форума положительно сказалось на театральном процессе в тюркском мире. Само фестивально-образовательное движение «Науруз» обрело двуступенчатость проведения (кластер) и стало реально оказывать влияние на театральный процесс.
Под эгидой национального театра
В 2015 году XII Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз» впервые был посвящен театральной культуре Казахстана, одной из активнейших стран-участниц тюркского театрального движения. Зрители смогли познакомиться с многообразием театральных форм и тематических направлений казахских театров, насладились концертной программой этнических коллективов, получили представление об эволюции сценического языка. Традиционно на фестивале были представлены лучшие спектакли тюркского мира. Таким образом, с 2015 года каждый фестиваль посвящается театральной культуре одной из тюркских стран или республик в составе России. В 2017 году пришла очередь якутского театра.
Фестиваль хорошо знают и любят не только в нашей стране. На сегодняшний день это один из самых масштабных смотров этнического театра в мире, театральный бренд Татарстана. XIII Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз» прошел в Казани с 5 по 9 июня 2017 года и стал значительным событием в культурной жизни России. Республика Саха (Якутия) по согласованию с Дирекцией фестиваля предложила богатую программу выступлений самых разных коллективов с пестрым, но очень грамотно выстроенным репертуаром. По сути, на «Наурузе» были представлены все формы и жанры якутского сценического искусства. Это и масштабное эпическое полотно «Воительница Джырыбына», и кукольный спектакль «Кюн Эрили» театра Олонхо с исполнением традиционного пения тойук, и психологический, исповедальный спектакль Саха академического театра «Пробуждение», и абсурдистский трагифарс «Король умирает», и спектакль по сказкам народов Крайнего Севера «Камень счастья» якутского тюза. Все вместе эти спектакли представили все многообразие, многоликость, высокий профессионализм якутских театров. Кроме этого в афише фестиваля оказалось сразу несколько спектаклей одного из ярчайших представителей тюркской режиссуры, якута Сергея Потапова. Из них только один – «Пробуждение» – шел на якутском языке. На фестивале были показаны его же «Вишневый сад» из Астаны и «Сумасшедший Муклай» из Хакасии, а «Оборотнем» Аугуста Кицберга эстонского театра «R.A.A.A.M» в постановке Потапова закрылся XIII фестиваль тюркских народов. «Якутский» «Науруз» состоялся, на очереди Башкортостан…
Фестиваль «Науруз», существуя в контексте мировой театральной культуры, развиваясь и совершенствуясь, четко следует своей миссии. Он способствует сохранению богатейшего культурного наследия и языков тюркских народов, укреплению межтеатральных связей, продуктивному обмену творческим опытом, улучшению эстетического уровня театральных постановок, активизации гастрольной деятельности, продвижению на театральный рынок новых форм, популяризации национальной драматургии, выходу национальных театров России на международный театральный рынок, участию в российских и зарубежных театральных мероприятиях. Иными словами, фестиваль активно служит интеграции театров тюркских народов в мировой театральный процесс.
В свете последних событий в жизни нашей страны, когда определенные силы исподволь пытаются расшатать наше национальное и территориальное единство, посеять семена национальной вражды, религиозного фанатизма и экстремизма, такие культурные события как фестиваль-форум «Науруз» выступают сдерживающим фактором указанным негативным явлениям. Языковое единство тюрков, исповедующих ислам, православие, буддизм и традиционные мистико-магические культы – тот фундамент, на котором без забвения собственных корней вызревают ростки истинного интернационализма и толерантности, открытости к международному культурному диалогу. Полиэтничность и многоконфессиональность тюркского мира в атмосфере подлинной дружбы и братства являются серьезным барьером для радикальных течений, ратующих за стирание национального своеобразия народов под знаменем «джихада». Организаторы фестиваля-форума занимают крайне непримиримую позицию по отношению к любым формам национального и религиозного экстремизма и пропагандируют в обществе традиционные духовные ценности тюркских народов, где нет места вражде и дележу места под солнцем. Само название фестиваля – «Науруз» – отсылает нас к древнейшему празднику весеннего равноденствия, родному для всех народов Евразии, а атмосфера межнациональной дружбы и взаимоуважения, сопутствующая фестивалю, рождает надежду на выход из духовного кризиса нашей цивилизации.
Фото Елены Карась,
Елена Карась, театровед, критик, преподаватель театроведческого факультета Российского университета театрального искусства – ГИТИС:
«Фестиваль очень важен как явление и исследование, как инициация и рекрутирование новых художников в процесс осмысления национального кода, осознанной работы с ним, поиска новых языковых средств, новых сюжетов и идей. Здесь ощущается много исторически сложившихся общих черт, но есть и разительные отличия. Фестиваль-форум «Науруз» счастливо избегает национального и религиозного акцента – ведь это собрание театров одной языковой группы. Но он позволяет наблюдать, что происходит в тюркоязычном мире, каков баланс между глобализмом и поиском национальной идентичности. Одним словом, это довольно уникальный фестиваль, который может быть интересно включен в западную фестивальную сеть.
Мир стал таким сложным, во многом схожим. Замыкаться в клетку этнического невозможно. Но как обнаружить сначала свою уникальность, а уж потом интегрировать ее в мировую полифонию – вот это могло бы стать задачей. В антропологическом смысле канона тюркских театров не существует. А мог бы быть. Или, все же, есть? Возможно, суфийский танец, упражнения Гурджиева – это часть канона. Это все область вопросов. На них интересно искать ответы – и пока интересно, фестиваль-форум продуктивен и жизнеспособен.
Галерея
Теги: театр науруз татарский театр театр камала
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев