Логотип Идель
Интервью

НЕБЛАГОДАРНОЕ ЭТО ДЕЛО - БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ

Олег Михайлович Судаков, также известный как Мана́гер – российский музыкант, поэт, художник-коллажист и публицист; концертный вокалист.Манагер выступил с долгожданным сольным концертом в Казани. Перед этим знаменательным событием «Идель» задал музыканту несколько вопросов.

Олег Михайлович Судаков, также известный как Мана́гер – российский музыкант, поэт, художник-коллажист и публицист; концертный вокалист (в 1988 г.) и соавтор нескольких текстов группы «Гражданская оборона» (1987 - 1988), со-основатель сайд-проекта «Коммунизм». Лидер рок-группы «Манагер и Родина». Один из представителей так называемого «сибирского андеграунда» конца 1980-х – начала 1990-х. Сам Судаков определяет себя «метафизическим поэтом».  30 января 2020 г. Манагер выступил с долгожданным сольным концертом в Казани. Перед этим знаменательным событием «Идель» задал музыканту несколько вопросов.

– Олег, какие впечатления у вас от работы над вашей книгой «Взаимный гербарий», вышедшей в прошлом году в издательстве «Выргород»? Довольны ли вы получившимся результатом? 

– Вполне доволен и рад, хотя и есть ряд помарок.  В книгу вошли разные варианты мыслей и чувств – большая часть стихов, песни из пяти альбомов, афоризмы и несколько статей. Получилось издание по типу «избранное» под 230 страниц, твердый переплёт, и не очень длинно. Это моя четвертая из всех изданных книг, включая два тома коллажей и небольшое издание стихов в 90-ых. 

– Было бы интересно узнать, над чем сейчас работаете, сольно и с группой «Родина»? 

Есть несколько параллельных проектов. С «Родиной» записываем шестой альбом, куда вошли разные истории и сказки, правда, несколько медленно продвигается работа. Начали готовить к изданию третий альбом с группой «Grenade Surround». Я читаю стихи под импровизации в психоделическом стиле. Записали ещё в 2015, но возникла проблема – ошибка программы, и никак не могли разложить запись по дорожкам. В итоге переписали партию одной из гитар. 

Порой пишу песни, иногда получается закончить за день, иногда не все нужные строчки рождаются, и пробуешь, ждешь, ищешь. Подход как в стихе: строки должны сами выйти из сознания, их надо услышать, а не придумывать, перебирая образы. Работаю над другой книгой – сборником эссе. В песне «Иллюзии» я словно напророчил себе: «я хотел бы написать книгу Бытия» – вот е и довершаю.

– В одном из интервью Вы справедливо заметили, что поэт – это «человек без кожи, во много раз острее воспринимающий окружающую действительность». В связи с этим вопрос, не является ли поэтический талант в известной степени бедой и несчастьем для своего обладателя, особенно учитывая трагические судьбы крупнейших российских поэтов (Есенин, Маяковский, Цветаева, Высоцкий, Блок, Борис Рыжий и др.)? 

– Это как предназначение или карма. Стихи или песни они пишут не по желанию, а потому что не могут не писать – изнутри выпирает, и не сдержать. Часто властям или чинушам мешают, и самим нелегко от такой ноши, ведь художники как современные юродивые: глубже чувствуют, дальше видят, все время на грани, и обыденность больней кусает. Они вроде на лаврах почили, и испытали от своего откровения много прекрасного, и рассказывают интересно, и жизнь яркая, но по мне – слава особо не грела. Сегодня хвалят, завра будут травить, уже не в таланте дело, а словно в потоке, и так будет до конца. Чья вина, что мир дурной, нелепый и уродливый? А им – отвечать. Надежда и оптимизм поначалу у всех есть, но если год за годом душу на излом пробовать, кто-то срывался, и вот – трагедия. Неблагодарное это дело, быть художником, а без них – многие быстро слепнут.

– Согласны ли Вы с точкой зрения Бориса Акунина, озвученной в цикле его исторических книг, что многие ключевые события и тенденции в нашей стране регулярно повторяются в разные периоды и фактически е история движется по кругу?

 – Согласен. Мир не то, что цикличен и идёт по спирали, но, по сути, не меняется. Меняется антураж, язык, инфраструктура, а причины бед или несовершенства остаются. Она будто воспроизводится во всех веках, оттого классика современна. Выходит как бред: сотни лет люди стараются изжить худое, предлагают массу теорий, проводят реформы, пишут миллионы книг, картин и стихов, а всё как прежде. Вот в классике и узнаёшь нашу явь как в зеркале. Но мне кажется, стало хуже. За 30 – 40 лет наметился такой перелом в сознании, типа информационно-цифровой морок, и многим уже не важен Тургенев, Чехов, Толстой или Достоевский. И язык чужероден, и сюжет медленно развивается, и темы неинтересны. Упрощается человек, ему хочется больше развлекаться и отдыхать, этика провозглашается условностью, и всё в таком духе. Новое Средневековье медленно наползает на цивилизацию. 

– Недавно в романе Сергея Довлатова прочёл: «Женщины любят исключительно мерзавцев». Согласны с такой жесткой оценкой классика? И вообще, существует ли, по Вашему мнению, обоюдная любовь мужчины и женщины или, как говорят в народе, «кто-то любит, а кто-то позволяет любить»? 

– Неожиданный вопрос. Слышал, в руках проходимца сердце женщины бьётся сильнее. О любви тонны книг написаны, сказано и спето столько, что подташнивает от очередного фильма, романа и шлягера. Конечно, глупость, что женщины любят только мерзавцев. Жизненный опыт отрицает такой максимализм. Может, в Америке именно так: любовь зла – полюбишь и козла. В России же иначе, хотя дурной любви хватает. Разводы, брошенные дети, куча гражданских жен или мужей. Всё это есть, а есть и обратное. Любить нелегко, а сохранить любовь – еще труднее. Это понятно. Скорее важны везение, созвучие душ и постоянство характера. Как кому-то кого-то найти, чтобы две половины единый шар создали? Нелегко, и не часто бывает, чтоб всегда сияло солнца меж двоими. Любовь – не только объятия, подарки-поцелуи и восторг, еще и работа, ответственность, верность, уважение. Я встречал немало людей, кто вместе давно и друг без друга даже не мыслят жить. Правильно, без этого выродится человек. 

– Как вы оцениваете сейчас личность и творчество Янки? Какую роль она сыграла в вашей жизни? Какое впечатление на вас производила?

 – Да как раньше, так и сейчас. С чего иначе? Талантливая, глубокая, обаятельная, душевная и трагически оборвавшаяся жизнь на взлёте. Янка была другом, нередко приезжала к нам в гости, много раз виделись и последний раз говорили за две недели до смерти. Пронзительные песни трогали до сердца, что и говорить не хотелось. Думаю, повлияла на меня и она. 

Так с ходу не понять – чем именно, но, когда в разговоре новый ракурс, или иначе посмотришь, или ощутишь позицию, что вот в это можно верить, то впечатляет и разделяешь. Может, душевности в итоге стало больше, тоньше чувствовать стал. Вспоминаю е часто, и с годами не меркнет. 

– Не думали ли Вы когда-то полностью изменить свой жизненный путь или музыка всегда оставалась для вас основным занятием?

 – Хоть в музыку меня занесло внезапно и в 80-е не думал, что надолго, но уже не отойти, да и возраст такой, что скоро поневоле будешь на приколе. Круто менять – это когда изжил прежнее, и оно тяготит, и интуитивно ждёшь случая выпрыгнуть за борт. Мне не хочется, и не представляю – куда и зачем. Если в целом, то своим путём я доволен, много открыл, испытал, и огонь внутри.
 
– В чём, по Вашему мнению, секрет неувядающей популярности Егора Летова, которая с годами, кажется, только растёт? 

– Традиционный вопрос. Прошло 12 лет со смерти, не так много, хотя очевидно, что в последние годы популярность Егора зашкаливает. Это факт, и ясно: так и дальше будет. Вроде все просто и не просто: и при жизни Егора ценили сильно, причем популярность в «нулевые» стала больше, чем в «девяностые». Егору удалось выразить как бы интуитивные представления о жизни двух поколений, и его признали. Причины такого феномена четко не опишешь, это народный выбор, как говорили раньше: он показался. Егор стал и братом, и гуру, и лихим поэтом, и главное – всё от души, без позы, естественно, изнутри. Поверили, признали и ценили. Сейчас этот «выбор» упрочился, иногда даже перебор, если депутаты, журналисты, бизнесмены вдруг стали рубахи рвать в восторге. Такова судьба гения, вторая жизнь после смерти – особый миф, и есть соблазн ухватить немного славы и для себя. Это нормально, типично и хорошо, да и для потомков больше шансов узнать о Егоре с разных сторон, ведь любой большой художник всегда остаётся чуть непонятным и таинственным.

– Как Вы отнеслись к возникшей недавно идее построить дом-музей Егора Летова в его родном Омске?

 – Музей Егора нужен в Омске, но в квартире будет неудобно, так как там мало места. Популярность его неизбежно будет расти, в музей потянутся люди, а вместить и 10 человек в линию меж стен трудно, а на осмотр и рассказ экскурсовода уйдёт минут 30-40. Будет комната с атрибутикой – еще сколько-то времени на выбор и покупки. А если в то же время человек 20 соберутся, например приедет какая-то группа? Им на улице ждать? Значит, надо к дому пристроить тёплый тамбур, а это вряд ли возможно. Лучше перенести антураж квартиры в отдельное помещение – построить заново для увеличения пространство меж стен. Тогда в музее могут быть до 50 человек без тесноты.

– А что думаете по поводу того, что аэропорт в Омске так и не был назван именем Егора Летова?

 

 –Я думаю, что это произвол и нарушение условий конкурса, ведь Егор выиграл. Он много сделал для Омска, именно как горожанин, а Карбышев, Туполев, Ульянов – люди, конечно, заслуженные, но их вклад значительно уступал. Вообще, мне не по душе идея давать имена аэропортам, ведь это перекресток, поток людей, суета. Гораздо предпочтительнее как прежде – по названиям бывших деревень – Рощино, Кольцово, Толмачво.

– Осенью этого года вдова Егора Летова, музыкант Наталья Чумакова выступила резко против проведения юбилейного тура «Гражданской обороны», в котором, помимо Вас, также были задействованы и другие бывшие участники группы. Как вы к этому отнеслись?

 – Пять лет назад мы обсуждали такую идею, и Наталья была согласна, но тогда концерты не смогли устроить. В этот раз она изменила мнение, хотя я приглашал Наталью принять участие в юбилейных концертах к 35-летию «ГО». Что сказать? Не захотела и сочла неправильным – её право. К тому же всё началось со скандала: кто-то разместил нелепый релиз с откровенной глупостью о Егоре. Попытались убрать, но инфа разошлась, возник негатив, и уже не перешагнуть. Я спокойно отнёсся к е решению, но идея была исключительная – собрать еще живущих участников и сыграть большой концерт. Кстати, нас всюду тепло принимали, и многие были благодарны. 

фото из открытых источников

 

Теги: казань, городска культура, мэрия концерт, берлин, молодые музыканты, казань время, культура, журнал "Идель"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев