Логотип Идель
Интервью

Новые постановки сезона 2018/19

На главные роли режиссер взял молодых артистов театра.

Первая премьера
 


Слово «манкурт» в национальной публицистике и пафосных выступлениях используется довольно активно, но мало кто из моих соплеменников знает, что ввел его в обиход Чингиз Айтматов. Театр Камала в новом сезоне собирается разъяснить этимологию этого слова. В свой репертуар театр вводит роман прославленного киргизского писателя Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»). Драму «Вечный буран» ставит Ильгиз Зайниев по собственной инсценировке.

 

«В театре Камала Айтматов ставился дважды. “Тополек мой в красной косынке” удостоился премии Тукая, “Плаха” стала обладателем премии Мусы Джалиля. Наверное, поэтому у татарского театра есть некая близость с Чингизом Айтматовым. Возможно, потому что его мама – татарка, – признается главный режиссер театра Фарид Бикчантаев.– Я подумывал обратиться к его повестям, а Ильгиз взялся за большой роман».

 

По древней легенде, легшей в основу романа, пленникам брили головы, надевали на них сырую шкуру верблюда и оставляли в степи под палящими лучами солнца. По мере высыхания шкура сжимала голову, а волосы врастали в кожу. От невыносимой боли пленники либо погибали, либо сходили с ума, теряли память и превращались в безмолвных рабов, не помнящих своего происхождения. 

Это произведение на татарской сцене ставится во второй раз. Легенду из этого романа воплощал театр кукол «Экият». «Когда я начинала работать в театре кукол, в Казани работала лишь одна татарская школа, такое время было. Хотелось поставить постановку, которая потрясет зрителя, затронет самые глубокие струны души. И мы выбрали это произведение Чингиза Айтматова, – поделилась воспоминанием директор театра кукол Роза Яппарова. – По сюжету, манкурт Жоламан застрелил свою мать Найман-ана, не узнав ее. Найман-ана превращается в лебедь и улетает в степь. Это была душещипательная легенда. Нам даже пришлось специально съездить в Москву за официальным разрешением на постанову Айтматова в кукольном театре. Пьесу написал поэт Зульфат, равный по таланту Чингизу Айтматову.Проза киргизского писателя и поэзия татарского поэта тесно переплетены: 

 

“Не отвернется ли солнце от нас…
Песок не засыпет ли наши тропы? 
Подумай, человек, поразмысли!..” – писал Зульфат». 

 

Ильгиз Зайниев не видел этого кукольного спектакля, потому что тогда он еще был школьником. «Может, посмотришь Айтматова, предложил Фарид Рафкатович, – говорит он. – Я сразу приметил это произведение, но, все равно, перечитал все его книги по новой. И остановился на первоначальном варианте, он больше всего запал в душу. Есть волнующие темы. Здесь самое главное – судьба человека. Традиции, обряды – насколько это важно? Жизнь – это стремление к комфорту и достатку или поиски своего предназначения? Не все рождаются, чтобы стать президентами. Кому-то приходится работать на разъездах в казахских степях. Потому что поезда должны курсировать, а железная дорога содержаться в чистоте. И там живут люди, они тоже любят, растят детей, переживают, умирают... Простые человеческие темы...» 

На главные роли режиссер взял молодых артистов театра. «Алмаз Бурганов известен по ролям в спектаклях “Взлетел петух на плетень” и “И это жизнь?”. Я наблюдал, как зритель с удовольствием принимает этого актера. Есть актеры с необъяснимым обаянием – зритель не осознает, почему ему он нравится», – отмечает он. 


В спектакле также заняты: народная артистка России и Татарстана Алсу Гайнуллина, народные артисты Татарстана, заслуженные артисты России Ильдар Хайруллин, Айдар Хафизов, Рузия Мотыгуллина, Ильдус Ахметзянов, народный артист Татарстана Асхат Хисматов, заслуженные артисты Татарстана Минвали Габдуллин, Алмаз Сабирзянов, Миляуша Шайхутдинова, Фанис Сафин, Гульчачак Гайфетдинова, Айрат Арсланов, Фанис Зиганшин, Рамиль Вазиев, Ильтазар Мухаматгалиев, молодые артисты Айгуль Шакурова, Ильнур Закиров, Эмиль Талипов, Ляйсан Файзуллина, Алмаз Гараев, Фаннур Мухамметзянов, Эльвир Салимов, Гузель Гюльвердиева, Ирек Кашапов. 


Ильгиз Зайниев ставит спектакль без прицела на фестивали или большие сборы. «Надо передать эту повесть, рассказать ее внятно по мере сил и возможностей. Как считаешь нужным, исходят из своих способностей, так и нужно раскрыть тему. Если люди из театра уйдут без ощущения потерянных трех часов жихни – уже хорошо», – считает постановщик. 

 Вторая премьера

Ильгиз Зайниев хотя и говорит в своих интервью, что не любит ставить собственные произведения, но что поделаешь – нет никого, кто поставит пьесы драматурга Ильгиза Зайнива лучше режиссера Ильгиза Зайниева. Таким образом в камаловском театре пьесу драматурга Ильгиза Зайниева «Очарованный танцем» взялся ставить режиссер Ильгиз Зайниев. Пьеса в какой-то мере ставится уже во второй раз. Первая часть ее была представлена на юбилейном вечере Ильдуса Габдрахманова. Правда, в тот раз ее ставил Радик Бариев. По просьбе юбиляра, его коллег и зрителей пьесу решили поставить в ее полном виде. 


Сценограф спектакля – Сергей Скоморохов, композитор – Эльмир Низамов, балетмейстер – Салима Аминова. 
В новой постановке заняты народные артисты Татарстана Ильдус Габдрахманов, Люция Хамитова, Искандер Хайруллин, Радик Бариев, Ильсия Тухватуллина, заслуженные артисты Татарстана Ильтазар Мухаматгалиев, Лейсан Рахимова, Минвали Габдуллин, Миляуша Шайхутдинова, рамиль Вазиев, Алсу Каюмова, Айрат Арсланов, Марьям Юсупова, Гульчачак Гайфетдинова и мододые артисты Артур Шайдуллин, Айгуль Абашева, Гульчачак Хамадинурова, Ляйсан Файзуллина, Айгуль Хайруллина, Алина Мударисова, Гузель Гюльвердиева, Айгуль Шакурова.

 

 Третья премьера


Автор успешной постановки «И это жизнь?» по произведениям Гаяза Исхаки Айдар Заббаров теперь ставит «Пять вечеров» Александра Володина в переводе Резеды Губаевой. Экранизорованное Никитой Михалковым в 1978 году и поставленное множеством русских театров произведение ставится на татарской сцене впервые.


«Айдар эту пьесу сам предложил. Он собирается ее адаптировать к татарскому менталитету. А то у нас совсем не осталось переводных русских произведений в репертуаре. В нашем театре переводные произведения были и будут всегда», – сказал Фарид Бикчантаев.
Главный герой пьесы – Ильин. Приехав на каникулы в Ленинград, он приходит повидаться со своей первой любовью. Первый вечер, второй, третий... Почему Ильин не вернулся к Тамаре? Кто он теперь? В спектаклях и фильмах зрители вместе с актерами ищут ответы на эти вопросы. В конце герои остаются вместе. А как поступит с героями Айдар Заббаров – не известно. 


Роль Ильина исполняет Рамиль Тухватуллин, в роли Тамары Васильевны – Люция Хамитова.

 

Четвертая премьера


В нынешнем году Мансур Гилязов выступил в СМИ с неожиданным предложением – обязать государственные театры ставить пьесы татарских авторов еще при их жизни. «Это был бы настоящий ренессанс. Сейчас у драматургов нет мотивации, потому что они пишут-пишут, а их не ставят. В основе проблемы – разочарование авторов. Если бы у них появилась такая возможность, было бы правильно. За пять лет сколько новых авторов могло бы возникнуть. Мы бы удивили весь мир своей сильной драматургией!», – сказал он. По мнению драматурга, если театр не будет растить собственных драматургов, он довольно скоро и сам угаснет. В первую очередь исчезнут драматурги, а затем и театр, считает он. 


Крик души Мансура Гилязова в числе первых услышал Фарид Бикчантаев. Но он обртил внимание не на уже поставленные или еще не поставленные пьесы драматурга, а на сюжет сценария «Бузат», который стал победителем сценарного конкурса Министерства культуры РТ. Спектакль ставится под названием «Вы живы?». 


«Произведение действительно было написано в форме сценария, и Ильдар Ягафаров собирается по нему снимать кино. Ильдар и Мансур пришли ко мне и прочитали этот текст. Мы посоветовались с Ниязом Игламовым, и учитывая, что пьес Мансура в репертуаре не было уже давно, предложили Мансуру написать по сценарию пьесу, – рассказал Фарид Бикчантаев. – Роли еще не распределены, артисты пьесу еще не читали. Я собираюсь работать с Ильдаром Хайруллиным, Алсу Гайнуллиной, Фанисом Зиганшиным, Раушанией Юкачевой, Венерой Шакировой, Асхатом Хисматовым и Рузией Мотыгуллиной». 

 

 Три «драматургини» малого зала


Фарид Бикчантаев на сцену театра Камала приведет новых драматургов. Точнее, драматургинь. Их трое – победителей конкурса-лаборатории «Новая татарская пьеса». 


Произведения семерых победителей конкурса-лаборатории были представлены театром в прошлом сезоне на читках в малом зале. Сейчас из трех пьес Фарид Бикчантаев собирается сделать настоящие спектакли. 
«Для малой сцены три режиссера – Рамиль Гараев, Олег Кинзягулов и я – готовим троих авторов. Олег выбрал «Парковку» Сюмбель, Рамиль Гараев ставит «Двери». Я попробую поработать с Гузель Сагитовой», – сказал Фарид Бикчантаев. 

 


«Парковка» Сюмбель Гаффарова. Главный герой – Фатыма, инфантильная дамочка, живет в своем мире, ничего не умеет делать, от нечего делать занимается условно общественно-полезными делами, мечтает о ребенке.
Сюмбель Гаффарова известна татарскому миру как дочь Ахата Гаффара. В прошлом сезоне на маой сцене театра Камала была поставлена ее пьеса «Пришлый».


«Двери», Энже Гиззатова. Частично написанная в форме вербатима пьеса о матери, воспитывающей ребенка с синдромом дауна. Здесь отразились не только испытания матери, но и взгляд общества на проблему. 
Это одна из пьес, которую на читках арт-директор фестиваля дратамургии «Любимовка» рекомендовал отправить на конкурс фестиваля с условием доработки. 
«Туман», Гузель Сагитова. Главная героиня – девушка, мающаяся безделием, которая решила заняться психологией. Соседский старик признался ей по секрету, что он, стесняясь своей «голубизны», замкнулся в себе. Узнав о смерти старика, она впадает в депрессию. Рожает ребенка. Узнав об измене мужа, убивает свое дитя. 


Организатор движения творческой молодежи «Калеб» Гузель Сагитова не так давно была назначена директором Татарского государственного театра юного зрителя имени Г. Кариева. 
В произведениях победителей конкурса «Новая татарская пьеса» в основном отмечается интерес к женским проблемам. Значит, решать эти проблемы возьмутся на сцене мужчины. Возможно, есть смысл решать проблему драматургии тем, что за режиссуру возьмутся женщины? 
«Мы уже третий день решаем женские проблемы. Им нужна психологическая помощь, им трудно... Какие-то пьесы начали казаться очередными сериями произведения одного и того же автора. А ведь есть проблемы и посерьезнее, чем женские», – сказал на читках Искандер Хайруллин. 
«Пьесы этих трех авторов написаны успешно, масштабно. Нам нужны талантливые драматурги. Не хотелось бы терять этих авторов. Если мы их не будем ставить, они перестанут писать, – говорит Фарит Бикчантаев. Пока же это просто тексты. Мы же приводим в движение актеров, свет, декорации, музыку. Нам самим интересно, что получится. Пока еще не придумали форму, в которой мы это представим зрителю».

 

Четыре спектакля для большой сцены и три для малой. Много это или мало? «Четырех новых спектаклей для большой сцены вполне достаточно. Посмотрите, какой у нас огромный репертуар! Его полностью и за месяц не возможно показать. Дней не хватит. Последние премьеры тоже показываются один раз в месяц. Спектакль должен встречаться со зрителем. Без сцены спектакль начинает умирать. Поэтому приходится уменьшать количество спектаклей. Выход четырех новых пьесы означает отмену четырех старых спектаклей», – поделился главный режиссер, глядя на афишу. 
Фарид Бикчантаев опроверг новость о том, что на сцене театра Камала появится спектакль по «Сказанию о Йусуфе». Не появится. Он собирается работать по этому произведению со студентами театрального отделения. «Ну кто будет играть пророка Йусуфа?! Его же нельзя изображать», – отмечает режиссер. Значит, Йусуфа на сцену камаловского театра Фарид Бикчантаев не выведет. А свой Йусуф – единственный сын режиссера Йусуф Бикчантаев сейчас учится в Москве – сын продолжит дело отца. 

 

Теги: театр камала Идел

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев