Логотип Идель
Интервью

ОЛЬГА ХАБИБУЛЛИНА: «Сейчас репертуар у альтистов ничуть не легче, чем у скрипачей»

В 1960 г. по инициативе композитора, общественного деятеля, основателя и первого ректора Казанской консерватории Назиба Гаязовича Жиганова в Казани открылась Средняя специальная музыкальная школа. В этих стенах в разные годы учились Михаил Плетнев, Юрий Егоров, Рубин Абдуллин, Рустем Абязов, Рэм Урасин и многие другие известные музыканты.

 

 

В 1960 г. по инициативе композитора, общественного деятеля, основателя и первого ректора Казанской консерватории Назиба Гаязовича Жиганова в Казани открылась Средняя специальная музыкальная школа. В этих стенах в разные годы учились Михаил Плетнев, Юрий Егоров, Рубин Абдуллин, Рустем Абязов, Рэм Урасин и многие другие известные музыканты.

 

 

Вэтом году школа-десятилетка, как и консерватория, отмечает свой юбилей. Нашу серию интервью,

посвященных знаменательным датам,

продолжает беседа с Ольгой Борисов-

ной ХАБИБУЛЛИНОЙ – заслуженным

учителем Татарстана и России, альтисткой и педагогом. С 1965 г. и по настоящее время Ольга Борисовна преподает в Средней специальной музыкальной школе, с 1969 г. – в Казанской консерватории, где ведет специальный класс альта.

 

 

– Ольга Борисовна, Вы родились в городе Борзя Читинской области. А где начался Ваш музыкальный путь?

 

 

– Там я была совсем малышкой, а потом уже все время жила в Казани. Мой музыкальный путь начался в первой музыкальной школе им. Петра Чайковского, где я училась играть на скрипке. На альте я начала учиться только в училище, после окончания музыкальной школы.

 

 

Чем Вас привлек этот инструмент?

 

 

– Во втором-третьем классе музыкальной школы Рувим Львович Поляков мне все время говорил, что я альтистка, видимо, из-за качества звука. А я даже не знала, что такое альт. В школе преподавал оркестр Ильяс Ваккасович Аухадеев, он тоже мне все время говорил мне, что я альтистка. А потом и маму убедил в том, что это замечательный инструмент.

 

 

– Кто привил Вам любовь к музыке?

 

– В семье не было профессиональных музыкантов. Но все же семья была очень музыкальная: бабушка хорошо пела и даже сочиняла песни, мама играла на балалайке, а тетя играла на гармошке. Рассказывали, что в детстве, как только тетя начинала играть, я сразу же успокаивалась и переставала плакать.

 

 

Какой была атмосфера, когда Вы учились?

 

 

– Была очень творческая атмосфера. Студенты были талантливые и творческие люди, желающие учиться, постигать, играть, выступать и концертировать.

У нас был замечательный дирижер оркестра Исай

Эзрович Шерман, он был великолепным музыкантом, был

Натан Григорьевич Рахлин.

Учиться было очень интерес-

но. В училище работал Ильяс

Ваккасович Аухадеев – бывший скрипач, поэтому с ним у нас очень интересно проходил оркестр. Педагогический состав был разнообразный и очень сильный. Педагоги, которые работали в консерватории, также преподавали и в училище: Вадим Алексеевич Афанасьев, Афзал Насретдинович Хайрутдинов, Георгий

С коллегами по кафедре альта

 Христофорович Ходжаев и Иттаки Габдулхаевич Халитов, поэтому был плавный переход из училища в консерваторию.

 

С большой благодарностью вспоминаю своих педагогов. Многие из них потом стали моими коллегами. Потом были их ученики: Галина Серебрякова, Людмила Левицкая, которые учились у Афанасьева, Петр Каплуновский – ученик Семена Басовского. Поколения меняются, а школа и традиции остаются.

 

Вы учились у Семена Зеликовича Басовского. Каким педагогам он был?

 

 

– Он был замечательным педагогом и отличным музыкантом. В 1945 г. вернулся с фронта и поступил в консерваторию, а после ее окончания начал работать. Он преподавал скрипку и альт, был основателем альтовой школы в консерватории.

 

 

Какие качества он воспитывал в учениках?

 

 

– Любовь к музыке! Он был очень утонченным, музыкальным человеком. Да, он был требовательным, но его поведение, отношение к музыке, предмету и специальности вызывало уважение, желание заниматься у студентов.

 

 

Какие консерваторские занятия запомнились Вам больше всего?

 

 

– Очень интересно было заниматься квартетом у Бориса Вольфовича Каплуна. Мы ездили на конкурсы, смотры с квартетом. У меня были замечательные партнеры, скрипачи из класса сначала Натана Брауде, а потом Георгия Ходжаева, потому что Брауде уехал. Была Гульфира Сафина – замечательная виолончелистка, ученица Халитова. Долгое время существовал наш квартет, все пять лет, пока мы обучались. По камерному ансамблю я занималась у Цили Григорьевны Вестерман. Это были квинтеты, фортепианные квартеты. Было интересно.

 

 

– А какие развлечения у студентов были в то время? Капустники?

 

– Все наши развлечения – это то квартет, то квинтет, то оркестр, то специальность. Я работала в десятилетке и в консерватории училась, поэтому особых развлечений не было. Педагоги были молодые, они и в футбол играли, и гоняли на мотороллерах. Любили смотреть чемпионаты мира по хоккею и футболу.

 

А потом бурно все это обсуждали.

А капустники были великолепные, очень талантливые, интересные, совместные с педагогами и студентами. Все валом валили в концертный зал, чтобы побывать на капустниках.

 

 

А Вы принимали участие в капустниках?

 

 

– Сама нет, только наблюдала. Капустники проходили и в десятилетке, и в училище, и в консерватории. Мы как в театр ходили из одного учебного заведения в другое.

 

Кто из знаменитых артистов приезжал в Казань? Чьи концерты Вы посещали?

 

 

– Приезжал Генрих Нейгауз, он давал открытые уроки и играл концерты. Это было здорово. Приезжала Маринэ Яшвили – великолепная скрипачка, Мстислав Ростропович. 

 

Неоднократно приезжал квартет им. Дмитрия Шостаковича. Они очень любили нашу публику. Исполняли все квартеты Шостаковича и квартеты Бородина, Бетховена. Также мы посещали мастер-классы вокалистов.

В актовом зале проходили открытые ярмарки вокалистов, где они исполняли выпускную программу. Из разных театров России приезжали «раскупать» их, смотрели, кому какие голоса нужны, предлагали места в крупных театрах. Было очень интересно.

 

Каким Вам запомнился Назиб Жиганов?

 

 

– Он был хорошим музыкантом, прихо- дил слушать практически все кафедральные концерты. Слушал и запоминал студентов. А после в коридоре подходил к ним, общался и поддерживал. Меня это всегда удивляло. Он также был заботливым хозяином своего помещения. Приходил и спрашивал, не холодно ли студентам в классе, тепло ли греют батареи во время занятий. Я знаю, что он приходил к нам в школу на отчетные концерты, приходил в интернат и интересовался, как живут дети, есть ли у них одежда. Назиб Гаязович вникал в эти вопросы, и такое его отношение вызывало огромное уважение к нему.

 

– У Вас богатый педагогический стаж. Помните, как начинали преподавать?

 

 

– Я помню, как было трудно, но старшие коллеги мне очень помогали. Сначала я работала в Первой музыкальной школе. Директор школы Рувим Львович советовал присутствовать на всех зачетах, вне зависимости от того, играют мои ученики или нет, слушать обсуждения, вникать, запоминать программу.

 

 

– А как Вы начали работать в спецшколе при консерватории?

 

 

– В десятилетке Семен Зеликович предложил мне заниматься с его учениками. Сначала их было двое, потом число увеличивалось, и таким образом постепенно образовался класс альта уже в десятилетке. Я занималась с тяжелыми учениками, которых хотели исключить из школы.

Так я проработала достаточно долго, а потом стала предлагать брать учеников с первого класса и их уже учить как будущих альтистов. С этим согласились, и постепенно это принесло свои плоды, потому что учили не тех, которых исключают, а тех, кто уже занимался на скрипке несколько лет. Потом переводили их на альт в шестом или седьмом классах. И сейчас я так работаю. Так мы подняли уровень и престиж альта. Сейчас репертуар у альтистов ничуть не легче, чем у скрипачей. Программы очень усложнились, они стали виртуозными.

 

 

– С кем из учеников Вы поддерживаете связь?

 

– У меня очень много ребят выпустилось, многие из них концертирующие музыканты, концертмейстеры оркестров в разных городах. В Казани это Николай Лаптев – мой школьный выпускник, который сегодня является народным артистом Республики Татарстан. Владимир Бабешко – концертирующий альтист, стипендиат фонда Анне-Софи Муттер. Несколько лет назад выступал с Александром Сладковским, концертировал в Москве, во Франции, в Германии.

 

 

– А с кем легче работать – со школьниками или со студентами консерватории?

 

 

– Все нелегко, потому что люди разные и проблемы у всех разные. Поэтому нельзя сказать, что легко, но зато очень интересно. Это разный репертуар, язык и совершенно разная психология малыша и взрослого человека. Очень интересно наблюдать за ростом ученика, как из малыша он становится настоящим музыкантом, выступает на конкурсах, завоёвывает места.

 

 

Включаете ли Вы в репертуар произведения татарских композиторов?

 

-Да, совсем недавно выпустила сбор- ник переложений. Включаю произведения Рустема Яхина, Александра Ключарева, Мансура Музафарова, Фарида Яруллина, Загида Хабибуллина.

 

– А чем Вы увлекаетесь помимо музыки?

 

– Выращиваю цветы. Очень люблю глоксинию, она у меня есть в разных от- тенках: фиолетовая, красная, розовая.

Теги: время, культура, журнал "Идель"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев