Логотип Идель
Интервью

Первое воплощение

Мне довелось поработать художником в кино с 1974 по 1994 гг. Заканчивался классический период в истории советского российского киноискусства. Он подарил нам и шедевры, и ничем не выдающиеся, «проходные» киноленты.

Мне довелось поработать художником в кино с 1974 по 1994 гг. Заканчивался классический период в истории советского российского киноискусства. Он подарил нам и шедевры, и ничем не выдающиеся, «проходные» киноленты.
Роль художника-постановщика в фильмах, на мой взгляд, мало освещена и незаслуженно принижена. Кино – это искусство коллективное, в основе будущего фильма лежит общий замысел режиссера, оператора, художника. Но художник первым берет на себя смелость представить будущее детище. Именно эскизы художника являются тем первым воплощением, которое дает наглядную возможность почувствовать дух будущей картины, ощутить ее реально, физически, зримо.

 Мне удалось поработать с одним из самых уважаемых и опытных художников в кино – Петром Исидоровичем Пашкевичем. Я запомнил его по фильмам «Преступление и наказание» (реж. Л. Кулиджанов), «Любить человека», «Дочки-матери» (оба – реж. С. Герасимов). В 1975 г. я увидел его готовые декорации к фильму «Красное и черное» (реж. С. Герасимов). Это было безукоризненное проникновение в эпоху Франции Х1Х в., но главное – умение мыслить кинематографическим языком. 


Понял я это не сразу, а с опытом, с годами. В отличие от театра, при построении декорации в кино художник должен обеспечить не только органическую игру актеров, но и свободу передвижения камеры оператора, смену освещения, а все это достаточно громоздкие инструменты. Необходимо сделать планировку интерьеров в декорации так, чтобы оператор мог выстроить кадр за кадром, не боясь движения и разворотов камеры; лестничные подъемы, спуски, разнообразие архитектурных форм – все это должно проплывать перед объективом, создавая иллюзию подлинных исторических интерьеров.  Все в итоге может сложиться непредсказуемо. В том самом фильме «Красное и черное» оператор снимал большей частью крупные планы знаменитых актеров, чем, на мой взгляд, обеднил и фильм, и себя как творческую личность. Вот так может пропасть то ценное, что закладывал художник в свой замысел. 

В итоговом воплощении замысла художника принимает участие много служб киностудии. Я буду говорить о художниках, о декорациях, т.е. о том, с чем я непосредственно жил и работал на протяжении 20 лет в павильонах киностудии им. Горького. 

Пройдемся по службам Цеха декоративно-технических сооружений (ЦДТС). Живописный цех. Здесь вас встречают художники – важные, солидные люди с большим чувством собственного достоинства. На стенах помещения висят картины в рамах. На другой стене – исполненные высокого мастерства большие шпалеры. Все они – участники тех или иных фильмов. Подходишь ближе и поражаешься простоте исполнения: подрамник, обтянутый мешковиной, масляной краской нанесено изображение, сквозные проемы в мешковине создают шпалерный эффект. 

Начальник цеха Ф. Дзюба – особый мастер расписных задников, которые обычно помещали за окнами декораций. Следить за его работой было одно удовольствие. В павильоне крепился вертикально подрамник, обтянутый белой бязью, размером около 10 м в длину и высотой 3 м. Инструментами служили обычные половые щетки, веники и крупные круглые кисти на длинных палках и 5-7 ведер краски. В руках у Ф.  Дзюбы эскиз художника-постановщика, но он на него не смотрит, а быстро и смело щеткой закрашивает небо: по еще не высохшей голубой краске появляются растекающиеся светлые облака, на горизонте в дымке – горы. Передний план – зеленые кроны деревьев, деревенские домики, речка. Делает он это все быстро, ни одного лишнего мазка. Подымаешь забытый эскиз с пола, и становится немного стыдно за его создателя. Десятиметровое полотно светится жизнью чистотой, а на эскизе видны мучения и неудовлетворенность…

Переходим в макетный цех. Здесь изготавливали макеты кораблей, самолетов, всевозможных архитектурных объектов – зданий и мостов, которые будут взорваны в кадре. 

В бутафорском цехе всегда шумно: сюда часто приводили детей на экскурсии. Лучшие свои изделия бутафоры хранят на полках и стеллажах,  расставленных по всем стенам. Видна вырезанная из дерева скульптура Степана Разина, изготовленная для так и не снятого фильма В. Шукшина. Мраморные бюсты, медные колокола, латунные шандалы и подсвечники…  все  сделано из папье-маше. Одним словом – музей. О мастерстве работников этого цеха говорит тот факт, что режиссер М. Донской, получив звание Героя соцтруда, заказал здесь для себя дубликат Золотой звезды, чтобы настоящая хранилась дома и не потерялась. 

В отдельной комнате бутафорского цеха стояла вакуумная установка. Если в нее поместить любой рельефный предмет из гипса, дерева, металла и накрыть его винипленкой, то под воздействием вакуума винипленка плотно облегает деталь, абсолютно точно повторяя ее форму. Для фильма «ТАСС уполномочен заявить» на этой установке изготавливались автомобильные номера иностранных посольств. Они были настолько хороши, что владелец снимавшейся в фильме иномарки не боялся ездить по Москве с бутафорскими номерами посольства США. 

Столярный цех изготавливал мебель, сложные детали на токарном станке. Здесь, кстати, был сделан возок, на котором Денис Давыдов (А. Ростоцкий) в фильме «Эскадрон гусар летучих» катит по заснеженным просторам. Деревянный каркас обтягивался свиной кожей для внешнего сходства и крепости. Но строительство декораций начинается с другого. 

По эскизам и планировкам художника-постановщика архитектурно-конструкторское бюро (АКБ) киностудии разрабатывало и выдавало профессиональный чертеж будущей декорации. Далее в работу вступал постановочный цех. В павильон завозились фундусные щиты: это сбитые из брусков и фанеры щиты самых разных размеров (максимальная высота 4 м, ширина 1,5 м). Они хранились вечно в коллекторах павильонов и сортировались по размерам. Постановщики декорации, т.е. плотники, собирали из них стены строго по чертежам и скрепляли щиты струбцинами. Драпировщики из пошивочного цеха обтягивали эти щиты мешковиной. Затем маляры с ведрами клея и швабрами заклеивали мешковину рулонной бумагой «Крафт». По высохшей бумаге маляры окрашивали валиками все стены колером, утвержденным художником, или оклеивали обоями, в зависимости от того, какой интерьер строился. Постановщики в заранее оставленных проемах укрепляли оконные рамы и двери, заранее отобранные на складах или изготовленные специально. Драпировщики ищут фундусные щиты, которые необходимо обтянуть тканью под «штоф». Бутафоры, если предусмотрено, прибивают к щитам «дикий камень» из папье-маше. Маляры шпатлюют щели и закрашивают.

 Обращаете ли вы внимание на то, что редко в каком фильме в кадр попадает потолок того или иного помещения. Громоздкие осветительные приборы и киноаппараты не умещались в высоту советских квартир, и происходившие там по сюжету фильма события снимались в павильонах, а роль потолка исполнял небольших размеров фанерный щит, обитый белой бязью. Его было удобно переносить с места на место, если в кадре должен быть кусочек потолка. 

Особого внимания требует пол. Он мог покрываться обычным линолеумом, досками, тесинами, но обязательно ставилась подложка из фанеры, чтобы не повредить естественный пол павильона. Если пол предполагался расписной, то зашивался фанерой полпавильона. Драпировщики затягивали фанеру мешковиной. Маляры оклеивали мешковину бумагой «Крафт» и загрунтовывали ее поверхность. Цеховые художники-живописцы расписывали пол согласно эскизу, маляры незамедлительно покрывали роспись лаком в 2-3 слоя и покидали декорацию, унося с собой ведра, клей, лаки и кисти.

 Паркетный пол обычно изготавливался из нарезанных кусочков фанеры, оставшихся от предыдущих декораций, собирался рисунок паркета и прибивался гвоздиками к фанере. Однако в декорациях фильма «Белый Бим Черное ухо» (реж. С. Ростоцкий) художник-постановщик С. Серебренников, скромный, тихий, небольшого роста человек, с трудом отстоял перед художественным советом необходимость постелить в павильоне студии настоящий фабричный паркет. На фанерном паркете при крупном плане видна покраска и блестят шляпки гвоздей, которые к тому же со временем выползают наружу. Каково же собаке жить и играть на таком полу 2 серии?

 Для художника-постановщика очень важно после основной постройки произвести старение декорации, т.е. привести ее к жизненной правде, создать «налет времени». По-настоящему эту важную работу осуществить не мог Цех декоративно-технических сооружений. Его работники могли только распылителем с черной краской пройтись по углам, но этого недостаточно. К. Загорский, один из ведущих молодых (в то время!) художников студии, решал эту проблему так: он надевал замызганный халат, входил в павильон, в свои декорации. Маляры при нем разводили колеры красок в ведрах, отдавали ему флейцы, щетки на длинных палках, кисти и уходили, а художник доводил до нужного состояния вид декорации. Он, словно художник-живописец, накладывал последние мазки на свое огромное объемное полотно. Так было с декорациями к фильму «Звезда и смерть Хоакино Мурьете» (реж. В.  Грамматиков). 

Очень важна фактура декорации, ее максимальное приближение к правде. На фильме «Емеля-дурак» (фильм, увы, не вышел на экраны) русская печь, созданная из брусков и фанеры, была смонтирована со снегоходом. Я довел до реальности ее фактуру так удачно, что понравилось самому. Бутафорская печь, будто только выехавшая из избы, катилась по полям Звенигородского района. На печи, вальяжно прислонившись к трубе, из которой валил пиротехнический дым, сидел Емеля (актер) с самоваром. Пораженные сельчане разве что не крестились, настолько настоящей выглядела эта печь. 

Работники драпировочного цеха в декорации вешают занавески, ламбрекены… Завозится мебель, заранее отобранная с мебельного склада или созданная в столярном цехе. Из реквизиторского склада приносят люстры, канделябры, посуду… Вся утварь занимает свои места. Один день дается на освоение декорации. Режиссер, оператор примериваются к будущим кадрам. Художник с оставшимися мастерами доделывает вечно незавершенные работы. Завтра начнется съемка... 

Тот период жизни киностудии им. М. Горького, о котором я рассказал здесь, угас быстро в тяжелые 1990- е годы. Работа там сегодня вспоминается как короткометражный, промелькнувший на экране сердца фильм жизни.

Сейчас киностудия напоминает уснувшего исполина: пустые павильоны, тишина в цехах, помещения, сданные в аренду… И только талантливые картины, созданные на нашей киностудии ранее, напоминают о коротком соприкосновении твоей жизни с этим любимым всеми искусством.

фото из архива автора.

автор: Евгений Канев
 

Теги: литература, творчество, культура

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев