Логотип Идель
Интервью

Приоткрывая секреты «Буинской Талии»

В августе 2017 года заявила о себе театральная лаборатория «Буинская Талия». Цель лаборатории – расширить представление участников о формате и возможностях современной комедии. Задачи – «перезагрузка» провинциального театра через работу с новыми режиссерами в новом формате и с новым материалом; живое общение с критиками Москвы, Петербурга, Уфы, Казани.

В августе 2017 года заявила о себе театральная лаборатория «Буинская Талия». Цель лаборатории – расширить представление участников о формате и возможностях современной комедии. Задачи – «перезагрузка» провинциального театра через работу с новыми режиссерами в новом формате и с новым материалом; живое общение с критиками Москвы, Петербурга, Уфы, Казани. 

В первой театральной лаборатории «Буинская Талия» приняли участие режиссеры Елена Кудряшова, Тимур Кулов и Дамир Салимзянов – выпускники Щукинского училища разных лет. Им было предложено в течение недели поставить спектакли по пьесам, отобранным руководством буинского театра. В результате представлены три эскиза спектаклей: «Первое представление» — компиляция из пьес Галиасгара Камала «Первый спектакль» и «Ради подарка»; первый акт комедии удмуртского  автора Валерия Шергина «Концлагеристы» и первый акт комедии «Дуры мы, дуры…» по пьесе Дамира Салимзянова.

Буинский театр не перестает удивлять своей активностью. Казалось бы, только-только отшумел затеянный идеологами театрального движения Татарстана Всероссийский фестиваль «Идель – Буа – Урал. Пространство диалога», как там же, в Буинске возник другой, не менее значимый проект –  режиссёрская лаборатория «Буинская Талия». И если в воздухе фестиваля (при всей его важности и нужности) явно ощутимы фимиамы праздника, то новый замысел в большей степени проникнут атмосферой эксперимента, поиском новых тем и выразительных средств. 

Не трудно догадаться, что небогатый театр в российской глубинке вынужден подпитывать свой бюджет кассовым сбором. Предпочтения публики если не диктуют, то основательно корректируют репертуарную афишу, сдвигая стрелку на шкале интереса в сторону «легкого» жанра. Но легкий он только для восприятия, а вот, поди ж ты, поставь его так, чтобы и смешно, и умно. Посему буинцы, организовав новое пространство – пространство лаборатории с весьма удачным названием «Буинская Талия», занялись поиском достойных пьес и постановщиков, способных их воплотить. Для непосвящённых поясню: Талия – родная сестра музы трагедии Мельпомены – испокон веков была ответственна за комедийный жанр. В последние дни  августа прошлого года эта своенравная покровительница комедиантов, показав лишь краешек туники, поманила нас на предстоящий праздник озорства, обещая в ближайшем будущем предстать во всех своих ипостасях. 
Понятное дело, что за недельный срок режиссеры вместе с буинскими актерами могли создать лишь эскизный вариант спектакля. Но эти наброски оказались весьма многообещающими. Не раскрывая всех тайн, попробую рассказать об увиденном.  

Известный российский режиссер, создатель и руководитель Глазовского драматического театра «Парафраз» Дамир Салимзянов в особом представлении не нуждается. Но, возможно, не всем известно, что Салимзянов является и автором драматургических сочинений. На лаборатории он представил эскиз по собственной пьесе «Дуры мы, дуры…». Оттолкнувшись от представления в технике вербатим с его монологами реальных людей о реальных проблемах, режиссер сочинил новогоднюю сказку для взрослых, предпослав ей в качестве эпиграфа подслушанную в жизни фразу «И вот я – одинокая женщина с мужем…». Раскрывая этот парадокс, Салимзянов мастерски выстраивает сюжет, сплетая воедино банальности, доведенные до нелепости, и неожиданные повороты сюжета, словесный комизм и трогательный лиризм. Замужество сильных женщин, таких как Татьяна (Г.Камартдинова) и Наиля (Р.Хамидуллина), вовсе не гарантия благополучия. А одиночество Ларисы (А.Сагеева) – вполне решаемая проблема. Во всяком случае, это утверждает автор-режиссер, преподнося на наш суд вполне оптимистичные перипетии первого акта.

 

За постановку остросюжетной комедии удмуртского драматурга Валерия Шергина «Концлагеристы» взялся молодой режиссер Тимур Кулов. Тему пьесы каждый в меру своего мироощущения может считывать и как расставание с нашим прошлым, и как пророчество о грядущем. Тоталитарный режим, превративший отдельную деревню в своеобразный концлагерь, изувечил всех и вся. Лишил людей не только собственного «я», возможности выражения элементарных чувств и желаний, но даже гендерной принадлежности, хаотично причислив одних к женскому полу, других к мужскому, кому как повезёт. Сатирическую комедию о свободе и несвободе, трактуемую режиссером как жесткий памфлет, артисты разыгрывают с неподдельным азартом, сквозь который просвечивают отчаяние и боль, придавая будущему спектаклю аромат трагикомедии. 
В эскизе раскрылись новые грани дарования Ильфира Султанова (Педрос), проявился творческий рост Аяза Фазлеева (Акчаруд) и юного Тимура Шигапова (Томышев). Раиль Садриев, комический дар и сценическое обаяние которого очевидны, в образе Федота показал артистическую мощь, достойную больших драматических ролей. А в образе Сталкера «из свободного татарского города Агрыз» неожиданно блеснул известный московский критик Александр Вислов. 


Гротеск царит и в пьесе Владимира Жеребцова «Погоня за дураком», к постановке которой приступил башкирский режиссер Зиннур Сулейманов. В респектабельном сообществе чиновников городской управы разгорается жесткая конкуренция за право называться… дураком. Виной всему причуда миллионера и его баснословных размеров премия победителю этого, с позволения сказать, состязания. Показ рабочего варианта обещает, что спектакль может произвести эффект, подобный гоголевскому «Ревизору», и подарить ряд ярких актерских работ.
Две заявки касались проекта «Театр у школьной доски». Станислав Васильев работал над эскизом по собственной инсценировке произведений Чехова, центром которой стала пьеса-шутка «Юбилей». Соединив в одном образе и банкира Шипучина («Юбилей»), и помещика Камышева («На чужбине»), и героя рассказа «Размазня», Васильев явно погрешил против правды характеров персонажей. И безобидный фанфарон Шипучин вдруг превращается в самодура-деспота, измывающегося над юной гувернанткой Юленькой и приживалой месье Шампунем. Столь вольная трактовка чеховских образов весьма сомнительна еще и потому, что цель проекта – знакомство школьников с классикой. Впрочем, разваливающийся на три не срастающихся эпизода эскиз не лишен интересных актерских находок. Хорош Вильнур Шайхутдинов в роли милого бахвала Шипучина, уморительно смешна и трогательна госпожа Мерчуткина Римы Хамидуллиной.

В основу театральной фантазии режиссёра Ольги Кудряшовой положены пьесы Галиаскара Камала «Первое представление» и «Из-за подарка». Действо выстраивается на сочетании отрывков из означенных пьес с инфернальными мельканиями теней-духов старого театра, откровенной пародии на актера в женской роли с докладом по истории театра на школьном факультативе. И постепенно в бездонной утробе примостившегося у кулисы сундука исчезают предметы реквизита, элементы декораций, артисты. Эта метафора – ключ к контекстному посланию с прозрачным намеком на бродячую жизнь первой татарской труппы «Саяр», на всепоглощающую страсть ее актеров к лицедейству, на притягательную, по замыслу режиссера, мистическую природу театра вообще.

С момента написания этого текста прошло достаточно времени, чтобы режиссёрские этюды превратились в полноценные спектакли. Состоялись премьеры «Концлагеристов» и «Погони за  дураком», подтвердив фактом своего появления верность избранного пути по поиску драматургического материала и новых имен постановщиков. На очереди успешная реализация проекта «Театр у школьной доски». Целеустремленность руководства буинского театра не позволяет сомневаться в будущем успехе проекта. 
 
 

Галерея

Теги: Татарстан театр буинск

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев