Логотип Идель
Интервью

Roma Roll: «Всё, что художник оставил на улице, уже не его»

Представителям казанского стрит-арта часто приходится прощаться со своими работами из-за погоды, желания людей испортить красивую вещь и недостаточного уровня развития уличного искусства. Роман Фадеев, известный под псевдонимом Roma Roll, не понаслышке знает о страсти казанских коммунальщиков закрашивать граффити, а потому легко отпускает свои произведения: так он делится творчеством с тысячами прохожих.

Представителям казанского стрит-арта часто приходится прощаться со своими работами   из-за погоды, желания людей испортить красивую вещь и недостаточного уровня развития уличного искусства. Роман Фадеев, известный под псевдонимом Roma Roll, не понаслышке знает о страсти казанских коммунальщиков  закрашивать граффити, а потому легко отпускает свои произведения: так он делится творчеством с тысячами прохожих. 
 
- Роман, расскажите немного о себе: чем вы занимаетесь, как и почему пришли к этому виду творчества? Что-то ведь вас в стрит-арте зацепило. 


 
- Меня зовут Роман Фадеев. Мой псевдоним Roma Roll. Рисую я с детства, а к стрит-арту пришел постепенно. До этого пробовал различные техники и способы рисования. Началось всё очень давно, лет 12-13 назад: мы с ребятами впервые купили аэрозольную краску и пошли рисовать в заброшенные места. С тех пор я рисую без перерыва.


 
- Что вы рисуете? Какая основа ваших работ?
 
- Я рисую, в основном, фотореалистичные работы. Мне интересно работать с объемом: из плоской стены делать какие-то картинки, которые будут действительно реалистичными. Мне очень нравится делать плавные переходы, работать со сложными моментами.
 
- Чем вы вдохновляетесь: это насмотренность или что в голову придет?
 
- Вдохновение, как правило, приходит от просмотра чужих работ. Вот я слежу за российскими и мировыми художниками, смотрю что они делают, и  говорю: «вау!», впечатляюсь и начинаю творить. То есть внутри меня происходит какой-то процесс. Но вдохновляться можно, на самом деле, от всего. Вышел на улицу: солнышко, прекрасная погода, снег растаял - всё круто, пошли позитивные вибрации, и тебе хочется рисовать. Я рисую каждый день, и все мои мысли, действия направлены именно на творчество. 
 
- Давайте немного поговорим о материальной составляющей. Можно ли художнику заниматься стрит-артом, не имея основной работы, и при этом полностью обеспечивать себя?
 
- Конечно. Я уже много лет живу так: нигде не работаю, я рисую что-то на заказ и зарабатываю достаточно хорошо.


 
- Что такое стрит-арт именно для вас?
 
- Вообще изначально нужно разделять граффити и стрит-арт. Стрит-артом, в основном, было что-то типа «бэнкси». Это направление трафарета, который, например, несёт определённый смысл. 
 
А сейчас стрит-арт - это, наверное, всё, что рисуется на улице. Мы можем выйти и увидеть все это вокруг: стикеры, трафареты и даже мозаичка. 
- Вам не кажется, что трафареты - это какая-то заштампованность?
 
- Почему?! Нет. Если есть классная идея, можно ее очень долго воплощать, как я – часами что-то вырисовываю. А если тебе хочется донести идею быстро, можно сделать трафарет, потратить на его создание время у себя в студии, прийти с готовым трафаретом на место, грубо говоря, за минуту всё сделать и пойти дальше. Суть произведения от этого не меняется, главное - передать идею зрителям.


 
- Можно ли наклейки, постеры, граффити, арт-объекты причислить к категории уличного искусства?
 
- Да, это тоже уличное искусство. Всё, что художник оставил на улице, это уже не его - это общее, уличное, для всех, кто идет мимо. Например, кто-то наклеил постер, мозаику и ушёл - оставил для улицы, любого из зрителей. Прошла тысяча человек, тысяча первый подошел, снял - всё, оно его. Это улица, это общее, то есть ничьё конкретное.
 
- Вы легко отпускаете работы? Я слышала, люди их ломают, закрашивают.
 
- Наверное, да. Надо понимать, что есть такая тенденция: в Москве, например, ты можешь нарисовать рисунок вечером, утром прийти, чтобы сфотографировать, а его уже нет - закрасили. Всё зависит от того, как ты к этому относишься. В Казани тоже закрашивают, и очень хорошо. 
Под мостом Миллениум рисунки, по-моему, два раза закрашивали. Один раз вообще уничтожили потрясающие граффити. Перед Чемпионатом мира по футболу под мостом была целая галерея уникальных работ супермировых известных художников, и это просто всё закрасили. Моих работ там не было, но для меня это было более болезненно, чем если бы закрасили мои работы.
 
- Можно ли рассчитывать, что в России будут принято какие-то законы, как в Европе, регламентирующие деятельность уличных художников, их права на собственность, долговременность существования произведения?
 
- Я думаю, да. Всё зависит от правительства, наверное. Сейчас с каждым годом интерес к стрит-арту всё больше растёт, причем не только у людей, но и у администраций районов, города, потому что есть фасады, которые висят уже около десяти лет. Если они висят, значит, есть интерес, иначе их бы закрасили. 
Также сейчас проводятся разные мероприятия в нашей сфере, несмотря на пандемию. Всё возобновляется. И это хорошо.


 
- Где сложнее развиваться в направлении стрит-арту  в Казани, Москве, Питере?
 
- В Казани сложнее, потому что можно выйти на улицу и понять, что стрит-арта практически нет: ты идешь по улицам и нигде ничего не видишь. Работу либо сразу закрашивают, либо художники просто рисуют подальше от центра.
 
В любом другом городе Татарстана, мне кажется, с этим дела обстоят проще, потому что всё так стремительно и тщательно не закрашивается. И там меньше видеокамер. Здесь у нас, в Казани, борются за чистоту. И серые стены: если чиновники что-то увидели новое, яркое, выделяющееся, то, скорее всего, быстро все закрасят, потому что это, по мнению тех же коммунальщиков, какая-то ошибка в системе. Так что именно по стрит-арту в Казани сложно развиваться.


 
- Что хотите пожелать художникам стрит-арта и, в целом, представителям современного искусства?
 
- Я пожелаю художникам республики, которые делают искусство для нас, побольше смелых идей. Пожелаю действовать, не бояться, даже если за творчество будут какие-то штрафы или задержания. Это всё ерунда! Если есть идея, то, я считаю, её нужно доносить до людей. Даже если нет денег, нет, как может показаться, возможностей, всегда можно что-то найти, придумать, реализовать.

Теги: стрит-арт, художники, татарстан, творчество, культура, изо, граффити

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев