Логотип Идель
Интервью

«Рояль в Джазе» принес победу

Музыка негритянских кварталов – или музыка не для всех – имеет к нашей «мусульманской» столице самое непосредственное отношение. Джазовая слава настигла Казань в ее советский период: это и великий Олег Лундстрем со своим биг-бендом, и Виктор Деринг, начавший свой джазовый путь в Казани. Кстати, первый отечественный джем-сейшн тоже прошел в нашем городе. Долгое время советская Казань носила негласный, но такой почетный статус джазовой столицы СССР. А сегодня чисто казанский джаз жив или, скорее, мертв? Поколение next любит ли джаз? Или Элджеи с Милохиными – это наше все?

Музыка негритянских кварталов – или музыка не для всех – имеет к нашей «мусульманской» столице самое непосредственное отношение. Джазовая слава настигла Казань в ее советский период: это и великий Олег Лундстрем со своим биг-бендом, и Виктор Деринг, начавший свой джазовый путь в Казани. Кстати, первый отечественный джем-сейшн тоже прошел в нашем городе.  Долгое время советская Казань носила негласный, но такой почетный статус джазовой столицы СССР. А сегодня чисто казанский джаз жив или, скорее, мертв? Поколение next любит ли джаз? Или Элджеи с Милохиными – это наше все?


 
«Мы больше не играем джаз»

Казань джазом увлечена до сих пор. Это факт. И даже представители того самого поколения next, которое у многих вызывает скептицизм относительно развитого у них чувства прекрасного, знают и любят джаз. А особо одаренные идут обучаться профессии джазмена. Главный по подготовке профи в этой области – Казанский государственный институт культуры. Для будущих джазовых музыкантов здесь есть и специальное отделение – кафедра «Эстрадно-джазового исполнения». И вакантных мест на этой кафедре последние несколько лет не наблюдается. 

Александр Козлов, руководитель эстрадного-джазового оркестра,  преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусств: 

«На кафедре я не так давно. А до моего прихода здесь работал человек, который всегда был и будет примером для подражания. Это профессор Анатолий Василевкий, очень известный джазмен нашего города и республики. Долгое время он являлся дирижёром казанской филармонии и государственного оркестра «Джаз-Ben», а спустя какое-то время Анатолию Александровичу пришлось покинуть институт культуры, и на его место пришел я. История нашего коллектива, который носит название «Эстрадно-джазовый оркестр», началась пять лет назад. Я собрал команду из невероятно креативных, интересных, а главное, инициативных людей, с которыми по сей день мы ведем плодотворную работу. Как руководитель я считаю, что движение вперед очень важно. Когда-то мы давали по 3-4 концерта в год, а сейчас количество выступлений увеличилось до 45-50, и это, действительно, здорово. Я - человек, способный изменять уже существующие правила и традиции. Именно поэтому мы больше не играем джаз, который принято называть классическим, а выходим на новые уровни, расширяя спектр исполнения. 

Наш коллектив любит экспериментировать, пробовать, что-то новое, и в 2018 году мы с ребятами отправились в Москву испытать удачу в очень популярном джазовом фестивале-конкурсе «Рояль в Джазе». В мыслях не было, что станем победителями и займем первое место! Эта победа стала отличной мотивацией для команды и открыла новые перспективы для дальнейшего развития.

Когда только подавали заявку на конкурс, сомневались, если честно, что сможем победить: закрадывались мысли, что ничего не получится, так как этот фестиваль собирает очень сильные и способные команды. Но победили! Было приятно видеть, что Казань может составлять серьезную конкуренцию и, в конечном итоге, стать самой лучшей в джазовом плане.

При объявлении победителей у меня была гордость не только за ребят, но и за уровень джаза в Татарстане. Именно в тот момент пришло осознание, что эта победа – результат тяжелого большого труда многих людей. Это большая история! И я рад, что мне удалось стать ее частью. 
Участие в фестивале помогло наладить связь с коллегами из других регионов, что в профессиональном плане очень важно.  Мы с ними до сих пор общаемся, обсуждаем определенные рабочие вопросы и даже хотим запустить какой-нибудь совместный музыкальный проект. Скажу по секрету, что эта идея уже на стадии разработки. 

На этот год у нас грандиозные планы: мы планируем участвовать в нескольких крупных джазовых фестивалях, а также провести джазовый тур по торговым центрам Казани: так мы хотим как можно большее количество людей познакомить с уникальным миром джаза. С уверенностью могу сказать, что такое нельзя пропускать!»
 
«Джаз никогда не умрет!»

Лундстрем с Дерингом могут спать спокойно: в их любимой Казани джазовые традиции не только трепетно хранят, но и развивают и популяризируют. Обилие джазовых фестивалей, концертов, мастер-классов и джем-сейшенов позволяет не только джазменам оттачивать сложные навыки импровизации. Джаз и в ХХ1 веке прирастает поклонниками и фанатами. Ситуация такова, что позволяет, не боясь сглазить, утверждать: «Джаз не умрет никогда». Во всяком случае, по мнению Альфии Вознесенской - руководителя вокального коллектива, доцента Казанского государственного университета культуры и искусства:

«Работа с вокальным коллективом – это процесс, при котором постоянно приходится создавать и придумывать что-то такое, что сможет покорить публику. Каждый из моих учеников – талантливая личность, а главное, уникальная. Заходя в аудиторию, я вижу горящие глаза своих студентов, и у меня появляется желание «делать настоящую музыку». 

Наша вокальная группа называется «SWEET FIVE», в нее входят шесть человек –   молодые профессионалы и фанаты своего дела. Вместе с ребятами мы постоянно собираемся для репетиций, которые отлично поднимают командный дух, необходимый на конкурсах разного уровня. Мы принимали участие в таких творческих состязаниях, как «The light of Kazan», «Будущее России», «Мартовский блюз», «Возрождение», «Море талантов», «Созвездие», «Золотая Лира».

Мы успешно выступаем как на камерных мероприятиях, так и на масштабных концертных городских площадках. И это не только Казань. Мы гастролировали в Крыму, Москве, Сочи, Самаре и Ижевске. И нас везде принимали тепло. Значит, людям нравится то, что мы делаем. Но больше всего мы гордимся тем, что два года подряд в 2018 и 2019 гг., мы представляли Казань на Международном фестивале «Московская весна A Cappella». 

В этом конкурсе принимали участие 26 коллективов из нескольких стран. Общение с иностранными коллегами стало весьма необычным опытом, так как у них совершенно другое мировоззрение и отношение к искусству. Но в том, что касается музыки, джаза, наши взгляды с иностранцами совпадают: «Джаз – это направление в музыке, которое никогда не умрет!»

Обожаю такие мероприятия и поездки! Ведь я и моя команда находимся в окружение единомышленников, мы искренне выкладываемся по полной на концертах!  

Никогда не забуду, как на «Московской весне A Cappella» мы носились с голосованием. Дело в том, что сразу после первого выступления нашему коллективу присвоили номер «105», и в свободное время мы делали массу рассылок друзьям и знакомым для набора голосов. Безумно удивились, когда наш показатель вышел в топ. Чувствовалась поддержка Татарстана, а также казанских джазовых коллективов. На тот момент это стало для нас хорошим стимулом и одной из самых запоминающихся историй. 

Мои ребята в своей музыкальной карьере ставят себе высокую планку. Я горжусь ими. Как только начнутся занятия в вузе, мы возобновим выступления на разных мероприятиях и продолжим активно двигаться к намеченным целям».

 
Сегодня молодые джазовые исполнители представляют Казань на различных всероссийских и международных конкурсах, не просто отстаивая честь советской джазовой столицы, но и продвигая «музыку не для всех» в массы.

Наверное, чтоб она стала понятна и любима всеми. Даже поклонниками Элджея с Моргенштерном.

Фото предоставлены кафедрой музыкального искусства КазГИКа
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Теги: джаз Казань музыка КазГИК

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев