Логотип Идель
Интервью

Сергей Дин: «Нейросеть – это игра в бога»

Считается, что современный писатель, «поселившийся» в интернет пространстве, окучивает исключительно модные (сиюминутные) темы. И даже творческий язык у него соответствующий – зачастую слишком индивидуальный, скажем так. Или, на крайний случай, он пишет о любви – беспроигрышная тема, дающая волю фантазии. И мало кого смущает, что все это творение на самом деле есть макулатура – цифровая ли, классическая ли. На фоне таких творцов наш нынешний герой какой-то из прошлой жизни: он мудр, нетороплив, не любит самопрезентаций и, о чудо, немногословен. Что, согласитесь, для писателя слегка странно. Или не странно, если учесть, что Сергея Дина сегодня, в 21 веке, интересует такой жанр, как эпос – тягучее, красивое, глубокое повествование о Главном.

1. Сергей, первый вопрос просто напрашивается: как и почему вы решили обратиться к теме, напрямую связанной с тюркским миром? Чем вас так привлек именно башкирский эпос?

- Я родился, вырос и живу в Башкортостане. Культурные традиции башкирского народа мне знакомы и интересны. Наряду с таким монументальным произведением, как «Урал Батыр», «Акбузат» не менее значителен и эпичен. Мне захотелось придать ему новое, поэтическое звучание.

2. Это ваше первое обращение к такой необычной для 21 века теме или вы – поклонник эпоса как жанра и башкирского (мусульманского) эпоса в частности?

- «Акбузат» – мой дебют в этом жанре, но я не считаю, что эта тема необычна для 21-го века. Скорее, незаслуженно забытая.

3. Почему-то с первых строк «Акбузата» мне вспомнился Лермонтов с его «Мцыри» – в стилистическом плане. Это моя личная ассоциация или, действительно, речевые особенности вашего и лермонтовского изложения перекликаются?

- В «Акбузате», как и в «Мцыри», размер строки восемь слогов, но у Лермонтова ударение в строке на последний слог, а в «Акбузате» на предпоследний, поэтому звучание немного другое. Подобный стиль использован автором «Калевалы» Элиасом Лённротом, а потом им пользовался и Лонгфелло в «Песне о Гайавате»/

4. О вас очень мало информации в интернет пространстве. Топливно-энергетический колледж, который вы окончили, совсем не вяжется с высокой литературой. Как вы пришли в мир поэзии? С детства увлекались сочинительством?

- Профессия – это для хлеба насущного. А сочинительством увлекаюсь с детства. Сначала я переписывал окончания любимых произведений. Если они заканчивались печально, то в моём варианте все для героев складывалось хорошо. Стихи были позже, сначала больше как песенные тексты.

5. Вы написали 87 стихотворных произведений (если сведения не устарели). Для вас творчество что: самовыражение, свобода, параллельный мир, хобби, способ заработать на жизнь?

- Творчество для меня точно не хобби – слишком серьезно. Не способ заработать – ещё ничего не заработал. Свобода в данном контексте тоже нет - какое-то неопределённое понятие. Поэтому творчество, скорее, параллельный мир.

6. Практически у каждого писателя-поэта есть или были кумиры, чьими произведениями они восхищались на разных этапах жизни и наверняка, вольно или невольно, подражали им. С вами так же было? Или вы абсолютно самобытны и независимы?

– Стараюсь всегда звучать по-своему, но в качестве эксперимента иногда использовал стиль понравившегося поэта, не скрывая этого.

7. Сегодня многие люди книжки стряпают, как пирожки. И зачастую не важно, есть этакому автору что сказать миру или ему просто надо потешить самолюбие. Вас раздражают графоманы или вы относитесь к такому вот «поиску себя» спокойно?

– Графоманы меня не раздражают – я их не читаю.

8. Творчество каких современных писателей вас приятно удивляет?

- Из последнего прочитанного по-хорошему удивил роман Светланы Чураевой «Шурале», есть интересные вещи у поэта Алексея Никонова.

9. Знаете ли и общаетесь ли с татарстанскими писателями?

- С некоторыми татарстанскими писателями знаком заочно, ещё по участию в конкурсе «Хижицы», а также по литературному сообществу «Калитка» в соцсети, которое периодически просматриваю.

10. Разделяете ли вы неумирающее некрасовское мнение, что «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

- Конечно. Иначе мы как страна и общество потеряем смысл.

11.О чем сегодня должны говорить писатели – о вечном или о наболевшем?

- И то и другое всегда актуально. Одно (наболевшее) ищет ответы в другом (вечном).

12.Как вы думаете, писатели сегодня по-прежнему властители дум или их роль заметно потускнела в век цифровизации?

- Навряд ли тут дело во всеобщей цифровизации. Писатели прекрасно заполняют собой цифровое пространство. Им ничто не мешает оставаться и там властителями дум.

13.Писатель – одна из немногих профессий, которая пережила века. Писатели и сегодня популярны, хотя молодежь в своей массе книг не то что не читает – не знает классиков, которых, вроде, проходят в школе. Писатели и дальше будут существовать? Или, с учетом стремительного увлечения всякими роботами, их заменит пресловутый «искусственный интеллект»?

- Я не верю в то, что искусственный интеллект или какие-то нейросети смогут заменить человека. Все это, по-моему, игра в бога. Человек (писатель), как личность - это не просто набор энциклопедических знаний, тысячи страниц просканированного текста. Это, прежде всего, личный жизненный опыт, в том числе на уровне эмоций, на уровне всех доступных человеку чувств.

Теги: писатель

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев