Логотип Идель
Интервью

Случайных победителей не бывает

Республиканский олимпиадный центр Министерства образования и науки Тататарстана был открыт в Казани в августе 2014 г. по предложению Энгеля Фаттахова, возглавлявшего в то время ведомство.

Республиканский олимпиадный центр Министерства образования и науки Тататарстана был открыт в Казани в августе 2014 г. по предложению Энгеля Фаттахова, возглавлявшего в то время ведомство.

Этот центр был создан не для галочки и разных отчетов, а для того, чтобы в республике работа с талантливыми и одаренными детьми велась системно и была результативной: педагоги считают, что именно такой подход поможет развивать природные способности ребят, развивать в них лидерские качества. 

Сегодня центр формирует так называемые портфолио одаренных детей. В портфолио отражены не только таланты и способности, но и победы юных татарстанцев в различных творческих состязаниях. Центр проводит и региональный этап олимпиад, а также отбирает и направляет детей на Всероссийские и Международные олимпиады. 

Кроме того, специалисты центра помогают участникам напряженных соревнований справиться с собой, победить естественное волнение и страх перед  масштабными олимпиадами. Для этого педагоги центра берут на себя психолого-педагогическое сопровождение подготовки участников олимпиадных команд от республики. 

В 2016 г. в структурное подразделение Республиканского олимпиадного центра включили круглогодичный оздоровительно-образовательный комплекс «Дуслык». 

Здесь более 10 тыс. одаренных детей ежегодно получают качественное образование, проходят тренинги и участвуют в различных мастер-классах, что помогает выработать личностные и профессиональные навыки. Комплекс вмещает в себя одновременно 180 человек, что позволяет принимать массовые мероприятия регионального и всероссийского уровня – профильные смены, турниры, квесты, мастер-классы, семинары и конференции. 

«Дуслык» полностью приспособлен под автономное пребывание. Здесь оборудован учебный корпус, расположены уютные номера для проживания, холлы для игр и развлечений, многофункциональный зал, аудитории для киносеансов. Есть и своя уютная столовая. В «Дуслык» проводятся и всевозможные учебно-тренировочные сборы по подготовке ребят к олимпиадам. Есть трехдневные и семидневные смены. Специально для обучения ребят учреждение приглашает учителей-тренеров и преподавателей вузов, которые затем становятся председателями или членами жюри учебно-методических комиссий. 

Одним из преподавателей, внесших большой вклад в подготовку ребят-олимпиадников, является учитель права и обществознания «Лицея-интерната №2» Ильсур Зиганшин. Именно под его руководством 14 татарстанских учеников стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. 

«Особенно приятно, когда мы видим наши результаты. Работы во время проведения олимпиад, конечно, много. Например, на республиканских и региональных этапах наши сотрудники, методисты трудятся сутками, такова специфика работы», – рассказала журналу «Идель» директор Республиканского олимпиадного центра Гульнара Исламова.

 Дети приезжают и заселяются в комплекс утром, и уже в этот же день методисты проводят инструктивное совещание. Сам процесс написания олимпиады начинается утром следующего дня и занимает у школьников от 3 до 4 часов. Далее следуют этапы просмотра написанных работ членами жюри и их кодировки, а после – разбор заданий вместе с участниками, проверка, раскодировка и, наконец, подведение итогов олимпиад. Дети узнают, сколько баллов получили и в каких заданиях допустили ошибки. Если они не согласны с выставленными баллами, то имеют право подать на апелляцию. Таким образом, работа сотрудников заканчивается поздно вечером, после чего они еще печатают дипломы для победителей, призеров и преподавателей. 

Особое внимание центр уделяет экологическому образованию. V  Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды, Республиканский экологический фестиваль-конкурс сценического творчества школьников «Радужная сцена», III Межрегиональная научно-практическая конференция «Моя малая родина», Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост», VII Республиканский экологический фестиваль школьников «Природа и мы» – это далеко не весь список мероприятий, организованных учреждением в 2018-2019 учебном году. 

Стоит отметить, что число участников интеллектуальных олимпиад школьников увеличивается с каждым годом. При этом растет и динамика результативности выступления сборной республики на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Если в 2018 г. это число достигало 139, то в этом году отметка поднялась до 148. Абсолютными победителями этапа олимпиады 20182019 учебного года стали девять человек.

 Мы связались с некоторыми из ребят и попросили рассказать о подготовке к олимпиадам, а также поделиться впечатлениями о Республиканском олимпиадном центре.

КСЕНИЯ АЛЫМОВА, абсолютный победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 уч. года по предмету «Технология», ныне – студентка Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна: 

– В олимпиадном движении я участвую с восьмого класса, и за четыре года олимпиада по технологии стала частичкой меня и моей жизни, а руководитель – моей олимпиадной мамой. История о том, как я оказалась во всей этой приятной «кутерьме», весьма забавная, можно даже сказать, что все получилось спонтанно. Учитель по технологии увидела во мне потенциал, который я способна раскрыть в процессе олимпиадной деятельности, и предложила мне поучаствовать в ней. Тогда я ещё не знала, что таится в «закулисье», и, не раздумывая, согласилась. На базе центра я участвовала в различных учебно-тренировочных сборах, которые проводили члены жюри регионального этапа. На региональном уровне олимпиад я всегда занимала призовые места, два раза выезжала на Россию, в один из выездов стала абсолютным победителем. Считаю, что для того, чтобы добиться хорошего результата, нужно усиленно заниматься только одним предметом, поэтому участвовала только в олимпиаде по технологии.

РАЛИНА КУНАФИНА, абсолютный победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 уч. года по предмету «Искусство (МХК)», ныне – студентка Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета: 

– Любовь к предмету «История искусств» появилась у меня с четвертого класса в художественной школе. После седьмого класса, перейдя в другую школу, я встретила своего преподавателя. Она и направила меня на этот олимпиадный путь. Это ее огромная заслуга, что я достигла таких результатов, которые имею сейчас. Перед каждым этапом олимпиад, начиная с городского и заканчивая Всероссийским, мы проходили сборы. Они помогали формировать коммуникацию между преподавателями и тобой. Ты понимаешь, что должен будешь общаться с членами жюри – точно такими же профессорами и докторами наук, как и преподаватели перед тобой. «РОЦ» нам очень сильно помог в плане этой небольшой психологической практики. В этом году перед Всероссийским этапом олимпиады я ездила в оздоровительно-образовательный комплекс «Дуслык». Подготовка там была просто классной! К нам приезжала преподаватель из Московского университета, читала нам чудесные лекции, которые оказались очень полезными. 

МИХАИЛ СЛУШКИН, абсолютный победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 уч. года по предмету «Технология», ныне – студент КНИТУ-КАИ им.  А.Н.  Туполева: 

– Технология стала мне интересна с пятого класса, когда появилась в расписании. С этого же времени я начал увлекаться авиамоделизмом и техникой. Мне нравилось работать не только руками, но и на станках, изобретать. Во Всероссийской олимпиаде школьников по предмету технология я начал участвовать с девятого класса. Про «РОЦ» я узнал в 2017 году, когда стал готовиться к республиканскому этапу ВСОШ. Тогда занял второе место на региональном этапе, в 2018 году стал победителем регионального этапа, а в 2019 году – победителем регионального и абсолютным победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады. 

Все олимпиадные сборы и консультации в различных областях технологии проходили на высоком уровне. Проводились теоретические и практические занятия. Подготовка в этом центре давала мне уверенность в собственных знаниях. Общение с будущими участниками олимпиады создавало здоровую конкуренцию, благодаря чему образовывался командный дух, и мы помогали друг другу чем могли.

 Помимо получения новых знаний, ярких эмоций и новых знакомств, для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады есть еще один плюс – это возможность поступления по профилю в любой вуз России без конкурса. Однако для этого ребятам нужно приложить большие усилия. «Важно понимать, что если идти только по школьной программе, то победителем или призером стать невозможно. Для этого требуется углубленное изучение предмета, поэтому мы начинаем готовить детей уже с начальной школы. Случайных победителей здесь не может быть», – особо подчеркивает директор учреждения.

 В ближайших планах руководства Республиканского олимпиадного центра – расширение оздоровительно-образовательного комплекса «Дуслык». 

Планируется, что комплекс выступит опорной площадкой нового Республиканского центра, основанного по модели Образовательного центра «Сириус» из Сочи. Соглашение, предусматривающее его создание на базе Казанского Университета Талантов, подписали в мае этого года Президент РТ Рустам Минниханов и руководитель Образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева. 

Фото из архива РОЦ
 

Теги: казань, городска культура, мэрия

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев