Шутки шутками: основы юмора от казанского стендап-комика Матвея Ромашкина
Поговорили с резидентом казанского стендап-клуба, участником популярного ТВ-проекта «Открытый микрофон» Матвеем Ромашкиным о комедии, карьере в стендапе и важности юмора в жизни.
— Какой базой должен обладать начинающий стендап-комик?
— Если речь идет о КВНовской базе, то она будет полезна, но не является определяющим или
решающим фактором. У множества известных ныне комиков отсутствует КВН-прошлое, но это не
мешает им достигать больших результатов и быть смешными артистами. Мне кажется, главное —
насмотренность и практика. Нужно смотреть, быть в контексте, не ограничиваться зоной
комфорта, держать руку на пульсе. Комик должен быть открытым новому и уметь выбирать менее
комфортные варианты, чтобы перерабатывать их в комедию.
— Чьи выступления лучше посмотреть или послушать, чтобы начать шутить?
— Лучше смотреть всех подряд, постепенно выбирая и узнавая, кто больше нравится, на кого
хочется ориентироваться. Я начинал смотреть с первых сезонов шоу «Stand Up» на популярном
федеральном канале. Сейчас они могут показаться устаревшими, но по ним можно понять, как
строить шутки, это довольно полезно.
— Нужна ли в юморе определенная цензура?
— Я не скажу, нужна ли она, потому что не видел юмора без цензуры, и не уверен, были ли такие
периоды. Сам юмор был во все времена — получается, что цензуре нужен он. А она есть во всех
сферах: телеканалы, социальные сети, видеоплатформы. Думаю, сейчас комики сами выбирают, в
условиях какой цензуры им комфортнее и удобнее существовать.
— Правда, что нецензурная лексика помогает быть смешнее?
— Не считаю, что она нужна, но она влияет на юмор. Это можно понять, сходив на хороший
стендап вживую. Тут можно провести аналогию с едой: нужны ли специи — соль, перец, паприка,
чтобы съесть еду? Нет, не нужны, но они влияют на вкус. Нецензурные слова могут усилить эффект
от шутки, но важно, чтобы она была смешная. Иногда, если «приперчить» её хлестким словом, то
получится «просто песня». Важно понимать, когда стоит использовать такую лексику, а когда это
неуместно.
— Какие шутки лучше всего «заходят» молодой аудитории?
— Молодость аудитории не значит ее ограниченность в понимании каких-либо шуток: им
одинаково «заходят» как юные, так и взрослые комики — главное, чтобы шутки были смешными.
Но если в зале будет сидеть человек 18-ти лет, ему, наверное, будет чуть труднее понять людей,
которые рассказывают про жизнь с детьми или про опыт разводов. При этом, если этот зритель
переживал данные ситуации в роли ребенка, ему будет интересно послушать о том, что
чувствовали и как рассуждали его родители.
— Что делать тем, кто не умеет шутить?
— Если нет цели научиться — просто жить счастливую жизнь. А если есть цель и желание овладеть
юмором, то нужно смотреть, как это делают другие люди, которые умеют, и учиться у них.
Смотреть, в какие моменты люди смеются, пытаться понять эту закономерность, практиковаться в
компании друзей, коллег и на сцене. Большинству людей смешно от тех мыслей и ситуаций, в
которых они были сами. Попробуйте начать шутить на те темы, в которых вы разбираетесь, или о
тех жизненных обстоятельствах, которые вы прожили сами.
— В сети можно встретить онлайн-курсы по прокачке юмора. Как думаешь, они эффективны?
— Я считаю их довольно сомнительным занятием для тех, кто хочет заниматься юмором.
Достаточно обратить внимание на тех, кто там преподает.
— Существует мнение, что чувство юмора нельзя развить, что это требует определенного
таланта. Согласен с этим?
— Думаю, что чувство юмора можно развить. Главное — смотреть и изучать окружающие вещи и
очень много разной комедии, а также практиковаться. Спрашивать советы у людей, которые, по-
вашему мнению, шутят смешно, учиться применять их приемы в жизни. Юмор — такой же навык,
как писать, читать или водить машину, его можно приобрести и прокачивать.
— Важно ли в жизни уметь шутить?
— Я считаю, что уметь шутить в жизни не так важно. Важно быть вежливым человеком, проявлять
сострадание и милосердие. Но вежливость в совокупности с юмором могут открывать
поразительно большее количество дверей, поэтому это может быть приятным бонусом.
5 стендап-приемов от Матвея Ромашкина
1. Если шутка понравилась тебе, но в зале абсолютная тишина, то стоит задуматься. Если она
абсолютно ни у кого не вызвала реакции, значит, над ней еще нужно поработать. Возможно, вы —
непонятый гений, и в зале все дураки, но высока вероятность, что это не так. Не обижайтесь на
людей, а попробуйте улучшить эту шутку.
2. Можно черпать вдохновение и идеи из жизни, поездок, общения с разными новыми людьми,
узнавать от них что-то новое, искать в них смешное, интересное, услышать их мысли, а потом
переводить этот опыт в творчество.
3. И да, любой опыт можно переработать в то, что вы делаете. Даже просмотр работ и
выступлений других артистов очень вдохновляют меня.
4. Люди, которые начинают шутить, в основном рассуждают о том, что им ближе. Часто — о том,
какие у них имена, нравятся они им или нет; про свой город, семью, какие у них взаимоотношения
с родителями. Важна насмотренность — это правило работает и в юморе. На мой взгляд, этому
можно научиться.
5. Контекст играет очень большую роль. Одна и та же шутка в двух разных местах может сработать
совершенно по-разному. Нужно понимать, где ты шутишь, и осознавать контекст. И для того,
чтобы нарушать правила, нужно их хорошо понимать.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев