Логотип Идель
Интервью

Сюжеты и герои МАГДАЛИНЫ МАВРОВСКОЙ

Магдалина Константиновна Мавровская (1914-2012) была современницей нескольких поколений казанских художников. И всегда оставалась актуальной для ценителей её работ. 98 прожитых лет, большая часть из которых посвящена искусству. Запечатлев виды старой Казани, обращаясь к литературным сюжетам, Магдалина Мавровская не поддавалась конъюнктуре, а работала лишь по велению души. Успех связан и с удачно выбранной ею графикой, становлению которой в Татарстане она посвятила жизнь. Хотя были и красочные акварели, именно черно- белые графические работы, мастерски передающие пейзажи, героев, облики улиц, определили особое значение Магдалины Мавровской в искусстве.

Магдалина Константиновна Мавровская (1914-2012) была современницей нескольких поколений казанских художников. И всегда оставалась актуальной для ценителей её работ. 98 прожитых лет, большая часть из которых посвящена искусству. Запечатлев виды старой Казани, обращаясь к литературным сюжетам, Магдалина Мавровская не поддавалась конъюнктуре, а работала лишь по велению души. Успех связан и с удачно выбранной ею графикой, становлению которой в Татарстане она посвятила жизнь. Хотя были и красочные акварели, именно черно- белые графические работы, мастерски передающие пейзажи, героев, облики улиц, определили особое значение Магдалины Мавровской в искусстве.

 

 

 

Признание сопутствовало Магдалине Мавровской всегда. Семь персональных выставок; одна из наиболее масштабных прошла в 1984 году. В 2014 году к 100-летию художницы состоялась ретроспектива её работ в Национальной художественной галерее «Хазинэ». В фон- дах Государственного музея изобразительных искусств РТ хранится около 170 графических листов, представляющих различные темы и периоды её творчества. Работы Мавровской изучают, бережно собран и издан каталог недавней выставки.

 

 

 

Век Магдалины Мавровской хорошо исследован, искусствоведам и историкам искусства известны основные вехи её пути.

 

 

Начало – в семье православного священника, благодаря чему и получила девочка редкое библейское имя мироносицы Магдалины. На Урале, в селе Маминское Шадринского уезда Пермской губернии (ныне Свердловской области), и родилась весной 1914 года будущая художница. Здесь стоит особо сказать об отце - Константине Александровиче Мавровском, окончившем Пермскую духовную академию. Его однокурсником по академии был знаменитый уральский сказочник Павел Петрович Бажов. После окончания академии Мавровский и Бажов преподавали в епархиальном духовном училище, где готовили учительниц начальных классов. Мавровский учил Закону Божьему, Бажов – русскому языку. Весь уклад просвещенного провинциального духовенства, привычка к чтению, красота уральской природы определили судьбу Магдалины.

 

 

... Репрессии против духовенства не обошли стороной Мавровских. Несколько лет Константин Алексан- дровичпровёлвлагерях,а после чудесного, но еще не столь редкого для начала 30-х гг. освобождения с семьей перебирается в Казань.

 

 

Город Магдалина познавала с карандашом в руках – бродила по казанским улицам, рисовала башни Кремля, силуэты особняков и храмов, заглядывала в колоритные татарские слободы. Из впечатлений ранней юности появится много лет спустя её уникальный цикл «Казань в недалеком прошлом» («Старая Казань», 1987), в котором есть подлинный графический шедевр – «Федоровский монастырь».

Все закономерно, и Магдалина Мавровская поступает в Татарский техникум искусств (ныне Казанское художественное училище им. Н.И. Фешина). В реалиях соцреализма она не только не затерялась, но и нашла свое особое место среди целой плеяды казанских художников-ровесников. С военного 1942 года Мавровская – постоянный участниквыставокТАССР,апотоми зональных, и всероссийских.

 

Были замечательные акварельные натюрморты, портреты Марины Цветаевой, кавалерист-девицы Надежды Дуровой и даже Фиделя Кастро, но главными для Магдалины Мавровской оставались тихие графические серии. Уже упомянутая выше «Казань в недалеком про- шлом», пейзажная серия рисунков «Абрамцево», «Булгары», «Башни

Казанского Кремля». Была серия, навеянная временем и идеологией – «Деревня Кокушкино — место первой ссылки В.И. Ульянова-Ленина». Но и она выполнены мастерски, без тенипринужденияипоспешности.

 

Магдалину Константиновну хорошо знали и любили в казанских литературных музеях. Её акварельные работы, посвященные толстовским местам Казани, были созданы еще в начале 1950-х гг. и имели большой успех.

 

 

Но главными стали Тукай и Горь- кий. К их образам и произведениям Магдалина Мавровская возвраща- лась в течение всей жизни. Пейзажи родникового Заказанья, где художница подолгу жила, проникаясь миром и бытом татарской деревни. Серии «Тукай в детстве», «Юность Тукая», портрет «Последняя весна» – все это стало частью богатой тради- ции восприятия художниками образа поэта.

 

 

... «Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но духовно – в Казани.Казань–любимейшийизмоих «университетов» – эти слова Горького стали путеводными в творчестве художницы. Без имени Магдалины Мавровской нельзя представить и историю Литературно-мемориального музея А.М. Горького в Казани, недавно обновленного и привлекающего туристов со всего света. В 1944-53 гг. Мавровская работала здесь художником-оформителем и участвовала в создании нескольких заметных в послевоенной Казани выставок. Дружба с горьковским музеем не прекращалась в течение всей жизни, многие её работы находятся в фондах. Здание музея оставалось для Мавровской родным домом до конца жизни. В 1981 году здесь прошла выставка её работ.

Магдалине Константиновне посчастливилось застать еще людей, знавших Горького, включая его современника по казанской жизни, хозяина пекарни, у которого работал Алеша Пешков в 1886–1887 гг., Андрея Степановича Деренкова. Знала она и жену Горького Екатерину Павловну Пешкову, дочь Шаляпина – Ирину Федоровну Шаляпину. Беседы с ними помогали глубже понять казанский период жизни Горького, определили художественные интересы на долгие годы.

 

 

Работы, посвященные Горькому и его произведениям, создавались в разные времена. «Встреча Маши Деренковой с Алексеем Пешковым» – еще в 1945 году; через год появятся

иллюстрации к пьесе «На дне», к повести «Мои университеты»; в пер- вой половине 1950-х гг. – к рассказам «Коновалов», «По Руси (Молодой Горький)». Через много лет сложится ценнейшая графическая серия «Горь- ковские места в Казани» (1976–79). Это офорты: «Старая пристань, где Алексей Пешков работал грузчиком», «Подвал-пекарня», «Ночлежка набывшейМокройулице»,«Садге- неральши Корнэ», «Развалины быв- шего стекольного завода», «Казан- ский университет» и др. листы.

Но для читателей журнала «Идель» мы напомним или, быть может, впервые покажем любопытные работы из другой горьковской серии Магдалины Мавровской – «Образы татар в произведениях М. Горького» (1958–1959). Немного позднее (в 1961-1962) Мавровская вернётся к этой теме в новом тех- ническом исполнении: «Ибрагим»,

«Сторож Али Юнусов», «Хаби» и др. Обратите внимание, как точно показан художницей джадидский образ читающего газету Юнуса Са- битова, из горьковского «Евграфа Букеева» – одного из набросков будущей пьесы «Егор Булычов и другие»!

 

 

В одно время с ней творили большие казанские художники, дажеесливспомнитьтолькографиков: мастер книжной иллюстрации Байназар Альменов; недавно ушедшая Ирина Колмогорцева, чьи тукаевские работы давно признаны и любимы в республике; Татьяна Андреевна Зуева и другие авторы.

 

 

Магдалина Мавровская среди них – часть истории художественного процесса Татарстана XX века, и отдельно – негаснущая свеча мастера, чьи работы привлекают людей вновь и вновь, дарят тепло, учат понимать культуру и родной город.

 

Теги: время, культура, журнал "Идель"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев