Вильнур Шайхутдинов: «Театр дал мне возможность прожить множество судеб»
Артистическая карьера бывшего учителя Вильнура Шайхутдинова началась менее четырех лет назад – худрук буинского театра поверил в талант молодого филолога и пригласил его в свою труппу. Сегодня тридцатилетний актер играет ведущие роли и с улыбкой вспоминает те времена, когда сцена казалась несбыточной мечтой.
Артистическая карьера бывшего учителя Вильнура Шайхутдинова началась менее четырех лет назад – худрук буинского театра поверил в талант молодого филолога и пригласил его в свою труппу. Сегодня тридцатилетний актер играет ведущие роли и с улыбкой вспоминает те времена, когда сцена казалась несбыточной мечтой.
Вильнур Шайхутдинов родился 2 ноября 1987 года в Кировской области. В четырехлетнем возрасте он переехал с мамой на ее родину – в деревню Бэрэнге в Марий Эл. Конец 80-х и тем более 90-е – не самое простое время для воспитания детей и безмятежной веры в светлое будущее, тем более для мамы-библиотекаря, в одиночку воспитывающей ребенка. Выживать приходилось в буквальном смысле слова, но от полной нищеты спасало натуральное хозяйство, а от тоски – книги.
Чтением юный Вильнур занимался все свободное время. Подвиги пионеров и комсомольцев советской эпохи, невероятные приключения героев Жюля Верна, забавные выходки озорных персонажей Николая Носова – все это вдохновляло и рождало прекрасные желания. Непременно хотелось пойти на войну и героически умереть, закрыв грудью вражеский дот, как это делали наши великие предшественники во времена Великой Отечественной войны. Но поскольку враг на родину нападать отказывался, приходилось искать более мирные способы реализации своих отважных порывов.
Вот бы вырасти и жить такой же насыщенной, полной приключений жизнью, как герои любимых книг! Оставалось только определиться с выбором профессии, чтобы беспрепятственно реализовывать свои мечты. Определенно неплохо было бы стать летчиком! Они бесстрашные, бравые ребята, которыми восхищаются все без исключения. Что ж, решение принято, дело за малым: воплотить его в жизнь. Начать Вильнур решил с испытательных полетов прямо во дворе. Сколотил из реек «скелет» дельтаплана, обтянул его полиэтиленом, припасенным мамой для парника, взобрался на крышу сарая и… полетел! Испытательный полет продлился ровно то количество времени, которое необходимо для свободного падения с двухметровой высоты некрупного ребенка, отягощенного реечно-полиэтиленовой конструкцией. Результатом испытаний стал полный крах летательного аппарата, ушибы пилота и крайнее негодование мамы, обнаружившей испорченное покрытие для парника. Что ж, какой же летчик отчаивается после первой же неудачи?!
Испытания было решено продолжить. Только на этот раз Вильнур несколько упростил задачу, запланировав тренировочные прыжки с парашютом. Стартовой площадкой вновь послужила крыша сарая, а роль парашюта полагалось исполнить маминому зонту. Зонт с означенной участью не согласился, спицы во время полета предательски выгнулись в обратную сторону, дальше все пошло по сценарию испытательного полета №1: ушибы и сломанная техника. Категорическое несогласие мамы с порчей вполне пригодных в хозяйстве вещей несколько охладило страсть к полетам, тем более что Вильдан как раз на тот момент обнаружил в себе задатки юного мичуринца.
Яблонька, которую мальчик вырастил из семечка, подрастала, и у новоявленного селекционера появились на нее большие планы. Было решено превратить ее в чудо-дерево, плодоносящее самыми разными ягодами и фруктами. Растению последовательно прививались малина, смородина, вишня – в общем, все доступные в средней полосе садовые культуры. Несмотря на приложенные усилия, яблоня отказывалась плодоносить чем-либо еще кроме яблок, зато сами яблоки у нее получались действительно сочные и сладкие. Дерево и сейчас каждый год радует людей фруктами во дворе старого дома, где жили Вильнур с мамой.
Впрочем, книги, полеты, аграрные успехи – всем этим Вильнур занимался дома, но была еще и школьная жизнь, в которой помимо учебы существовали школьный театр и первая любовь. Однажды Вильнур влюбился самозабвенно и безответно, как и положено в подростковом возрасте. От страданий спасался творчеством: писал стихи и отправлял их в районные газеты. Чтобы соответствовать образу романтического героя, решил взять себе псевдоним. Конечно, подходил не абы какой, а непременно окутанный ореолом загадочности. С этой целью было решено воспользоваться русско-французским словарем. Всю душевную боль и муки неразделенной любви была призвана отразить фраза malade mental. Лишь позднее юноша заподозрил, что фраза эта означает несколько иную степень душевного неблагополучия, а именно его клиническую форму.
Но увлекали не только стихи. Школьный театр впервые открыл Вильнуру одну маленькую хитрость: можно спасать жизни людям, совершать великие научные открытия, даже быть отчаянным авантюристом или злодеем, можно примерить множество разных судеб – для этого всего лишь надо стать актером. В школе впервые сформировалось желание связать жизнь с театром. Вильнур участвовал в школьных постановках, побеждал в конкурсах чтецов, однажды даже сыграл роль в народном театре. Однако мама несколько охладила пыл сына, отметив, что лицедейство – занятие не достойное мужчины, а ему бы впору задуматься о настоящей профессии. Доверяя мнению своей мудрой мамы, Вильнур стал готовиться к поступлению в техникум на оператора ЭВМ, в перспективе собираясь продолжить образование в институте. В этот момент появилась информация о том, что Всемирный конгресс татар оказывает поддержку соотечественникам из других регионов, желающим изучать родной язык и литературу на базе Казанского государственного университета. Это известие полностью изменило планы будущего артиста. Он приехал в Казань и с головой погрузился в студенческую жизнь: развлекался с друзьями, играл в команде КВН, ходил в театры, впрочем, на учебу сил и энергии у несостоявшегося компьютерщика тоже хватало. Так что спустя положенное время Вильнур Шайхутдинов получил диплом филолога и преподавателя татарского языка и был запущен альма-матер в самостоятельную жизнь.
Самостоятельная жизнь привела нашего героя в лицей для мальчиков в Бугульме. «Каждый ребенок – это своя неповторимая история с мечтами и проблемами, это своего рода замок, к которому надо подобрать ключ», – возвышенно думалось новоиспеченному педагогу. Однако системе образования думалось совсем по-другому: «педагог – это заполнятель документов и отчетов, нет отчета – нет доказательств педагогического процесса», – отрезвила мечтателя система. Впрочем, за три года работы в школе Вильнур успел организовать театральный кружок и поставить с детьми несколько спектаклей.
В 2014 году от своей двоюродной сестры Вильнур узнал, что художественный руководитель буинского театра набирает в труппу людей, и профессиональное образование не является обязательным критерием отбора. «Была не была», – подумал будущий артист и позвонил режиссеру. «Приезжай», – просто ответил Раиль Садриев.
Сегодня Вильнур Шайхутдинов – один из самых ярких артистов труппы буинской труппы. Наконец, пришло понимание того, что он занимается именно тем, чем и хотел бы. Конечно, в работе над ролями бывают моменты, когда кажется, что таланта недостаточно, образования катастрофически не хватает и уйти из театра – единственное правильное решение, но потом приходит понимание образа, проблемы забываются, появляется азарт и желание добиться большего.
Начинающего артиста готовили к большим ролям постепенно. Сначала были детские спектакли – это хорошая школа. Дети – очень благодарные зрители, они искренне верят во все происходящее на сцене, и эта вера передается артисту, помогая раскрыться, убрать зажимы.
Потом были роли в концертных номерах. Почти целый год Вильнур откатал по городам и весям региона с монологом алкоголика. Был настолько убедителен в своем образе, что вызывал у зрителей искреннее сочувствие.
Раиль Садриев говорит своим артистам: «Не играйте – живите на сцене. Ты не другой человек, ты тот же Вильнур, просто ты выбрал другой жизненный путь, ты выучился и стал сантехником или врачом. Или же оказался слабым человеком, поддался своим порокам и стал алкоголиком. Чтобы зритель верил, сопереживал, ты должен быть органичен на сцене». И зритель верит. Вместе с ролями в театре пришла и популярность, правда, несколько непривычная: узнают не самого Вильнура, а персонажей, сыгранных им. «О, это же Игорь! Как дела?», – порою приходится слышать артисту в свой адрес.
Фестивали, театральные лаборатории, проходящие в Буинске, дают артисту возможность узнать, как работают другие режиссеры. Есть такие, которые обозначают общую канву, своего рода скелет роли, а артист уже сам должен нарастить на нее «мясо», додумать образ персонажа, его привычки, какие-то мелкие, но достоверные детали. А есть те, которые требуют четкого послушания и строгого соответствия их видению образа. В любом случае этот опыт, несомненно, полезен, позволяет обнаружить в себе новые грани таланта, узнать больше о возможностях профессии.
Театр, как и мечталось в детстве, позволил примерить десятки образов, пережить множество разных судеб. Театр дал возможность увидеть мир, пусть порою только из окна автобуса, в процессе многочасовых, утомительных переездов, но зато тяга к путешествиям воплотилась в жизнь. Театр (хочется этого или нет) заменил семью, потому что именно здесь проходит даже не большая часть, а практически все имеющееся в наличии время. Но это именно тот стиль жизни, который вдохновляет, дарит чувство азарта и удовлетворения. Тем не менее, сбывшиеся мечты – не повод, чтобы останавливаться на достигнутом. В планах – сыграть больше драматических ролей, накопленный опыт переживаний требует выхода. Кроме этого, хотелось бы сняться в хорошем фильме, ведь роли в театре – это как замки из песка: сколь бы прекрасны они ни были, их жизнь очень коротка. А кино – настоящее архитектурное творение, и чем оно качественнее, тем дольше и прекраснее его судьба. А еще хотелось бы попробовать себя в роли режиссера и искать собственные пути в театральном искусстве.
ФОТО МАРИНЫ УСОЛЬЦЕВОЙ
Галерея
Теги: театр буинск татарская молодежь актеры
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев