Яркая выставка в серых тонах
В Казань привезли шедевры. Настоящие. Подлинные. Их можно увидеть в выставочном центре «Эрмитаж-Казань», где открылась выставка «Матисс, Пикассо, Шагал… искусство Западной Европы 1910-х–1940-х годов в собрании Эрмитажа».
В Казань привезли шедевры. Настоящие. Подлинные. Их можно увидеть в выставочном центре «Эрмитаж-Казань», где открылась выставка «Матисс, Пикассо, Шагал… искусство Западной Европы 1910-х–1940-х годов в собрании Эрмитажа».
О рганизаторы выставки сделали безошибочный ход, включив в название выставки именно эти имена. Пикассо, Матисс, Шагал стопроцентно станут своеобразной «завлекаловкой» для посетителей разного уровня – и художников с их особым видением и пониманием изобразительного искусства, и обычного, среднестатистического гостя центра «Эрмитаж-Казань».
А, между тем, открывшаяся экспозиция, в которую вошли экспонаты из собрания и фондов Государственного Эрмитажа, состоит не только из работ этих художников. Здесь представлено искусство Западной Европы определенной эпохи – 1910-1940 гг. прошлого столетия. Авторы выставки решили показать жизнь европейцев в исторический промежуток между двумя мировыми войнами.
«В экспозицию включены не только традиционные произведения живописи, скульптуры и графики: значительную часть составляют предметы, относящиеся к новому виду искусства, родившемуся только в прошлом столетии – livre d'artiste («Книга художника»). С ними соседствуют образцы костюма, линии которого несут на себе отпечаток дерзкого стиля ар-деко, а также киноафиши», – рассказали на открытии выставки.
Для дилетантов следует напомнить, что «Книга художника» – чисто французское изобретение. Это направление появилось в начале XX в. благодаря галеристу и издателю Амбруазу Воллару. Однажды он решил использовать книжный формат с графикой известных художников. Первыми иллюстраторами стали Миро и Шагал. Позднее дело Воллара продолжили другие арт-диллеры, которые привлекли к этой работе Пикассо, Матисса и других именитых живописцев. Гении живописи не сопротивлялись новаторству: книги, иллюстрации к которым они создавали, представляли собой настоящие произведения искусства. Для каждой изготавливалась специальная бумага с водяными знаками, дублирующими название, к каждому изданию подбирался старинный наборный шрифт, иллюстрации печатались первоклассными мастерами-печатниками. ПереплƉт и футляры делались вручную. Тиражи же были маленькими, и каждая книга стоила просто огромных денег.
Сейчас некоторые из таких произведений представлены на выставке в «Эрмитаж-Казань». Книги – подлинные, авторы иллюстраций – великие.
«Надеюсь, что выставка, которую мы открыли, кроме того, что обогатит вас новыми представлениями, найдет место и в сердце, и в душе. Эта экспозиция, выражаясь образным языком, – самая яркая выставка в серых тонах», – подчеркнула на торжественной церемонии открытия руководитель Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева.
Отдельный зал организаторы выставки посвятили живописи и скульптуре 1920-1930-х годов. В представленных экспонатах отчетливо прослеживаются тенденции, проявившиеся в творчестве художников той поры – времени, когда Европа приходила в себя после Первой мировой войны, когда людям хотелось порядка, спокойствия, равновесия. Здесь представлены работы художников, на чье творчество оказал влияние сам Пикассо. Это и отвоевавшийся Массимо Кампильи, испанец Александр Архипенко, Джорджо Моранди, Рауль Дюфи и Жорж Руо.
И, конечно, сам великий Пабло Пикассо, которого большинство далеких от высокого искусства знает по такому произведению, как «Девочке на шаре», здесь открывается с самых разных сторон. Помимо картин, посетителям предоставлена уникальная возможность познакомиться с подлинными шедеврами Мастера в других направлениях – коллажах, рисунках и «Книге художника».
В этом же жанре представлен и Марк Шагал, а точнее, его бесценные иллюстрации к бессмертным «Мертвым душам» Гоголя. Российскому ценителю искусства эта работа будет, безусловно, особо интересна. Мы с детства знаем сюжет гоголевского сочинения, знаем героев и их характеры. А Шагал «внимательно следует за повествованием, не пропуская ни второстепенных персонажей, ни проходных эпизодов. Во многих листах гоголевские описания напрямую переводятся в изображения, с тщательным перечислением упомянутых деталей. С такой же тщательностью реализованы и гоголевские «фигуры речи» – гиперболы, сравнения, метафоры», – сообщается в аннотации к выставке.
«Желаю получить настоящее наслаждение от шедевров искусства, представленных в Казани, найти точки соприкосновения своих собственных мыслей с мыслями художников. Надеюсь, выставка породит самые приятные эмоции от знакомства с неизведанным и неизвестным», – пожелала на открытии выставки вице-премьер татарстанского правительства Лейла Фазлеева. Шедевры европейского искусства, представленные в Казанском Кремле из собраний Государственного Эрмитажа, можно увидеть до мая будущего года.
фото Зулейхи Камаловой
Теги: выставка казань, городска культура, мэрия
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев